Мобильная версия Сегодня: 28.08.2016 Обновлено в 19:20 | Выберите дату
 
 
на главную страницу карта сайта написать письмо
В избранное RSS


ЭЛЕКТРОННОЕ ИЗДАНИЕ
О Нас
Авторы
Контакты
    Украинский терроризм в Крыму. Точка...  
    ВКС вернутся в Сирию  
    Попытка мятежа в Казахстане. Угроза...  
  ГЛАВНАЯ ПОЛИТИКА ЭКОНОМИКА ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА АВТОРСКАЯ КОЛОНКА  
 
 
 
ВЫБЕРИТЕ РЕГИОН

Get Adobe Flash player

 
 
 
НОВОСТИ
 
 
AFP: в результате турецких обстрелов позиций курдов в Сирии погибли 35 мирных жителей...

Вице-канцлер Германии дистанцировался от политики Меркель в отношении беженцев...

ВДВ и морпехи переброшены в Крым и на Кубань...

Половина жителей Германии против Меркель на посту канцлера...

Аэропорт Диярбакыра попал под ракетный обстрел...

Турция понесла первые потери в Сирии...

Мэры курортных городов Франции отказались признавать законность буркини...

СМИ: Анкара требует от Берлина дистанцироваться от резолюции о геноциде армян...

Европол: террористическая активность ДАИШ будет расти...

Турция объявила «тотальную войну» террористическим группировкам...

Глава Генштаба ВС Белоруссии высоко оценил учения "Нерушимое братство"...

Сирийские силовики взяли под контроль город Дарайа...

Французский партнёр просит Россию прекратить операцию в Сирии...

Мутко заявил, что доклад Макларена сфальсифицирован...

NI включил российский Т-90 в список топ-5 самых мощных танков мира...

все новости
 
 
 
 
Соц. сети
 
 



 
 
 
вернуться версия для печати
 
ПОЛИТИКА | ЭКОНОМИКА

Российский газ и интересы Европы

Петр ИСКЕНДЕРОВ | 16.04.2015 | 00:00
 

У европейцев остается все меньше времени для того, чтобы приступить к созданию инфраструктуры, необходимой для приема и транзита российского газа, поступающего через Турцию. Как вновь напомнил председатель правления ОАО «Газпром» Алексей Миллер на заседании Валдайского клуба, российская сторона не станет продлевать после 2019 года действующий контракт о транзите газа через территорию Украины. Более того, Москва не станет согласовывать новую инфраструктуру поставок российского газа в Европу с руководством ЕС. А следовательно, европейские страны должны определить свои приоритеты в энергетике.

И выбор здесь не очень велик. Согласно исследованию, обнародованному недавно экспертами британской компании BP, в ближайшие 20 лет зависимость Европы от импорта газа возрастет с нынешних 50% до 71%. И это произойдет в условиях спада добычи на европейских месторождениях и сокращения поставок из Алжира и из других внешних источников. Что же касается поставок в Европу сжиженного газа, то они в лучшем случае могут лишь компенсировать снижение объемов добычи газа на континенте, которое к 2020 году может составить порядка 30%. При этом доля российского газа в европейском импорте по меньшей мере сохранится на нынешнем уровне (32-33%), прогнозируют эксперты BP.

Существенным фактором является и растущий пессимизм инвесторов относительно сооружения и наполнения двух конкурентов российского проекта «Турецкий поток» - Трансанатолийского (TANAP) и Трансадриатического (TAP) газопроводов. Министр энергетики Турции Танер Йылдыз уже дал понять, что Анкара может продать свою долю участия в TANAP.

К аналогичным выводам приходят и эксперты Института Брукингса в Вашингтоне. В подготовленном ими докладе констатируется, что «российский природный газ будет очень конкурентоспособным в Европе», по крайней мере, до 2030 года. «В целом анализ показывает, что трансформации структуры топливного баланса Европы не происходит. Мы полагаем, что доля российского газа в европейском топливном балансе будет значительной», - считает аналитик Института Брукингса Тим Боерсма. Как стало известно австрийской газете Die Presse, Институт Брукингса просчитал несколько сценариев развития европейского газового импорта из России вплоть до 2040 года. И ни один из них не указывает на возможное сокращение доли российского газа в снабжении Европы.

Следует также подчеркнуть, что все эти расчеты не учитывают обострение обстановки на Ближнем Востоке, которое уже сейчас вносит существенные коррективы в динамику нефтяного и газового рынков и заставляет потребителей просчитывать возможности сокращения поставок из Саудовской Аравии, Ирака и Катара. «Вполне может быть, что существует несоответствие между тем, что ожидают от рынка, и тем, как складываются политические реалии. Они, как правило, не совпадают», - признают эксперты Института Брукингса. 

«"Турецкий поток" мы начнем строить, как только получим все согласования. У нас нет необходимости его обсуждать с европейскими коллегами», - напомнил Алексей Миллер. По его словам, Россия намерена во взаимодействии с Турцией довести российский газ до хаба на турецко-греческой границе. Дальнейший маршрут поставок будет зависеть от готовности и способности самих европейцев создать собственные мощности и «подключить» их к данному хабу. «Построим и будем ждать», - подчеркнул глава «Газпрома». «Сейчас все усилия направлены на то, чтобы реализовать строительство газотранспортной инфраструктуры в Турцию, на границу Турции и Греции и доставку потребителям Юго-Восточной и Центральной Европы через этот маршрут», - подтвердил российский министр энергетики Александр Новак. По его словам, стоимость «Турецкого потока» сопоставима со стоимостью «Южного потока», но строить наземные подключения к будущему газопроводу европейским странам придется за свой счет. 

Пока наибольшую активность в вопросах подключения к новой инфраструктуре газопроводов проявляет Греция. Посетивший с визитом Москву греческий министр производственной реконструкции, окружающей среды и энергетики Панайотис Лафазанис в ходе переговоров с Алексеем Миллером отметил, что новый газопровод в направлении Турции «повысит надежность» газоснабжения Европы, поскольку соответствует требованиям «диверсификации экспортных маршрутов».

Активна в данном вопросе и Словакия. Оператор словацкой газотранспортной системы компания Eustream уже заявила о намерении построить газопровод от своей страны до болгаро-турецкой границы с тем, чтобы в перспективе сделать его ключевым элементом новой системы поставок российского газа в Европу. Предварительная стоимость словацкого проекта – 750 млн евро. «Трубопровод начинался бы в словацком поселке Вельке Капушаны вблизи границы с Украиной, а завершался на болгаро-турецкой границе», - указывает братиславское интернет-издание vEnergetike со ссылкой на источники в компании Eustream. Предполагается, что половина трассы пройдет по уже существующим трубопроводам, а оставшаяся часть будет достроена на территории Румынии. Строительство рассчитано на три года, а пропускная способность будущего газопровода может быть доведена до 20 млрд кубометров газа в год. В Братиславе понимают, что поставки российского газа через Турцию и Грецию смогут подключить к транзитным маршрутам новые страны, которые не были участниками прежнего «Южного потока», в частности ту же Словакию. А это означает не только транзитные платежи, но и повышение устойчивости всей системы, завязанной на интересы максимального количества игроков. Отказ России от строительства «Южного потока» многое изменил «на энергетической карте будущего», справедливо отмечает словацкая газета SME.

Не в пример грекам и словакам другие пока осторожничают. В частности, правительство Сербии ещё питает надежду убедить Еврокомиссию «надавить» на Россию с тем, чтобы заставить ее реанимировать «Южный поток». Кабинет Александара Вучича, похоже, решил не предпринимать никаких самостоятельных действий в сфере обеспечения энергетической безопасности без согласования с Брюсселем. А это, учитывая отказ «Газпрома» согласовывать «Турецкий поток» с руководством ЕС, прямой путь к тому, чтобы оставить Сербию на энергетической обочине. У Сербии и других балканских государств «не очень большие альтернативы» поставкам газа из России, убеждён российский посол в Белграде Александр Чепурин. 

Между тем судьба оплакиваемого сегодня сербами и болгарами «Южного потока» должна была бы научить их лучше понимать суть энергетической политики Евросоюза, а заодно неблаговидную роль Киева. Проект «Южный поток» стал жертвой глобальной геополитической игры, которую ведут США и их союзники и главным элементом которой они сделали Украину. Основная причина того, что Россия приняла решение строить транзитные газопроводы в обход Украины, – заявленный в свое время отказ украинской стороны от модернизации собственной газотранспортной системы. Соответствующее соглашение Москва и Киев заключили еще в 2004 году, но сразу же после этого на Украине не без участия США произошла «цветная революция», и выполнение соглашения было сорвано. Вашингтону удалось превратить Украину в средство давления и на европейцев, и на Россию. Однако в Европе за исключением «Газпрома» попросту нет желающих строить трубопроводы для российского газа. А потому у европейцев очень простой выбор: либо сотрудничество с Россией, либо энергетический тупик.

Несостоятельны и расчеты на поставки сланцевого газа из США. Себестоимость сланцевого газа в несколько раз выше, чем у традиционного газа. Если для традиционного газа она составляет около 20 долларов за тысячу кубометров, то для сланцевого - порядка 150 долларов. По-прежнему остается дорогой и электроэнергия, получаемая из альтернативных источников.

 
Метки: США Европейский Союз Турция Россия Газпром Балканы
 

 
Рейтинг: 4.7 (74)      Ваша оценка: 1 2 3 4 5     
 
Отправить по почте

 
 
 
 
АВТОРСКАЯ КОЛОНКА
    Нил НИКАНДРОВ

О политике Ирана в Латинской Америке

Визит министра иностранных дел Ирана Мохамеда Джавада Зарифа в Латинскую Америку многие назвали «началом новой главы» в отношениях между Ираном и странами этого континента. За шесть дней (21-27 августа) глава иранской дипломатии посетил Кубу, Никарагуа, Эквадор, Чили, Боливию и Венесуэлу... Выпадов по адресу США Джавад Зариф во время поездки старался избегать, но в целом иранская дипломатия следует установке аятоллы Али Хаменеи: «Было бы неправильно считать, что мы можем достичь компромисса с Соединёнными Штатами, поскольку главный предмет нашего спора – само существование Исламской Республики Иран, а этот вопрос не может быть решён за столом переговоров».

28.08.2016
 
 
 
 
 
 
УПОМИНАЕМЫЕ
 
 
 
70-летие Победы AIIB AIPAC ALBA Amnesty International Anonymous Bank of America BBC BlackRock CARICOM CDS CELAC Chatham House Chevron CNN CNPC DARPA DEA Dragon Family EASA ELNET ENI ExxonMobil Facebook FARC FEMA Financial Stability Board Fitch Franklin Templeton Freedom House G20 G7 G8 GATA Global CST Goldman Sachs Google Green Group Guardian Heritage Foundation HSBC Human Rights Watch ICAO ISAF JPMorgan KFOR Local Exchange Trading System Mercosur Microsoft Moody's Nabucco NAFTA NED NPD NSU PEGIDA Podemos PRIME Finance PRISM Shell Siemens Standard & Poor's StatOil Stratfor SWIFT TANAP TAP TAPI TeleSur The Foreign Policy Initiative Total Transparency International TTIP Twitter UNASUR USAID USCENTCOM Vanguard Group Volkswagen WADA Wells Fargo WikiLeaks «Ансар Аллах» «Джунд-аль-Халифат» «Исламское государство» «Корпус мира» «Набукко» «Нация ислама» «Оккупируй Уолл-стрит» «Открытое правительство» «Прометей» «Турецкий поток» «Череп и кости» АБИИ Аль-Джазира Аль-Каида Альтернатива для Германии АНБ Армия Крайова АСЕАН АТАКА АТЭС АФИСМА Африканский Союз Аш-Шабаб АЭС Базельский комитет Банк международных расчётов Белтрансгаз Бильдербергская группа БНД Боко Харам Братья-мусульмане БРИКС Бритиш Петролеум Ватикан ВДВ Венецианская комиссия Вестингауз Вишеградская группа ВКО ВМФ Всемирный банк ВТО ВЭФ Гаагский трибунал Газпром ГЛОНАСС Гринпис Давосcкий форум Движение неприсоединения Джеймстаунский фонд Дойче банк Евразийский союз ЕврАзЭС Еврокомиссия Европейский еврейский парламент Европейский еврейский союз Европейский Союз Европейский суд по правам человека ЕУЛЕКС ЕЦБ Интерпол Йоббик Казмунайгаз КиберБеркут Комитет 147 Константинопольский Патриархат Красный Крест КСИР Ку-Клукс-Клан Курдская рабочая партия Либерия Лига арабских государств лоббизм Лукойл МАГАТЭ Мальтийский орден МБТЮ МВФ Международный арбитражный суд Международный олимпийский комитет Международный Суд ООН Международный уголовный суд Меркосур Моджахедин-э Халк МОК Монсанто МОССАД МЭА НАТО Нафтогаз Украины ОАГ ОБСЕ ОДКБ ОЕОУ ОЗХО ООН ОПЕК ОУН-УПА ОЭСР Панъевропейское движение ПАСЕ Пентагон пентархия ПОЛИСАРИО ПРО РВСН РЖД Росатом Роскосмос Роснефть Рособоронэкспорт Ростехнологии РПК РУМО Русская Православная Церковь РЭНД СБ ООН Сбербанк России СДПГ Северный поток СИРИЗА Сколково СНГ Совет Европы Совет по международным отношениям СССПЗ СЯС Талибан Тамарруд Таможенный Союз Тихоокеанский Альянс Трёхсторонняя комиссия ТТП УГКЦ Украинская Православная Церковь ФАТФ ФАТХ ФБР ФИФА ФРС ФСБ ФСЕНМ ФСКН ФСЭГ ХАБАД ХАМАС ХДС/ХСС Хизб-ут-Тахрир Хизбалла ЦАРЕС ЦАХАЛ ЦБ ЦРУ Черноморский флот Чёрный блок ШОС ЭКОВАС ЭТА ЮжМаш Южный поток ЮКОС ЮНЕСКО
 
 
 

Перепечатка материалов сайта приветствуется при условии гиперссылки на электронное издание "Фонд стратегической культуры" (www.fondsk.ru)

Точка зрения редакции сайта может не совпадать с точкой зрения авторов статей.

 
 
© Фонд Стратегической Культуры

RSS

Главная Политика История и культура Архив Авторы Рекомендуемое
  Экономика Авторская колонка О нас Контакты

 

Петр ИСКЕНДЕРОВ

Старший научный сотрудник Института славяноведения РАН, кандидат исторических наук, международный обозреватель МИА «Россия сегодня»


все статьи