Невыученные уроки прошлых войн

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Одним из самых ярких образов состоявшегося 9 мая парада Победы на Красной площади в Москве стал проход колонны сербских военнослужащих, за которыми наблюдал с трибуны президент Сербии Томислав Николич. «Твердое, непримиримое сопротивление фашистам оказали сербы - так охарактеризовал вклад в общую победу героев сербского сопротивления президент России Владимир Путин, выступая на параде в честь 70-летия Победы в Великой Отечественной войне. - И сейчас в едином парадном строю – уже внуки и правнуки военного поколения. День Победы – наш общий праздник. Ведь Великая Отечественная была битвой за будущее всего человечества».

Совсем по-другому реагировали на появление сербских военнослужащих на Красной площади в столицах стран-членов НАТО. «Мятеж? Сербская армия приедет в Москву» - так озаглавило свою статью чешское интернат-издание Literarni noviny. Причиной недоумения стало то, что Сербия ранее подписала Индивидуальный план партнерства с НАТО, а это ведь «высшая из возможных ступеней сотрудничества с НАТО в рамках программы «Партнерство ради мира»…

В 2014-2015 годах сошлись две важнейшие юбилейные даты в истории ХХ века – столетие начала Первой мировой войны и семидесятилетие окончания Второй мировой. Возникновение обоих военных пожаров имело свою внутреннюю логику, но если Первая мировая война оказалась неожиданной для подавляющего большинства европейцев, то о Второй мировой этого сказать нельзя. На всем протяжении 1930-х годов в разных уголках мира полыхали конфликты, общемировое значение которых было вполне ясным.

Правда, как оказалось, ясным не для всех. Лидеры западных государств – прежде всего, Великобритании и Франции – вместо противодействия набиравшему силу агрессору в лице гитлеровской Германии взяли курс на его умиротворение. А Польша, например, и сама поучаствовала в расчленении Чехословакии, не забывая при этом выдвигать обвинения против Москвы, предложившей военную помощь Праге. Известно заявление, сделанное в мае 1938 года польским послом в Париже, заверившим американских партнёров в том, что Польша без промедления объявит войну Советскому Союзу в случае, если Москва попытается передислоцировать свои войска в Чехословакию через польскую территорию. Итог такой политики известен: 1 сентября 1939 года Гитлер обрушился всей своей военной мощью не на СССР, на что надеялись в Лондоне или Париже, а на Польшу. Затем пришла очередь других западноевропейских стран, пала Франция. Окрепший германский фашизм начал перекраивать карту Европы.

Европа своими руками подготовила такой поворот событий. Ещё 10 сентября 1938 года, перед решающей встречей британского премьер-министра Невилла Чемберлена с Гитлером и заключения Мюнхенской сделки по Чехословакии, ближайший советник по политическим вопросам Чемберлена сэр Гораций Уилсон предлагал главе лондонского кабинета солидаризоваться с фюрером, высказывавшим мысль о том, что «Германия и Англия являются двумя столпами, поддерживающими мир порядка против разрушительного напора большевизма». 

…Отгремела Вторая мировая, был повержен фашизм, но в западных столицах не спешили менять свои подходы к отношениям с Москвой. В 1946 году в администрации президента США Гарри Трумэна пришли к выводу о том, что какую бы политику ни проводил СССР само его существование несовместимо с интересами американской национальной безопасности. Насколько всё-таки устойчивы предрассудки Запада в отношении России! Они переживают войны, революции, смены форм правления. О том, что Россия должна исчезнуть, говорил на закрытом совещании Объединенного комитета начальников штабов 25 октября 1995 года и президент США Билл Клинтон. «В ближайшее десятилетие, - говорил он, - предстоит решение следующих проблем: 1. Расчленение России на мелкие государства путем межрегиональных войн подобных тем, что мы организовали в Югославии. 2. Окончательный развал военно-промышленного комплекса России и армии. 3. Установление в республиках, оторвавшихся от России, нужных нам режимов»…

Сегодня на Украине такой «нужный» американцам режим установлен, и там разыгрывается опасный антироссийский сценарий. Население Донбасса приносится в жертву химерическим прожектам международной изоляции и «наказания» России за возвращение в её состав Крыма. Захотят ли в Белом доме услышать одинокие трезвые голоса тех американцев, которые в отличие от сотрудников администрации Обамы всё-таки знают Россию и которые предупреждают, как это сделал в The National Interest бывший посол США в Москве, а ныне профессор Института перспективных исследований в Принстоне Джек Мэтлок-младший: «Мы не находимся в состоянии новой холодной войны, но публичные обвинения, требования и угрозы со стороны наших политических руководителей явно способствуют воссозданию такой атмосферы… Если правительство США желает добиться ослабления неправомерного экономического и военного давления Москвы на Украину или российской поддержки сепаратистских настроений в отдельных областях этой страны, оно должно делать все возможное, дабы снизить российские подозрения в том, будто Соединенные Штаты и их европейские союзники плетут интриги, намереваясь отделить Украину от российской сферы влияния и превратить ее в санитарный кордон в целях «сдерживания», а в конечном счете и порабощения России. Однако американские официальные лица и администрация своими действиями и заявлениями, особенно с того времени, когда начались демонстрации на киевском майдане, как будто стремятся усилить подозрения России, а не ослабить их»…