Перейти к основному содержанию

Украина – не Европа

Ритуальное заклинание «Украина – це Европа», повторяемое украинскими пропагандистами, навязло в зубах. Ничего общего с действительностью это утверждение не имеет. Недаром европейцы отвечают решительным «нет», когда какой-нибудь очередной украинский политик заявит, что его стране место в Европейском союзе. И то, что Украина – не Европа, лучше многого другого подтверждает отношение украинских властей к назревшей проблеме экономической децентрализации страны...

Ритуальное заклинание «Украина – це Европа», повторяемое украинскими пропагандистами, навязло в зубах. Ничего общего с действительностью это утверждение не имеет. Недаром европейцы отвечают решительным «нет», когда какой-нибудь очередной украинский политик заявит, что его стране место в Европейском союзе. И то, что Украина – не Европа, лучше многого другого подтверждает отношение украинских властей к назревшей проблеме экономической децентрализации страны. 

Когда в апреле 2014 года Пётр Порошенко шёл на президентские выборы, его команда, заботясь о голосах избирателей, выдвинула предложения  о проведении всеукраинского референдума по вопросу изменения государственного устройства и децентрализации. Выдвинула, чтобы потом напрочь об этих предложениях забыть и проделать всё с точностью до наоборот. Никаких обещанных майданом «демократических преобразований» на Украине никто в этой стране так и не увидел. При нынешнем режиме и не увидит.

На первых порах было объявлено об изменениях в Конституции Украины. Был там и  пункт о перераспределении местных бюджетов. До февральского переворота 2014 года основой самоуправления на местах являлись доходы местных бюджетов (сборы, налоги, субсидии, дотации и т.д.) В объявленных изменениях предполагалось формировать поступления местных бюджетов как из местных налогов и сборов, так и из общеукраинских доходов. Однако сколько откуда - никто не понял. Не понимает и до сих пор.

Тем не менее даже малый проблеск надежды на самостоятельность местной власти вызвал оживление в регионах. На протяжении всего последующего года в разных областях Украины проводились круглые столы и консультации по проблемам децентрализации. На одном из обсуждений, организованном  в Кривом Роге членом Днепропетровского гражданского форума и лидером движения «Антивойна» Викторией Шиловой, было заявлено:«… ситуация, когда государство не слышит и не видит объективных запросов регионов и областей нашей страны, приводит к масштабным конфликтам в Украине. Как следствие – раскол общества, экономические трудности по причине игнорирования интересов регионов, сложности в развитии регионов как самобытных культурных единиц. … В интересах наших соседей и партнеров – иметь в лице Украины надежного, мирного, договороспособного партнера. Без децентрализации власти это невозможно. … В Европе к вопросам децентрализации подходят по-разному. Децентрализация существует и в виде экономических автономий, и в виде федераций, в виде конфедераций, в виде экономической кооперации и прочих. Большинство стран предпочло сочетание экономической и политической децентрализации регионов. Теперь очередь за Украиной. Нам нужно определить свою форму децентрализации».

Участвовавший в обсуждении депутат парламента Италии Джакомо Бецци (Италия имеет большой исторический опыт децентрализации экономической власти) заявил: "Текущая ситуация на Украине дает представление о необходимости проведения реформ, направленных на федерализацию страны, усиление полномочий областей. Я верю в то, что это спасет страну от развала". Виктория Шилова, будучи депутатом Днепропетровского областного совета, со своей стороны подчеркнула:"Федерализация - это путь к единству Украины и сбалансированному экономическому развитию".

Инициатива гражданских активистов из Днепропетровска привела к созданию рабочей группы для разработки законопроекта о специальном статусе Днепропетровской области. Однако всё кончилось ничем. «Специальный статус» области не состоялся. Реальность такова, что авторитаризм, характеризующий нынешний украинский режим, исключает экономическую децентрализацию власти по-европейски. 

После серии убийств в Киеве, жертвами которых пали политики и журналисты, не согласные с курсом украинских властей (Михаил Чечетов, Олег Калашников, Олесь Бузина), а также многочисленных угроз в свой адрес лидер движения «Антивойна» Виктория Шилова вынуждена была покинуть Украину.

Вслед за Днепропетровской областью вопрос о децентрализации власти подняла Одесса.  Там собрано 35 тысяч подписей в поддержку предоставления Одессе статуса «порто-франко» — свободной экономической зоны. Об этом 27 мая сего года заявил на пресс-конференции в Киеве депутат Одесского городского совета от партии «Родина» Григорий Кваснюк.  «На ближайшей сессии, - сказал он, - Одесский горсовет рассмотрит обращение в адрес Верховной рады с тем, чтобы парламент дал согласие на обработку необходимой правовой и экономической документации для создания в Одессе зоны свободной торговли. Согласно нашей исторической памяти, мы называем эту зону „зоной порто-франко“, которая в XIX веке помогла Одессе из пустынной местности стать третьим по величине городом Российской империи. Поскольку сегодня государство не в состоянии удержать экономическую ситуацию, мы предлагаем перенести инициативу на места. Она заключается в том, чтобы возобновить работавший исторический опыт, который сегодня имеется во многих регионах по всей Европе. Правительство не справляется со своими обязанностями». 

Идеи одесситов поддерживает и  Джакомо Бецци. Он считает, что превращение Одессы в свободный порт может сделать этот город европейским Сингапуром. Бецци рассказал на пресс-конференции 27 мая, что  в регионе, от которого он избран в итальянский парламент - Северной Италии, около 80 процентов финансовых поступлений остается в местной общине. «Европейский опыт показывает, что, с одной стороны, должны быть возможности финансового характера и возможности экономического развития. Пример такого развития -  Бельгия, где есть  Фландрия, Валлония, Брюссель и немецкоязычное сообщество. Они имеют различные компетенции, которые определяются законодательством. Модель  европейской децентрализации  успешно использовали также Италия и Испания. В Каталонии, например, среднее образование осуществляется исключительно на каталонском языке, а преподавание испанского ограничено двумя-тремя часами в неделю. И это притом, что, согласно конституции, государственным языком является испанский».

Коллега Джакомо Бецци - Луиджи Герато рассказал на пресс-конференции об истории автономии Южного Тироля, который  с 1972 года приобрел черты конфедеративного образования, так как основные административные и законодательные функции в нем переданы двум составляющим его провинциям ― италоязычной Трентино и немецкоязычной Альто-Адиджеила (немцы зовут её «Южный Тироль»). Хотя население Альто-Адиджеила составляет менее 1% населения Италии, итальянская избирательная система позволяет представителям ведущей местной политической силы ― Народной партии Южного Тироля - регулярно избираться в обе палаты итальянского парламента.

Однако это в Италии. Украина, как уже сказано, не Европа. Сторонники движения за превращение Одессы в свободный порт  уже неоднократно обвинялись киевскими властями в «сепаратизме» и антиукраинской деятельности. Не хочется думать, что им может грозить судьба Виктории Шиловой или Олеся Бузины.

Оцените статью
0.0