Мобильная версия Сегодня: 26.05.2016 Обновлено в 12:03 | Выберите дату
 
 
на главную страницу карта сайта написать письмо
В избранное RSS


ЭЛЕКТРОННОЕ ИЗДАНИЕ
О Нас
Авторы
Контакты
    Украина. «Чёрный лебедь» нашей Победы  
    О борьбе националистов Казахстана с...  
    Польше не нужны русские солдаты, лежащие в...  
  ГЛАВНАЯ ПОЛИТИКА ЭКОНОМИКА ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА АВТОРСКАЯ КОЛОНКА  
 
 
 
ВЫБЕРИТЕ РЕГИОН

Get Adobe Flash player

 
 
 
НОВОСТИ
 
 
Стивен Коэн заявил, что НАТО может готовиться к реальной войне с Россией...

Путин: нужно создать зону сотрудничества от Атлантики до Тихого океана...

В Японии открылся саммит «большой семерки»...

Туск - за продление европейских санкций против России...

Нефть дорожает на данных Минэнерго США до $50 за баррель и выше...

ВВС Израиля нанесли удары по сектору Газа...

Пентагон: США надолго оставят войска в Афганистане...

«Обманщица Хиллари» уступает Трампу: что случилось с фавориткой предвыборной кампании...

Совет еще одной итальянской области рассмотрит резолюцию о признании Крыма...

Россия сообщила ООН об участии турецких компаний в снабжении "ИГ" компонентами для взрывчаток...

Брат президента Казахстана купил половину украинского Евробанка...

Владимир Путин: Россия восстанавливает сотрудничество с Францией...

Венгрия выступила против автоматического продления антироссийских санкций...

Могерини: Евросоюз празднует освобождение Савченко...

Туркмения и Узбекистан закрыли границу с Казахстаном...

все новости
 
 
 
 
Соц. сети
 
 



 
 
 
вернуться версия для печати
 
ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА

Охранитель. Памяти В.Г. Распутина

Георгий ВОСКРЕСЕНСКИЙ | 16.03.2015 | 00:43
 

Русская словесность – великая держава. Созидает её народ, а она в свою очередь воспитывает охранителей, знающих, что «язык наш превосходен, богат, громок, силён, глубокомыслен» (А.С.Шишков), и ревностно отстаивающих русское слово как величайшее национальное достояние. Таким был Валентин Григорьевич Распутин (1937-2015), один из самых значительных писателей России второй половины ХХ – начала XXI веков. 

Провожая Валентина Распутина, лучше всего сказать о нём словами его же очерков, статей, выступлений. 

Распутин не мог не знать о себе того, что он сам написал о Георгии Свиридове: «Ни по масштабу своего таланта, ни по духу, ни по звучанию для XXI века он не подходил. Он не совсем подходил и для ХХ века». Не потому ли информационные агентства, сообщившие о его смерти, как-то поспешно зачислили его по ведомству «деревенской прозы»? Пусть это и верно, но до крайности узко. И дело не только в том, что в его повестях и рассказах присутствует множество «городских» сюжетов.

Распутин напоминал, что ещё столетие назад Россия была крестьянской страной, что многие десятилетия приток в города шёл из деревни, что в советское время «крестьянскому происхождению открылись дороги в университеты и академии», но всё это говорилось «не для того, чтобы возвысить деревню, идеализировать её и доказать её первенство в судьбе России». Писатель прекрасно понимал, что в этом нет никакой необходимости, что «и город, и деревня всегда оставались на своих местах, как их Господь и власть устроили». Одно не вызывало у него сомнения, определяя его писательское и общественного служение: «Деревня, - писал он, - всегда была надёжным фундаментом России, видимой и невидимой твердью, кладом, где всего-всего Богом и человеком заложено в избытке, тылом настолько бескрайним и могучим, что не могло быть ему, казалось, никакого износу». Родившийся в селе Аталанка Усть-Удинского района Иркутской области в семье крестьян Валентин Распутин знал, о чём говорил.

Знал Распутин и то, что «мужика в деревне не надо было учить патриотизму – он был у него в крови; мужик не нуждался в понуждении к национальному чувству – он весь из него состоял, не всегда, впрочем, разбираясь, что это такое, но исполненный им настолько, что братство в многонациональной российской семье принималось им так же естественно и дружественно, как всякая необходимая богоданность».

Да, «деревенская проза», если признать, что за этим неуклюжим определением стоит острое до сердечной боли ощущение разрывов органической связи между русской деревней и русской национальной традицией. «…Возврат к национальным традициям – вот истинная новизна для нашего времени», - повторит Валентин Распутин вслед за Георгием Свиридовым. В другой статье он скажет: «Всё крупное, глубокое талантливое в литературе любого народа по своему нравственному выбору было неизбежно консервативным».

* * *

Отношение Распутина к русскому языку и русской литературе близко к мистическому. «Русский язык, русская словесность и отечественная история - когда бы оберечься этим триединством в их нераздельности, да ещё с молитвой, - встали бы мы на путь спасения», - говорил он в своём выступлении на XIV Рожественских образовательных чтениях в 2006 году. А десятью годами ранее, в 1996-м, появился «Мой манифест» Распутина. Это была полемика с теми, кто на разные лады повторяли тогда «один и тот же мотив о смерти русской литературы», и в то же время это было задание себе и своим литературным единомышленникам. Манифест Распутина, словно не замечавшего постмодернистских веяний времени, призывал к национальному служению, он строился на глубокой убеждённости писателя в том, что «русский человек стал вместилищем духа», и именно «отсюда, из духовного склонения Руси, и особая роль в ней литературы». Литература «всегда была у нас больше, чем искусство». И определялось это тем, говорит Распутин, что «русскость в широком смысле слова – это… духовная качественность», это «аттестат на особую роль в мире». И «нет сейчас у нашей литературы более важной задачи (это из выступления на IX съезде писателей России. – Г.В.), нет цели более необходимой, чем вернуть русскому имени достоинство и твёрдость».

Сегодня нужно вернуть доверие к литературе («это пришлось делать и после революции 1917 года»), заявлял Распутин в своём «Манифесте», пусть даже «читать стали в десятки раз меньше, чем десять лет назад» (1996 год). «Наступила пора для русского писателя вновь стать эхом народным, и не бывавшее выразить с небывалой силой… К нашим книгам вновь обратятся сразу же, как только в них явится волевая личность, - …человек, умеющий показать, как стоять за Россию, и способный собрать ополчение в её защиту… У национальной литературы нет и не может быть другого выбора, как до конца служить той земле, на которой она была взращена».

В статье «Ближний свет издалека» (1991), написанной в год раздела исторической России и посвящённой преподобному Сергию Радонежскому, Распутин, размышляя о том, как «вложить в народ чувство национального подъёма», приводит мысль В.О.Ключевского: «Одним из отличительных признаков великого народа служит его способность подниматься на ноги после падения. Как бы ни было тяжко его унижение, но пробьёт урочный час, он соберёт свои растерянные нравственные силы и воплотит их в одном великом человеке или в нескольких великих людях, которые и выведут его на покинутую им временно прямую историческую дорогу».

* * *

Сегодня, когда Украина кровоточит, истерзанная последствиями своего «европейского выбора», вспоминается статья Валентина Распутина «Что дальше, братья славяне?» (1992). «В сущности, - писал он, обращаясь к украинским «самостийщикам», - российские славяне – это один народ, народ русский, разлучённый историческими обстоятельствами в старые времена на три части и в разлуке наживший различия, давшие основания называться Малой, Белой и Великой Русью… «Москали», «москальство» - кривитесь вы вслед нам, как врагам своим. Нам не впервой слышать такое. Разве далеко обращаться за памятью о Киевской Руси, откуда разошлись мы на три стороны с одним и тем же лицом и языком, и разве только с возвращения от Литвы и Польши начинается ваша народность? Разве не такова степень сходства и сродства между нами, что дальше некуда, и ненавистный вам теперь «москаль» - часть ваша, хотите или не хотите вы это признать… Ваши предки, претерпевшие за русскость и сохранившие её, при возвращении на родину шли не за выгодой, а для исполнения общих наших обетов. Когда не твёрдость их и не верность Руси, быть вам сегодня диалектами польскими и австрийскими». 

* * *

«Народ, - говорил Валентин Григорьевич Распутин, - как известно, сплачивает сильная, на роду ему написанная идея». Быть прочно укоренённой эта идея может только в одном – в «патриотизме как системе государственно-охранительных взглядов», через который выражает себя «порыв народа к самосознанию и сохранению своего национального и исторического лица». Выступая на Х Всемирном Русском Народном Соборе 2006 года, Распутин даст развёрнутое и чеканное определение этой системы взглядов: «Вера. Земля. Человек. Три главных, коренных слова русской цивилизации, три основополагающих её понятия. Три кита, на которых она стояла и пока ещё удерживается, - всеобъемлющее единство нации и государства».

 
Метки: Россия
 

 
Рейтинг: 4.9 (23)      Ваша оценка: 1 2 3 4 5     
 
Отправить по почте

 
 
 
 
АВТОРСКАЯ КОЛОНКА
    Дмитрий СЕДОВ

Всемирный гуманитарный саммит в Стамбуле: празднословие и ханжество

Генсек ООН Пан Ги Мун и его Секретариат провели в Стамбуле 23-24 мая Всемирный гуманитарный саммит, о котором сказано, что он должен открыть новую эпоху в жизни человечества - эпоху международного сотрудничества в ликвидации гуманитарных катастроф... Все гуманитарные катастрофы имеют конкретных творцов. Они известны, но большинство из них на саммит в Стамбул не прибыли. За исключением разве что Эрдогана как хозяина саммита да Петра Порошенко, не пропускающего ни одной возможности вылить ведро помоев на Москву... 

26.05.2016
 
 
 
 
 
 
УПОМИНАЕМЫЕ
 
 
 
70-летие Победы AIIB AIPAC ALBA Amnesty International Anonymous Bank of America BBC BlackRock CARICOM CDS CELAC Chatham House Chevron CNN CNPC DARPA DEA Dragon Family EASA ELNET ENI ExxonMobil Facebook FARC FEMA Financial Stability Board Fitch Franklin Templeton Freedom House G20 G7 G8 GATA Global CST Goldman Sachs Google Green Group Guardian Heritage Foundation HSBC Human Rights Watch ICAO ISAF JPMorgan KFOR Local Exchange Trading System Mercosur Microsoft Moody's Nabucco NAFTA NED NPD NSU PEGIDA Podemos PRIME Finance PRISM Shell Siemens Standard & Poor's StatOil Stratfor SWIFT TANAP TAP TAPI TeleSur The Foreign Policy Initiative Total Transparency International TTIP Twitter UNASUR USAID USCENTCOM Vanguard Group Volkswagen Wells Fargo WikiLeaks «Ансар Аллах» «Джунд-аль-Халифат» «Исламское государство» «Корпус мира» «Набукко» «Нация ислама» «Оккупируй Уолл-стрит» «Открытое правительство» «Прометей» «Турецкий поток» «Череп и кости» АБИИ Аль-Джазира Аль-Каида Альтернатива для Германии АНБ Армия Крайова АСЕАН АТАКА АТЭС АФИСМА Африканский Союз Аш-Шабаб АЭС Базельский комитет Банк международных расчётов Белтрансгаз Бильдербергская группа БНД Боко Харам Братья-мусульмане БРИКС Бритиш Петролеум Ватикан ВДВ Венецианская комиссия Вестингауз Вишеградская группа ВКО ВМФ Всемирный банк ВТО ВЭФ Гаагский трибунал Газпром ГЛОНАСС Гринпис Давосcкий форум Движение неприсоединения Джеймстаунский фонд Евразийский союз ЕврАзЭС Еврокомиссия Европейский еврейский парламент Европейский еврейский союз Европейский Союз Европейский суд по правам человека ЕУЛЕКС ЕЦБ Интерпол Йоббик Казмунайгаз КиберБеркут Комитет 147 Константинопольский Патриархат Красный Крест КСИР Ку-Клукс-Клан Либерия Лига арабских государств лоббизм Лукойл МАГАТЭ Мальтийский орден МБТЮ МВФ Международный арбитражный суд Международный Суд ООН Международный уголовный суд Меркосур Моджахедин-э Халк Монсанто МОССАД МЭА НАТО Нафтогаз Украины ОАГ ОБСЕ ОДКБ ОЕОУ ОЗХО ООН ОПЕК ОУН-УПА ОЭСР Панъевропейское движение ПАСЕ Пентагон пентархия ПОЛИСАРИО ПРО РВСК РВСН РЖД Росатом Роскосмос Роснефть Рособоронэкспорт Ростехнологии РПК РУМО Русская Православная Церковь РЭНД СБ ООН Сбербанк России СДПГ Северный поток СИРИЗА Сколково СНГ Совет Европы Совет по международным отношениям СССПЗ СЯС Талибан Тамарруд Таможенный Союз Тихоокеанский Альянс Трёхсторонняя комиссия ТТП УГКЦ Украинская Православная Церковь ФАТФ ФАТХ ФБР ФИФА ФРС ФСБ ФСЕНМ ФСКН ФСЭГ ХАБАД ХАМАС ХДС/ХСС Хизб-ут-Тахрир Хизбалла ЦАРЕС ЦАХАЛ ЦБ ЦРУ Черноморский флот Чёрный блок ШОС ЭКОВАС ЭТА ЮжМаш Южный поток ЮКОС ЮНЕСКО
 
 
 

Перепечатка материалов сайта приветствуется при условии гиперссылки на электронное издание "Фонд стратегической культуры" (www.fondsk.ru)

Точка зрения редакции сайта может не совпадать с точкой зрения авторов статей.

 
 
© Фонд Стратегической Культуры

RSS

Главная Политика История и культура Архив Авторы Рекомендуемое
  Экономика Авторская колонка О нас Контакты

 

Георгий ВОСКРЕСЕНСКИЙ


все статьи