Казахстан и ядовитая любовь Британии (III)

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Часть I, часть II

Не так давно мировые СМИ облетела новость о том, что Порошенко пригласил бывшего британского премьера Энтони Чарлза Линтона Блэра войти в состав Консультативного международного совета реформ на Украине.

Блэр, разумеется, не стал отказываться и даже провел с президент-кондитером переговоры, на которых обсуждалась важность реформ на Украине и «агрессия России». В целом получилось забавно, так как с 2011 года Тони Блэр стоит на довольствии Казахстана, являясь официальным советником Нурсултана Назарбаева. При этом, согласно официальной версии The Daily Telegraph, бывший премьер получит за свою работу в Казахстане около 8 млн фунтов стерлингов. А Порошенко может расплатиться разве что своими шоколадками…

Однако мы не о Порошенко. Мы о тех, кто помимо Блэра подрабатывает сегодня у Нурсултана Назарбаева на роли консильери. (Консильери [итал. Consigliere] — советник семьи, человек, которому дон может доверять и к советам которого прислушивается. Он служит посредником при разрешении спорных вопросов, выступает посредником между доном и подкупленными политическими, профсоюзными или судебными деятелями либо выполняет роль представителя семьи на встречах с другими семьями. У консильери, как правило, есть законный бизнес, например адвокатская практика или работа биржевым маклером).

История использования чужих мозгов в Казахстане связана, конечно, с американцами. И для Казахстана эта история имела печальный конец.

В 1992 году в ближайшем окружении Нурсултана Абишевича появился некий Джеймс Гиффен, советник с упором в нефтедобычу. Как оказалось впоследствии, Гиффен имел соглашение о комиссионных и гонорарах с нью-йоркским банком Mercator Corp. Все нефтедобывающие компании, пытавшиеся работать в Казахстане, сталкивались с Гиффеном, а дело закончилось 20-миллиардной сделкой с Chevron, в результате которой американская компания получила половину акций гигантского Тенгизского месторождения на западе Казахстана.

В 2003 году, когда Гиффена арестовали в США, грянул так называемый «Казахгейт». В прессу просочились сведения, компрометирующие Назарбаева. Имидж казахстанского президента тогда серьёзно пострадал.

А что Гиффен? А он, как уверяет казахстанский оппозиционер Серикболсын Абдильдин, был агентом ЦРУ, и деликатное для Вашингтона дело, тянувшееся много лет, замяли, Гиффена же признали виновным в мелкой неуплате налогов. Фактически оправдали.

Нечто подобное произошло с американским советником меньшего ранга - Брайаном Уильямсом III, бывшим управляющим нефтяной компанией Mobil. 

После этого Назарбаев стал набирать в советники англичан, которые с XIX века имеют богатейший опыт «Большой игры» в этой части света. Судя по всему, продолжается «Большая игра» и сегодня. 

Итак, в 2011 году служить к Назарбаеву пошёл бывший британский премьер. Часть казахстанских экспертов оценила этот шаг высоко, часть – с недоумением, ибо Тони Блэр - человек, конечно незаурядный, но особыми экономическими результатами похвастать не может. Официальная версия его появления на посту советника Назарбаева звучала следующим образом: «Это поможет повысить инвестиционную привлекательность республики… так как в эпоху глобализации привлечение опытных иностранных консультантов является общепризнанной мировой практикой».

Айдос Сарым, которого в Казахстане называют «придворным националистом», уверял, что советы от Блэра повысят интерес Запада к Казахстану. Однако, по всей вероятности, всё было наоборот: приглашение Блэра было свидетельством интереса Назарбаева к Западу, отводящему в своих геополитических играх Казахстану серьезную роль. 

Европейские и американские СМИ по большей части описывают Казахстан как государство почти тоталитарное, где нарушают бесконечное количество прав и свобод. Чем такие описания заканчиваются, хорошо известно.

Назарбаев это понимает и пытается играть свою игру, хотя не следовало бы забывать, что среди клиентов Блэра был в своё время зверски убитый при содействии Великобритании, Франции и США ливийский лидер Муаммар Каддафи. Настораживает и название программы, которой Блэр руководит в Казахстане, – «Путь в Европу». Что это за путь, мы видим сегодня по Украине.

И, конечно, не могут не тревожить слова бывшего советника президента Казахстана Ермухамета Ертысбаева (ныне посол Казахстана в Грузии), отметившего как-то, что «Блэр будет консультировать Казахстан не только по экономическим, но и по политическим вопросам». Как намекнул Ертысбаев, речь может идти даже о «политической модернизации» Казахстана.

Возникла любопытная конфигурация: Назарбаев приглашает в советники британцев, в то время как в самой Британии располагается центр казахстанской оппозиции, представляемый прежде всего Мухтаром Аблязовым (арестован во Франции в 2013 году). 

При этом Тони Блэр, как сообщали казахстанские СМИ, собирается издать книгу «Казахстанский тренд: от тоталитаризма к демократическому и правовому государству». Тоже интересно. 

Сам Блэр - лишь верхушка британского айсберга, «плавающего» в Казахстане. Перечень иных лиц даст понять, насколько основательно расположились здесь британцы.

Ричард Эванс

Итак, прежде всего это сэр Ричард Гарри Эванс – бывший чиновник на службе Её Величества и бизнесмен. У Эванса хороший опыт работы в Азии. В Казахстане он с 1992 года и, как здесь считают, является настоящим основателем казахстанской авиакомпании Air Astana. Эванс долгое время представлял в республике интересы компании BAE Systems plc, исполнительным директором которой он был в 1998-2004 годах. BAE Systems plc – это британская оборонная компания с интересами в аэрокосмической отрасли, в области вооружений и информационной безопасности. Компания прочно закрепилась в Казахстане, выбивая себе оборонные заказы, например на модернизацию казахстанской системы ПВО, которая, как известно, интегрирована с российской системой.

Жёсткий в работе Эванс прёт, как бульдозер. В 2008 году он по личной просьбе Назарбаева был избран независимым директором Фонда национального благосостояния «Самрук-Казына»! Теперь многие западные компании прежде, чем «войти в Казахстан», консультируются с Эвансом. Среди последних примеров удачных переговоров – начало деятельности в Казахстане концернов EADS (Европейский аэрокосмический и оборонный концерн) и крупнейшего машиностроительного холдинга Италии Finmecanica.

Питер Бенджамин Мандельсон

Следующий персонаж в когорте освоивших Казахстан британцев – барон Питер Бенджамин Мандельсон, бывший еврокомиссар по внешней торговле и фигурант крупных коррупционных скандалов у себя на родине (в частности, с именем Мандельсона связан «откатный» скандал «Яхтгейт» с Олегом Дерипаской). 

Мандельсон - член Бильдербергского клуба и Лорд-председатель Тайного совета, включающего советников Её Величества Королевы Великобритании. Свои советы Мандельсон даёт то в Казахстане, то на Украине. На Украине, кстати, барон уже представил свои взгляды на модернизацию украинской торговли. В Казахстане Мандельсон действует более осторожно.

Алистер Кэмпбелл

Далее по списку - Алистэр Кэмпбелл, бывший глава отдела общественных cвязей на Даунинг-стрит, 10 и бывший советник премьер-министра Тони Блэра. Кэмпбелла считают сильнейшим политическим стратегом Великобритании. Он занимается «корпоративными консультациями» и лоббированием некоторых энергетических компаний в Казахстане. Алистэр Кэмпбелл – классический образец британского политика, который наносит противнику смертельный удар, продолжая дружелюбно ему улыбаться.

Зачастил в Казахстан и Тим Аллан,  бывший заместитель Кэмпбелла и специалист по пиару. 

Джонатан Пауэлл

Еще одна фигура - Джонатан Пауэлл, бывший руководитель канцелярии Тони Блэра, а ныне его советник. Пауэлл имеет непосредственное отношение к спецслужбам. Как ключевое лицо администрации премьера Блэра, Пауэлл пытался сгладить скандал со «шпионскими камнями» (ФСБ провело оперативную съемку работы английских шпионов с контейнерами в виде камней), ознаменовавший крупнейший провал английских спецслужб за полстолетия.

Трудно предположить, что этот сплоченный британский коллектив выполняет в Казахстане задачи, связанные с развитием страны – члена Евразийского экономического союза.

Нурсултан Назарбаев доказал верность стратегического курса страны на евразийскую интеграцию.  Он понимает и не раз об этом заявлял, что Запад смотрит на Казахстан как на банановую республику и кладовую сырья. Однако, как большинство политиков, он опасается Запада и потому обрастает многочисленными консильери.

Конечно, действуя в Казахстане, англичане не будут копировать бульдозерную тактику американцев, которые через НПО уже попытались устроить Назарбаеву майдан в Жанаозене, а сегодня «химичат» в Ереване. Как действовала Англия в XIX веке, отправляя в эти края советников вроде Конноли или Бернса, так она действует и сегодня. Это работа, рассчитанная не на один год, и Лондон надеется, что она принесёт плоды.

Сара и Нурсултан Назарбаевы и Джеймс Гиффен

Здесь главное - войти в доверие, расположить к себе, а после «советовать», «лоббировать», «продвигать». До Казахстана Блэр подрабатывал у Муаммара Каддафи, помогая тому выбирать партнеров для бизнеса вроде мегабанков Goldman Sachs, HBSC, Societe Generale и JP Morgan, внештатным сотрудником которого Блэр является. В итоге Ливия рухнула, Национальный фонд Ливии был высосан, а Каддафи растерзан. Одного из крупнейших в мире нефтяных игроков англичане вывели из игры как минимум лет на пятьдесят.

И не забудем, что, заполонив Казахстан VIP-советниками, Англия не прекращает информационную войну с режимом Назарбаева, изображая президента Казахстана гонителем свободы, равенства и демократии.  

Конечно, Назарбаев - крепкий политик. Его не согнуть. Однако привычку гнуть имеют американцы, британцы же работают по-другому - они «любят» и «советуют».