Слобожанщина – боевая граница России (V)

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Часть I, часть II, часть III, часть IV

Слобожанщина и Новороссия: плоть от плоти России

Конечно, здесь надо было бы вспомнить и о Шосткинском пороховом заводе (ныне казенный завод «Звезда», в условиях «незалежной» Украины дышащий на ладан), основанном 20 июля 1771 года, в царствование императрицы Екатерины II, - с чего, собственно, и началось строительство всех прочих заводов и фабрик на Слобожанщине. Однако ограничимся тем, что назовём лишь масштабнейшие проекты, которые вывели регион на мировой уровень. Это в первую очередь разработка Донецкого каменноугольного района. Ныне по основным центрам добычи это Донецк, Красноармейск, Макеевка, Лисичанск, Горловка, Свердловск, Ровеньки, Антрацит, Торез, Красный Луч и другие – как раз всё то, к чему тянутся сейчас американцы руками «патріотів України». 

Создание русским правительством в царствование императора Александра III, выражаясь современным языком, идеального инвестиционного климата позволило привлечь в эти места английский капитал: уроженец Уэльса Джон Джеймс Юз основывает здесь «Новороссийское общество каменноугольного, железного и рельсового производств». На берегу реки Кальмиус возводится металлургический завод с рабочим поселком Юзовкой в районе села Александровки (будущий Донецк). Первый чугун здесь выплавили в 1872 году. Неугасимые домны пылают с тех пор до сего дня – без малого полтора столетия.

А чуть поодаль к западу, в Кривом Роге, вскоре после этого разворачивает свою деятельность акционерное общество «Железные руды Кривого Рога», созданное 22 декабря 1880 года в Париже. Главными акционерами этого акционерного общества стали русский дворянин Александр Николаевич Поль и французские предприниматели. 5 мая 1881 года российское правительство утвердило устав и разрешило деятельность этого общества. 

Александр Николаевич Поль

Тогда же начинается строительство Екатерининской железной дороги, которая в конечном итоге связала оба промышленных центра (Донецк и Кривой Рог). В 1889 году было начато сооружение, а в 1892 году производство на Гданцевском чугунолитейном заводе. Акционеры Общества Криворожских железных руд (ОКЖР) не прогадали: на одну акцию, стоимостью в 1 тысячу франков, они получили чистых дивидендов в 1894 году 1 154 франков; в 1896 году - 53 700 франков; в 1897 году - 137 000 франков, то есть курсовая стоимость одной акции выросла в 110 раз! 

Екатерининская железная дорога. Дореволюционная открытка

Кто же создавал эту индустрию, кто проводил «индустриальную колонизацию» Слобожанщины, а также и Новороссии - её логичного продолжения? Россия, конечно же. Великороссы! Если следовать общедоступным статистическим данным, то среди пионеров освоения Донбасса русских было минимум две трети; «колумбами Новороссии» стали тоже преимущественно они (примерно половину поселенцев в Кривом Роге составляли русские; даже евреев было примерно вдвое больше, нежели малороссов; таковыми считались в лучшем случае каждый пятый). 

Строители Гданцевского завода: картузы, косоворотки, сапоги – национальная принадлежность (русские!) не оставляет сомнений

* * *

Среди многих десятков, если не сотен республик, возникших на месте Российской империи после революции 1917 года, немногие заслуживают внимательного рассмотрения. В их числе, безусловно, Донецко-Криворожская республика с центром в Харькове – образование по своим производственно-экономическим связям удивительное. Увы, просуществовала она недолго. «Украинским товарищам», как тогда говорили, при создании в 1922 году УССР были отрезаны буквально по живому половина Слобожанщины и практически вся Новороссия… Столицей УССР сделали Харьков. То, что он был русским городом, никого не смутило. Для превращения его в «українське місто» были приложены неимоверные усилия, сравнимые разве что с усилиями Австро-Венгрии по переделке Галицко-Волынского княжества (Русского королевства) в королевство Галиции и Лодомерии, враждебное России. Основательно потрудились на этом поприще «украинские товарищи» - немец Эммануил Ионович Квиринг, еврей Лазарь Моисеевич Каганович, поляк Станислав Викентьевич Косиор, представлявшие здесь высшую партийную власть. Харьковчан, упорно продолжавших считать себя русскими, «вычищали» с должностей; не желавших пользоваться «державной мовой» на работу не брали, лишая средств к существованию. Богатейшая земля, способная кормить полмира, испытала беспощадную ломку векового уклада, разрыв традиционных связей, разрушение коренных устоев жизни… 

Говорят, больше всех ненавидят нас те, кто причинил нам беды. И ведь действительно: не Александр Невский по велению Орды ходил жечь Киев и угонял пленников на продажу в Каракорум - это Сагайдачный по приказу Владислава являлся под Москвой и торговал русских людей хану Крыма (как обижена, поди, современная «киевская орда», что Европа и Турция не хотят, как встарь, покупать русских рабов и рабынь – на галеры, в гаремы, в качестве бессловесной прислуги). Как усиленно муссируется искусственно создаваемая проблема «крымско-татарского народа», якобы угнетаемого. Кто кого веками изнурял борьбой за существование – известно всякому. И чем ответила Россия? Всего лишь пресечением векового разбойного промысла крымских татар. И сохранением данного этноса в почти первозданном его состоянии (взгляните на коротышку Джемилёва: колпак ему, халат и кривой ятаган, да колченогую лошадёнку, да отрезанную славянскую голову, притороченную к седлу, – и готов персонаж для фильма о набегах на Русь). Этому этносу предоставили все возможные права для свободного развития, чем сполна воспользовались писатели, музыканты, общественные деятели. Они смогли проявить себя и на военном поприще: Исмаил Булатов и Абляким Гафаров стали генералами, Тейфук Абдуль, Узеир Абдураманов, Абдураим Решидов, Фетислям Абилов, Сейтнафе Сейтвелиев получили звание Героя Советского Союза, а легендарный лётчик Амет-Хан Султан был удостоен этого звания дважды. Так в чём же дело? Жжёт вековое желание вновь совершать набеги на Русь – теперь уже не под покровительством султана Османской империи, а нового хозяина? 

Дважды Герой Советского Союза Амет-Хан Султан

* * *

Возрождение Криворожско-Донецкого региона - подъём промышленности и культуры, развитие сельского хозяйства и улучшение условий жизни людей - началось лишь в средине 1930-х, когда националистическая дурь в значительной степени была преодолена, экономические и культурные связи с Великороссией/РСФСР восстановлены. 

В Интернете имеют широкое хождение варианты карты Украины, показывающие, из чего она на самом деле составлена: из подарков русских царей, «подарка Ленина в 1922 году “украинским товарищам”», «подарка Сталина в 1939 и 1945 годах» (Западная Украина). И собственно «Украины», до 1654 года составлявшей десятую примерно часть её нынешней территории. 

Карта Украины: действительно, «подарки» русских царей, Ленина и Сталина составляют большую её часть

Любопытно, что именно по границам этих «подарков» нынешняя Украина и разламывается. Часть живого организма страны – Слобожанщину, активно несогласную с этим, пилят военной ножовкой, полагая, что так она, Украина, целее будет. 

Эта болезнь имеет давнюю историю. Годами Слобожанщину (и Донецк, в частности) упорно обвиняли в том, что она-де является дотационным, убыточным регионом. И тут же единое живое тело Слобожанщины и Новороссии рвали на куски новые владельцы здешних предприятий, часто не просто жёстко конкурировавшие, но откровенно враждовавшие между собой. Иные жирные куски, как, к примеру, Криворожский металлургический комбинат, Украина была бездумно готова продать любому, кто больше даст… 

Стоит ли удивляться, что после отпадения всего лишь части Слобожанщины от тела «пришитой» к ней Украины, эта последняя стала ощущать острое экономическое малокровие, промышленные обмороки, общее снижение жизненного тонуса? 

* * *

Термин «Слобожанщина» во времена СССР не поощрялся, хотя и не запрещался на официальном уровне. Историческое название нет-нет да и проявлялось: в названиях масла и майонеза, булочек и конфет, магазинов, газет и телерадиокомпании, спортивных клубов, жилого комплекса и сельхозмашин, оркестра и учебного заведения, а также фирменного поезда, пронизывающего всю Украину с востока на запад, и во многом другом. 

Слобожанщина в отличие, к примеру, от той же Галиции, жизненно заинтересованная в скорейшем восстановлении тесных связей с Россией, частью которой она была и остаётся в историческом смысле слова, ратует за прекращение абсолютно противоестественной с Россией вражды. Для Слобожанщины Россия - мать, их связывает общая славная, хотя и трудная 500-летняя история…

А Украина, что ж - она пока ещё не совсем утратила шанс потерять Слобожанщину. Стоит только научиться с ней разговаривать, уважать её ценности, быть благодарной за всё то, чем она, Слобожанщина, является. Хватит ли Украине на это благоразумия и мудрости?