Мобильная версия Сегодня: 27.07.2016 Обновлено в 11:59 | Выберите дату
 
 
на главную страницу карта сайта написать письмо
В избранное RSS


ЭЛЕКТРОННОЕ ИЗДАНИЕ
О Нас
Авторы
Контакты
    «Украина в огне»: новое разоблачение  
    ВКС вернутся в Сирию  
    Попытка мятежа в Казахстане. Угроза...  
  ГЛАВНАЯ ПОЛИТИКА ЭКОНОМИКА ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА АВТОРСКАЯ КОЛОНКА  
 
 
 
ВЫБЕРИТЕ РЕГИОН

Get Adobe Flash player

 
 
 
НОВОСТИ
 
 
Тысячи участников Крестного хода в Киеве собираются на Владимирской Горке...

Отряды бедуинов Хамы присоединились к перемирию в Сирии...

В России создадут систему слежения за соблюдением США договора о СНВ...

Опрос: Впервые за три месяца Трамп опередил Клинтон по популярности...

Обама: Россия может оказывать влияние на выборы президента США...

Билл Клинтон назвал в числе заслуг своей жены договор СНВ-3 с Россией...

За сутки к перемирию в Сирии присоединились более 40 населенных пунктов...

Орбан назвал мигрантов «ненужным ядом»...

ЕС отвергает обвинения Анкары в несоблюдении миграционного пакта...

Премьер-министр Абхазии отправлен в отставку...

МИД РФ: новый раунд межсирийских переговоров реалистично созвать в августе...

Жертвами взрыва на заводе в Азерйбайджане стали два человека...

В Пенсильвании - как в Киеве и Ницце: грузовик таранил отделение ФБР...

Вооруженная группа в Ереване открыла беспорядочную стрельбу...

Украина: Крестный ход блокируется, но не отменяется...

все новости
 
 
 
 
Соц. сети
 
 



 
 
 
вернуться версия для печати
 
ПОЛИТИКА | ЭКОНОМИКА

Проект гегемонии США под прикрытием партнёрства

Валентин КАТАСОНОВ | 07.10.2015 | 09:13
 

Азиатско-Тихоокеанский регион давно стал ареалом тесных межгосударственных связей, которые зафиксированы во многих двухсторонних и многосторонних соглашениях. Назовём в первую очередь Декларацию 1967 года об образовании АСЕАН - Ассоциации государств Юго-Восточной Азии. Полноценный договор об АСЕАН был подписан в 1976 году. Организация охватывает 10 стран региона, там все «местные», ни США, ни других западных стран там нет. Наиболее крупные члены АСЕАН - Индонезия и Малайзия.

Премьер-министр Малайзии Мохатхир Мохамад еще в конце прошлого века заявлял о необходимости дальнейшего расширения интеграционной группировки в регионе. Первым шагом в этом направлении стало объединение «АСЕАН плюс три», созданное для улучшения существующих связей с КНР, Японией и Южной Кореей.  Затем появилось «АСЕАН плюс шесть». Эта новая группировка была создана в качестве первого шага на пути к запланированному Восточноазиатскому сообществу.  

Другой региональной группировкой является Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС), появившееся в 1989 г. На сегодняшний день в АТЭС состоит 21 страна. По типу это объединение можно отнести к экономическому форуму. В странах-членах АТЭС проживает около 40 % мирового населения, на них приходится приблизительно 54 % ВВП и 44 % мировой торговли. В 1998 году к АТЭС присоединилась Россия, а в 2012 году саммит АТЭС прошёл во Владивостоке.

Есть и ряд других организаций и многосторонних соглашений, охватывающих страны Юго-Восточной Азии, Дальнего Востока, АТР. Казалось бы, надо улучшить работу существующих международных форумов и соглашений, расширить членство в них за счет приглашения в состав АТЭС и АСЕАН новых государств. Однако в конце прошлого десятилетия неожиданно появились признаки того, что в регионе может родиться еще одна международная организация под названием Транстихоокеанское партнёрство (ТТП).

Строго говоря, организация с таким названием возникла еще в 2005 году, ее учредителями и членами стали Новая Зеландия, Сингапур, Чили и Бруней. Однако несколько лет о ее существовании знали лишь узкие специалисты да некоторые чиновники указанных четырех стран.

Неожиданно в 2008 году организацией ТТП заинтересовался Вашингтон. Там родилась идея на базе этой   малоизвестной организации создать гигантское международное объединение под эгидой США. Семь лет американцы вели кропотливую работу по созданию широкой региональной организации в Восточном полушарии. С 2010 года по сентябрь 2013 года страны провели 19 раундов официальных переговоров по проекту соглашения о ТТП. Работа велась в условиях большой секретности, к ней привлекались не все государства, которые можно причислить к тихоокеанским,  а только те, которые получали приглашение от Вашингтона. Ни Китай,  ни Россия приглашения не получили.

Как правило, сообщения о проекте ТТП шли в паре с информацией о планах Вашингтона по созданию еще одного гигантского международного объединения –Трансатлантического торгового и инвестиционного партнерства (ТАП). Еще два года назад многие эксперты были уверены, что Вашингтон раньше придет к финишу с проектом ТАП. Однако с весны 2014 года ситуация в мире стала сильно меняться. Началось обострение отношений США с Китаем и особенно с Россией. Обозначились тенденции к быстрому сближению Пекина и Москвы, появились признаки того, что на Дальнем Востоке и в Тихоокеанском регионе могут возникнуть международные объединения, ядром которых станут Россия и КНР.

Чувствительным ударом для Вашингтона было создание весной 2015 года по инициативе Пекина Азиатского банка инфраструктурных инвестиций (АБИИ). Что еще обиднее для Вашингтона – учредителями и членами АБИИ стали его ближайшие европейские союзники, прежде всего Лондон. «Великое переселение народов» с Востока в Европу вообще переключило внимание европейских европейцев на проблемы, далекие от торгового и инвестиционного сотрудничества с Новым Светом. Поэтому неожиданно для многих из двух американских проектов к финишу раньше пришел проект ТТП, а не ТАП.

Мир узнал об этом из очень скупого сообщения: 5 октября 2015 года в Атланте (США) достигнуто соглашение по Транстихоокеанскому партнерству между 12 странами: США, Япония, Малайзия, Вьетнам, Сингапур, Бруней, Австралия, Новая Зеландия, Канада, Мексика, Чили и Перу. В порядке справки СМИ сообщили, что доля упомянутых стран в мировом ВВП достигает 38—40 % и в международной торговле – ¼. Иначе говоря, ТТП может стать гигантской интеграционной группировкой, превышающей по совокупным показателям Европейский союз и НАФТА (Соглашение о свободной торговле стран Северной Америки).

Сообщение о подписании какого-то соглашения в Атланте прошло по всем СМИ, но сам документ не опубликован. Режим строжайшей секретности, установленный ещё на переговорах о подготовке Транстихоокеанского партнёрства (ТТП), сохраняется. Впрочем, несколько утечек информации позволяют составить некоторое представление об этом американском проекте. По мнению антиглобалистов, создание ТТП представляет собой «корпоративный переворот», поскольку только 2 из 26 глав соглашения о ТТП имеют какое-либо отношение к торговле, а большая часть соглашения «предоставляет новые права и привилегии глобальным корпорациям, в особенности связанные с защитой интеллектуальной собственности (законы об авторских и патентных правах), а также — ограничение на государственное регулирование».

По всей видимости, соглашение о ТТП является второй попыткой транснациональных корпораций добиться многостороннего соглашения, предоставляющего крупному частному капиталу особые права. В частности, право оспаривать и отменять те законы и решения государства, которые «подрывают международную конкурентоспособность» ТНК.

Первая такая попытка была предпринята в рамках Всемирной торговой организации (ВТО). Тогда был разработан проект многостороннего соглашения об инвестициях (МСИ). Странам-членам ВТО было предложено подписать МСИ, которое подавалось как дополнение к другим соглашениям, которые уже были подписаны в рамках ВТО (соглашение об интеллектуальной собственности, соглашение о телекоммуникациях и др.). МСИ тоже готовилось в обстановке секретности, но о документе узнали. Разгорелся скандал, МСИ было похоронено, средства массовой информации, подконтрольные хозяевам денег, то есть главным акционерам ФРС,  предпочитают теперь о нём не вспоминать. Если бы МСИ было принято и начало действовать, государственному суверенитету стран-членов ВТО окончательно пришёл бы конец. У транснациональных корпораций остались бы одни права, а у государств – обязанности (не перед народом, конечно, а перед ТНК).

Эксперты, изучавшие проекты «многостороннего соглашения об инвестициях», прямо предостерегают: соглашение о ТТП – это реинкарнация МСИ.

Соглашение о Транстихоокеанском партнёрстве представляет попытку Вашингтона укрепить свои пошатнувшиеся международные позиции, яркую демонстрацию стремления американского истеблишмента диктовать всему миру свои условия. Вашингтон даже не маскирует свои намерения. После подписания документа в Атланте 5 октября президент Обама заявил: «Когда более 95% наших потенциальных клиентов живут за пределами наших границ, мы не можем позволить странам вроде Китая писать правила глобальной экономики. Мы должны писать эти правила… Соглашение, достигнутое сегодня в Атланте, обеспечит это».

 

Впрочем, как ни крути, соглашение о ТТП еще надо ратифицировать. В парламентах всех 12 стран есть много оппонентов Транстихоокеанскому партнёрству. Немало их и в Конгрессе США. Ратификация соглашения о ТТП запланирована на начало 2016 года. Так что вся борьба вокруг этого американского проекта ещё впереди.

 

 
Метки: США АСЕАН АТЭС Азиатско-Тихоокеанский регион ТТП
 

 
Рейтинг: 4.9 (46)      Ваша оценка: 1 2 3 4 5     
 
Отправить по почте

 
 
 
 
АВТОРСКАЯ КОЛОНКА
    Игорь ТОМБЕРГ

«Турецкий поток» возвращается в повестку дня

Москва и Анкара возобновили переговоры по «Турецкому потоку»... Стремление сохранить Турцию в качестве крупного потребителя российского газа понятно. Спрос на газ в этой стране растёт примерно на 3% в год, и сейчас Турция - крупнейший рынок Газпрома после Германии... В то же время обольщаться преобладающей долей России в турецком газопотреблении не стоит. Политический кризис между Москвой и Анкарой привёл к тому, что Турция ищет альтернативу российскому газу. Анкара пытается ускорить получение новых объёмов газа из Азербайджана, построить газопровод из Иракского Курдистана, рассматривает дополнительные закупки СПГ у Алжира и Катара. К этому надо добавить интенсивные контакты с Израилем по поводу возможных поставок в Турцию газа Восточного Средиземноморья...

27.07.2016
 
 
 
 
 
 
УПОМИНАЕМЫЕ
 
 
 
70-летие Победы AIIB AIPAC ALBA Amnesty International Anonymous Bank of America BBC BlackRock CARICOM CDS CELAC Chatham House Chevron CNN CNPC DARPA DEA Dragon Family EASA ELNET ENI ExxonMobil Facebook FARC FEMA Financial Stability Board Fitch Franklin Templeton Freedom House G20 G7 G8 GATA Global CST Goldman Sachs Google Green Group Guardian Heritage Foundation HSBC Human Rights Watch ICAO ISAF JPMorgan KFOR Local Exchange Trading System Mercosur Microsoft Moody's Nabucco NAFTA NED NPD NSU PEGIDA Podemos PRIME Finance PRISM Shell Siemens Standard & Poor's StatOil Stratfor SWIFT TANAP TAP TAPI TeleSur The Foreign Policy Initiative Total Transparency International TTIP Twitter UNASUR USAID USCENTCOM Vanguard Group Volkswagen WADA Wells Fargo WikiLeaks «Ансар Аллах» «Джунд-аль-Халифат» «Исламское государство» «Корпус мира» «Набукко» «Нация ислама» «Оккупируй Уолл-стрит» «Открытое правительство» «Прометей» «Турецкий поток» «Череп и кости» АБИИ Аль-Джазира Аль-Каида Альтернатива для Германии АНБ Армия Крайова АСЕАН АТАКА АТЭС АФИСМА Африканский Союз Аш-Шабаб АЭС Базельский комитет Банк международных расчётов Белтрансгаз Бильдербергская группа БНД Боко Харам Братья-мусульмане БРИКС Бритиш Петролеум Ватикан ВДВ Венецианская комиссия Вестингауз Вишеградская группа ВКО ВМФ Всемирный банк ВТО ВЭФ Гаагский трибунал Газпром ГЛОНАСС Гринпис Давосcкий форум Движение неприсоединения Джеймстаунский фонд Дойче банк Евразийский союз ЕврАзЭС Еврокомиссия Европейский еврейский парламент Европейский еврейский союз Европейский Союз Европейский суд по правам человека ЕУЛЕКС ЕЦБ Интерпол Йоббик Казмунайгаз КиберБеркут Комитет 147 Константинопольский Патриархат Красный Крест КСИР Ку-Клукс-Клан Либерия Лига арабских государств лоббизм Лукойл МАГАТЭ Мальтийский орден МБТЮ МВФ Международный арбитражный суд Международный олимпийский комитет Международный Суд ООН Международный уголовный суд Меркосур Моджахедин-э Халк МОК Монсанто МОССАД МЭА НАТО Нафтогаз Украины ОАГ ОБСЕ ОДКБ ОЕОУ ОЗХО ООН ОПЕК ОУН-УПА ОЭСР Панъевропейское движение ПАСЕ Пентагон пентархия ПОЛИСАРИО ПРО РВСН РЖД Росатом Роскосмос Роснефть Рособоронэкспорт Ростехнологии РПК РУМО Русская Православная Церковь РЭНД СБ ООН Сбербанк России СДПГ Северный поток СИРИЗА Сколково СНГ Совет Европы Совет по международным отношениям СССПЗ СЯС Талибан Тамарруд Таможенный Союз Тихоокеанский Альянс Трёхсторонняя комиссия ТТП УГКЦ Украинская Православная Церковь ФАТФ ФАТХ ФБР ФИФА ФРС ФСБ ФСЕНМ ФСКН ФСЭГ ХАБАД ХАМАС ХДС/ХСС Хизб-ут-Тахрир Хизбалла ЦАРЕС ЦАХАЛ ЦБ ЦРУ Черноморский флот Чёрный блок ШОС ЭКОВАС ЭТА ЮжМаш Южный поток ЮКОС ЮНЕСКО
 
 
 

Перепечатка материалов сайта приветствуется при условии гиперссылки на электронное издание "Фонд стратегической культуры" (www.fondsk.ru)

Точка зрения редакции сайта может не совпадать с точкой зрения авторов статей.

 
 
© Фонд Стратегической Культуры

RSS

Главная Политика История и культура Архив Авторы Рекомендуемое
  Экономика Авторская колонка О нас Контакты

 

Валентин КАТАСОНОВ

Профессор, д.э.н., председатель Русского экономического общества им. С.Ф. Шарапова


все статьи