Усама бен Ладен как герой реалити-шоу, или Публика - дура

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Еще великий О’Генри предупреждал, что между сценой и кулисами театра существует большая разница. Одни и те же люди играют здесь сразу две пьесы: одну полную высоких чувств и совсем другую – за кулисами, где затихает сценический пафос, стирается грим, скрывающий последствия бурной жизни, и отношения выясняются с помощью отнюдь не шекспировского языка. 

Америка давно доказала, что ее политический театр ни в чем не уступает в этом плане театру обычному, разве что по затратам на разыгрываемые спектакли не имеет себе равных.

Дело совсем не в том, что, например, президент США Ричард Никсон устраивал в Овальном кабинете пьянки в окружении близких советников, а Билл Клинтон приспособил тот же кабинет для иных занятий, о которых Моника Левински выпустила уже целое собрание своих сочинений. 

Это не спектакли, а мизансцены, свойственные любому заведению, в котором трудятся люди с их человеческими слабостями.

Американские спектакли начинаются тогда, когда обитатели закулисья по команде «сверху» наносят на себя грим, надевают парики и силиконовые рубашки с искусственными бицепсами и начинают разновидность представления под названием реалити-шоу.

В свете юпитеров появляются невиданной отваги защитники американских ценностей, не знающие преград в выполнении поставленных лидерами нации задач. Лидеры в свою очередь регулярно возникают в реалити-шоу и бойко объясняют публике содержание следующей части. И спектакль транслируют по телевидению на весь мир.

Нужно признать, что такие представления достигают нужного эффекта. Еще кто-то из персонажей А.П.Чехова изрек популярную в театре фразу: «Публика - дура». Похоже, в США расчет делается именно на это. Западная публика искренне переживает события вместе с участниками очередного акта «борьбы за свободу и демократию», впадая порой в восторг и срываясь на аплодисменты.

Так было, например, когда после чудовищного спектакля в Нью-Йорке, получившего название «террористический акт 9/11», срочно собранная американцами коалиция вломилась в Афганистан. Мировые СМИ сотрясались от восторга в репортажах о «справедливой войне Запада против армии террористов». Мало кто тогда задумывался о том, что для ликвидации тренировочных лагерей «Аль-Каиды» не требовалось ни вооруженной до зубов армии, ни оккупации независимой страны, ни марионеточного президента. И уж тем более за кадром остались многие тысячи погибших. Шоу продолжалось целых 13 лет, выкачав из американского бюджета несметные суммы. Да и сейчас еще не закончилось.

Говоря о «героике» этих реалити-шоу, нельзя не сказать, что «герои» здесь всегда были особенные. Как-то в самом начале иракской авантюры США в 2003 году один из ее участников писал: «Вы хотите беззаветного поведения от солдата, выросшего в Гарлеме и ненавидящего белую Америку? Или от эмигранта, согласившегося пойти в наемники ради «зеленой карты»? Вы не дождетесь от них героизма. Они будут стрелять по всему, что движется, ибо они боятся всего движущегося вокруг себя». Примерно тогда же американские «герои» подстрелили освобожденную из плена французскую журналистку, потому что ее автомашина «слишком быстро» приближалась к их КПП. 

…Лидеру «Аль-Каиды» Усаме бен Ладену в некотором смысле повезло. Американские политические продюсеры создали с его участием увлекательный сериал, державший публику в напряжении многие годы. Такое редко удается даже маститым авторам американских блокбастеров, повествующих о подвигах простого американца в борьбе за спасение человечества. 

За бен Ладеном охотились в горах Гиндукуша и в Аравийской пустыне, его следы обнаруживали в самых неожиданных местах, вплоть до предместий Нью-Йорка, отряды охотников за его скальпом колесили по диким районам Азии и Ближнего Востока, сопровождаемые отчаянными корреспондентами CNN и BBC. Загримированные под бен Ладена ряженые лицедеи с завидной регулярностью снимались в видеообращениях с угрозами в адрес всей христианской цивилизации. Спецслужбы США сбились с ног, расходуя громадные деньги, выделенные на поимку негодяя. СМИ систематически информировали общественность о ходе розыскных работ. 

В полном соответствии с законами американского реалити-шоу финальный акт охоты на террориста №1 пришелся на заключительный этап предвыборной президентской гонки. Как раз в тот момент, когда Бараку Обаме очень нужны были дополнительные очки, американцы выпустили в мировые СМИ репортаж о спецоперации по ликвидации Усамы. Мир облетела фраза «Обама убил Осаму», и всё в избирательной кампании пошло по плану.

Тот репортаж американская администрация смотрела в режиме онлайн, а затем его увидел весь мир. И мало кто предполагал, что Белый дом всего лишь участвует в спектакле с заранее расписанными ролями:

- бен Ладен прячется не в убежище, а на конспиративной вилле пакистанской разведки и разыскать его несложно. Были бы 25 миллионов долларов для пакистанских разведчиков, желающих сообщить адрес.

- Никакой охраны у террориста нет, ее заранее убрали по договоренности. Усама бен Ладен болен и беззащитен. 

- Рейд проводится под руководством пакистанского «гида», поэтому спецназ не должен заблудиться. Правда, один вертолет из-за неумения летать ночью спецназ всё же сгубил, но это лишь добавляет спектаклю достоверности.

- Главное, не позволить террористу уйти живым, потому что живой он нежелателен. Может вспомнить что-нибудь неподходящее о трагедии 9/11. Поэтому на вилле стреляли без разбора по всему, даже по жене Усамы, которая якобы заслонила его своим телом. «Герои» поступают с такими женщинами именно так. 

После представления американские СМИ захлебывались от восторга. Публика была заряжена новой дозой патриотизма, раскрылись кошельки для очередного акта демократизации мира.

Правда, нет-нет да и возникают на политической сцене личности без врожденного чувства патриотизма вроде журналиста Сеймура Херша. Один из самых серьезных недостатков Херша заключается в том, что он никогда не пользуется непроверенной информацией. Если о чем-то сообщает Херш, то это серьезно. А сейчас он сообщает об очень простой вещи: для правительства США публика – дура. 

Правда, со времени этого реалити-шоу минуло уже четыре года, и едва ли оно выстрелит его режиссёрам в спину. Тем более что убивший Осаму Обама на роль президента уже не претендует.

Однако, как говорится в одном анекдоте, осадок остался. Точнее, осталось стойкое ощущение, что в американском политическом театре подобных реалити-шоу не поубавится.