Конгресс США и Иран

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Конгресс США готовится начать 14 сентября обсуждение Венского соглашения об урегулировании проблемы иранского атома. Республиканцы, контролирующие и сенат, и палату представителей, оставаясь в плену иллюзий о возможности силового решения иранского вопроса, обещают соглашение заблокировать. На рассмотрение нижней палаты внесена резолюция № 64, предусматривающая отказ от взятых Америкой обязательств в рамках венских договоренностей. В палате представителей, как, впрочем, и в сенате, большинство депутатов - против соглашения с Ираном. Тем не менее принять резолюцию, блокирующую соглашение, республиканцам, судя по всему, не удастся. Как обещает лидер демократического меньшинства в Сенате США Харри Рид, сторонники достигнутой с Ираном договоренности готовы прибегнуть к филибастеру - тактике затягивания обсуждения без вынесения вопроса на голосование. Необходимые для обструкции 40 из 100 голосов они себе уже обеспечили. Этого достаточно, чтобы помешать планам республиканцев. Однако противостояние конгресса и команды президента Обамы по иранскому вопросу грозит затянуться надолго. Что ожидает США в случае отказа от достигнутых «шестеркой» договоренностей по иранскому атому?

Главный американский переговорщик с Ираном госсекретарь Джон Керри предупреждает законодателей: «…если мы откажемся от этого плана, многосторонний режим санкций начнет разваливаться, давление на Иран сократится и наши возможности влиять на переговоры уменьшатся или вовсе исчезнут… Это путь к намного более слабой позиции США и намного более опасному Ближнему Востоку». Керри не случайно выносит вопрос о санкциях во главу угла. Противники соглашения уверяют, что смягчение санкций предоставит Ирану дополнительные ресурсы, которые помогут ему усилить антиамериканскую активность в регионе. Это, действительно, так, но отказ от соглашения уже не означает сохранение ныне действующего режима санкций. Достигнутый Вашингтоном два года назад консенсус с Евросоюзом в отношении нефтяного эмбарго, международной изоляции банковской системы Ирана, многочисленных запретов на экспорт в ИРИ современных технологий и оборудования сегодня себя исчерпал. Отказываться от выгод сотрудничества с Тегераном Европа больше не желает. «Атомные» соглашения открыли путь к переговорам, и европейские страны уже пользуются этим.

Тон задает Германия. В июле впервые за 15 лет Тегеран посетил министр экономики и вице-канцлер Германии Зигмар Габриэль, ставший первым западным политическим лидером, прибывшим в Иран после заключения соглашения между Тегераном и «шестеркой». Габриэль встретился с президентом Хасаном Роухани, со многими министрами. Темой переговоров были возможности расширения экономических и политических отношений. Президент Федерального объединения торгово-промышленных палат Германии (DIHK) Эрик Швайцер по итогам визита прогнозирует, что в течение 4 лет экспорт из ФРГ в Иран может вырасти более чем в четыре раза - с 2,39 млрд. евро (данные 2014 года) до 10 млрд. евро. Немецкий бизнес заинтересован в таком расширении сотрудничества, а вот глава Всемирного еврейского конгресса Рональд Лаудер в связи с визитом вице-канцлера ФРГ в Иран выразил недовольство. «Несколько раздражает, что немецкий вице-канцлер, который также занимает пост министра экономики, подождал лишь пять дней (с момента заключения сделки по ядерной программе Ирана) перед тем, как отправиться в Тегеран с бизнес-делегацией», — заявил Лаудер. 

Однако восстановить экономические связи с Ираном спешит не только Берлин. Так, на днях в Тегеране побывал вице-канцлер и министр экономики Австрии Рейнхолд Миттерленер, ставящий амбициозную цель в пять раз увеличить объем торговли с Ираном после снятия санкций. Предполагать, что Россия, Китай, Индия сохранят экономические санкции, если конгресс отвергнет соглашение, значит быть в полном отрыве от реальности.

Тем более что у американских законодателей нет аргументов против самого выработанного «шестеркой» механизма контроля над ядерной программой Ирана. Можно не доверять иранцам, но к оценкам американского представителя США в совете управляющих МАГАТЭ конгрессменам стоило бы прислушаться. В тексте выступления представителя США Эндрю Шофера, распространенном 9 сентября американской делегацией, подтверждено, что МАГАТЭ сможет выполнить свои обязанности по верификации соглашения "шестерки" и Ирана, заключенного в Вене 14 июля. Тем не менее в ходе дискуссий в Конгрессе США способность МАГАТЭ проводить проверки исполнения договоренностей с Ираном по-прежнему подвергаются сомнению. И это притом, что дать добро на добровольные вклады в финансовое обеспечение МАГАТЭ для дополнительных проверок в Иране прижимистые американские сенаторы не торопятся. Для американских противников соглашения сама его суть отошла на второй план. Не иранский атом беспокоит конгресс, а опасность потерять рычаги давления на Тегеран. Об этом говорят как противники соглашения, так и те, кто его одобряет.

Если США когда-либо решит применить военную силу против Ирана, то заключенное с ним соглашение по ядерной программе облегчит ведение боевых действий. Такое странное мнение высказал министр обороны США Эштон Картер. Оказывается, наносить удары по неядерным объектам Ирана для американцев будет безопаснее: снижается риск «потенциально серьезных последствий второго и третьего порядка». То есть речь опять заводится о свержении исламского режима. В такой же тональности высказывается бывшая первая леди и госсекретарь США Хиллари Клинтон, ведущая борьбу за президентское кресло. Выступая 9 сентября с речью в поддержку соглашения в Институте Брукингса в Вашингтоне, Клинтон заверила, что ни в коем случае «не позволит Ирану приобрести ядерное оружие» и при необходимости готова будет принять для этого «военные меры». По ее словам, она «без всякого доверия» относится к Тегерану и считает необходимым готовиться к любым вариантам развития событий, включая нарушение Ираном своих обязательств. 

До сего дня Иран поводов для сомнений в его готовности выполнять одобренный «шестеркой», включая Соединённые Штаты, «Совместный комплексный план действий» не давал. Более того, в каких-то вопросах, например в вопросе вывоза в Россию низкообогащенного урана, Тегеран готов к более быстрым действиям. «Мы идем семимильными шагами вперед и удивлены тем, как быстро мы продвигаемся. Я думал, что сможем не раньше второй половины следующего года мы что-то сможем сформулировать, но у меня есть основания говорить сейчас, что все решения могут быть достигнуты если не на рубеже года, то в начале следующего», - заявил заместитель министра иностранных дел РФ Сергей Рябков на выставке вооружений в Нижнем Тагиле. Такова реальность, которую в Вашингтоне не желают принимать во внимание. Там по-прежнему больше озабочены не иранским атомом, а тем, как не допустить роста влияния Тегерана на ближнем Востоке.

Речь идет в первую очередь о Сирии, где выживание правительства Асада, подвергающегося атакам, напрямую зависит от той помощи, которую она получает от России и Ирана. Военно-техническая помощь Ирана Сирии продолжалась все последние годы, несмотря на тяжелое финансовое положение Тегерана из-за санкций США и ЕС. Попытки республиканцев в Конгрессе США добиться от Тегерана смены его ближневосточной стратегии с помощью сохранения санкций и блокирования ядерного соглашения ведут в тупик. Иран не сдаётся, компромиссов в идеологии не допускает, ни одного шага навстречу стремлению США к доминированию в регионе не делает. Вашингтону не удаётся ни обойти Тегеран, ни  устранить исламский режим военными средствами, сколько бы ни мечтали об этом три последние американские администрации. Видимо, пришло время с Ираном договариваться.