БРИКС и ШОС: сближение векторов интеграции

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

8-10 июля в Уфе одновременно пройдут встречи лидеров государств группы БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, Индия, ЮАР) и Шанхайской организации сотрудничества (Китай, Россия, Казахстан, Узбекистан, Киргизстан, Таджикистан). Форумы обоих объединений совпадают не только по времени: сближаются направления двустороннего и многостороннего экономического сотрудничества в рамках каждого из них. 

Основные направления экономического взаимодействия и в БРИКС, и в ШОС - энергетика, транспортная инфраструктура, перерабатывающая промышленность, взаиморасчеты в национальных валютах, формирование общих инвестиционно-кредитных институтов. Эти вопросы и будут обсуждаться в Уфе. Новым подтверждением сближения интеграционных структур, охватывающих государства четырёх континентов, является то, что в период работы саммитов состоится также совместное совещание глав государств лидеров БРИКС, ШОС, Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и тех государств, которые планируют вступить в названные объединения. 

В последнее время наблюдается растущий интерес к участию в работе группы БРИКС и ШОС со стороны Индонезии, Мексики, Аргентины, Пакистана, Турции, Ирана, Шри Ланки, Бангладеш, Сирии, Монголии, Непала. Этот интерес самым тесным образом связан с надежами на выстраивание нового международного экономического порядка. 

Общий объем торговли восьми первых из перечисленных стран со странами-членами БРИКС и ШОС за период 2009-2014 гг. увеличился более чем вдвое. За последние 6 лет объем совокупной взаимной торговли между странами группы БРИКС возрос также почти вдвое и примерно наполовину между странами-членами ШОС. Доля взаиморасчетов в национальных валютах внутри этих объединений увеличилась соответственно на 25 и 35%. А объем совокупных перекрёстных инвестиций внутри БРИКС и ШОС возрос на 20% и почти на треть соответственно.

Возникает трансконтинентальное интеграционное поле. Примером могут служить энергокомплексы стран группы БРИКС. Россия – крупнейший экспортер нефти и газа - реализует вместе с КНР проект «Сила Сибири». Китай в числе крупнейших импортеров нефти располагает технологиями производства сланцевых газа и нефти. Бразилия – один из мировых лидеров по производству и экспорту биотоплива, а в последние годы – и нефти. ЮАР ещё в середине ХХ века освоила производство нефти и нефтепродуктов из угля, ныне разрабатывает ресурсы сланцевой нефти. Обсуждаются проектные варианты трансазиатского газо- и нефтепровода Россия – Китай – Индия - Пакистан, в том числе с возможным продлением через территорию КНР «Силы Сибири». Это базовые факторы, влияющие на переплетение интересов указанных стран в области энергетической политики. 

Энергетике, в том числе внедрению новых эффективных технологий, на саммитах ШОС и БРИКС в Уфе будет уделено особое внимание. Как сообщил министр энергетики Российской Федерации Александр Новак информационному агентству ТАСС, вопросы энергетики будут обсуждаться в рамках саммита ШОС также с иранской стороной. «С Ираном мы находимся в постоянном диалоге», - подчеркнул министр.

«В рамках предстоящего саммита БРИКС в Уфе, - говорит начальник сектора международных экономических организаций Центра экономических исследований РИСИ Вячеслав Холодков, - намечается обсудить вопросы создания структуры, схожей с действующим с 2013 года Энергетическим клубом ШОС, а в нём участвуют не только страны ШОС (в составе клуба – Россия, Афганистан, Белоруссия, Казахстан, КНР, Индия, Монголия, Таджикистан, Турция и Шри-Ланка. – А.Б.). Например, это может быть Энергетическая ассоциация стран БРИКС. Эксперты обсудят возможности обмена ресурсо- и природосберегающими технологиями по производству энергопродукции. А в перспективе не исключается создание общего топливно-энергетического резерва группы БРИКС и единой информационной базы по продуктам ТЭКа стран той же группы».

По словам В.Холодкова, «активные связи со странами БРИКС позволяют российской стороне прорывать финансовую и технологическую блокаду, на которую рассчитывали страны Запада, вводя и продлевая антироссийские санкции». Совокупные инвестиции в России других стран БРИКС (в том числе в виде кредитов) за 2014-й - первое полугодие 2015 г. выросли почти на 25%. Свыше 60% объема этих инвестиций приходится на долю КНР. При этом условия предоставления кредитов странами-партнерами РФ по БРИКС более выгодны в сравнении с тем, что мог бы предложить Запад. Кредитные средства могут предоставляться в национальных валютах соответствующих стран. 

Важен выбор отраслей, в которые направляются инвестиции. Учитывая значительную роль, которую играет в странах-партнерах России по БРИКС развитие инновационных и других высокотехнологичных производств, серьёзные требования предъявляются к оперативному повышению конкурентоспособности промышленного сектора российской экономики.

Всё больше присматриваются в странах БРИКС и ШОС к опыту формирования других межгосударственных экономических объединений. Особенностью этого опыта является то, что многие из успешных ныне объединений возникали поначалу на сравнительно узкой, двух- или трехсторонней основе. Скажем, Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) создавалась в течение почти 10 лет на базе таможенно-экономического союза Малайзии и Сингапура. Совет экономической взаимопомощи (СЭВ) – на основе двухсторонних экономических соглашений СССР с Польшей, Чехословакией и Болгарией. Основой БЕНИЛЮКСа, создание которого потребовало почти 20 лет, был таможенно-экономический союз Бельгии и Люксембурга, действующий поныне. Точно так же Комиссия по сотрудничеству в бассейне Индийского океана, инициированная в 1984 г. Францией и ее территориями в этом регионе (ныне в составе Комиссии 7 стран), создавалась на базе двухсторонних экономических соглашений между странами/территориями-участницами. Так же и импульсом к созданию группы БРИКС послужили трехсторонние договоренности России, Индии и Китая, а к созданию ШОС – договорённости межу Россией, Китаем и Казахстаном.