Мобильная версия Сегодня: 27.05.2016 Обновлено в 14:56 | Выберите дату
 
 
на главную страницу карта сайта написать письмо
В избранное RSS


ЭЛЕКТРОННОЕ ИЗДАНИЕ
О Нас
Авторы
Контакты
    Украина. «Чёрный лебедь» нашей Победы  
    О борьбе националистов Казахстана с...  
    Польше не нужны русские солдаты, лежащие в...  
  ГЛАВНАЯ ПОЛИТИКА ЭКОНОМИКА ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА АВТОРСКАЯ КОЛОНКА  
 
 
 
ВЫБЕРИТЕ РЕГИОН

Get Adobe Flash player

 
 
 
НОВОСТИ
 
 
Силовики в Афганистане ликвидировали почти 80 талибов за сутки...

СМИ: турецкая армия продвинулась на 700 метров вглубь территории Сирии...

Обама приехал в Хиросиму, атомная бомбардировка города не обсуждается...

МИД: Россия не отказалась от нанесения ударов по боевикам в Сирии...

ВКС почти полностью перекрыли поставки нелегальной нефти из Сирии в Турцию...

Минобороны заявило о беспрецедентном развитии «восточного форпоста России»...

В России может появиться национальная криптовалюта...

Эксперт: США замедляют темпы демонтажа списанных ядерных боеголовок...

Лидеры G7 пригрозили усилить санкции против России...

Обама направил в конгресс доклад по сдерживанию противников в космосе...

В Южной Осетии в 2017 году пройдет референдум о вхождении в состав России...

Новый газопровод из России в Грецию может пройти через Болгарию...

Швеция заключит договор с центром стратегических коммуникаций НАТО...

Бастующие во Франции заблокировали важные национальные объекты...

В Кремле отметили значимость ВТС с Грецией с учетом "турецкого вопроса"...

все новости
 
 
 
 
Соц. сети
 
 



 
 
 
вернуться версия для печати
 
АВТОРСКАЯ КОЛОНКА

МВФ и Украина. Кристин Лагард между плохим и совсем плохим

Валентин КАТАСОНОВ | 14.10.2015 | 13:13
 

Вспомним недавнее прошлое: в декабре 2013 года президенты России и Украины Владимир Путин и Виктор Янукович договорились о том, что Москва предоставит Киеву кредит на 15 млрд. долл. через размещение украинских ценных бумаг. В рамках этой договорённости облигации на 3 млрд. долл. были размещены на Ирландской фондовой бирже 20 декабря 2013 года и выкуплены Россией за счет средств Фонда национального благосостояния (ФНБ).

Окончательное погашение займа должно состояться через два года после выдачи первого (и единственного) транша, то есть в декабре 2015 года. Условия данного займа предусматривали, что Россия как заимодавец может востребовать всю сумму долга досрочно, в случае если финансовое положение заемщика существенно ухудшится. Конкретно было определено, что критерием такого ухудшения является относительный уровень суверенного долга, превышающий 70% ВВП заемщика. Украина перешла эту красную черту ещё в феврале 2015 года (в настоящее время на сайтах Национального банка и Украины имеются данные, из которых следует, что относительный уровень суверенного долга Украины находится в районе 90% ВВП). Москва, однако,  не воспользовалась этой возможностью.

С конца августа 2015 г. министр финансов Украины Наталья Яресько стала настойчиво говорить о том, что не рассматривает российские деньги, перечисленные в декабре 2013 года, в качестве суверенного займа. Она предложила Москве присоединиться к условиям реструктуризации части украинского долга, по которым летом была достигнута договоренность с частными кредиторами. Я уже писал об этой странной «реструктуризации» с участием лишь одного крупного кредитора – фонда «Франклин Темплтон», которому принадлежало на момент начала переговоров, по разным оценкам, от 7 до 8 млрд. долга. Были еще несколько мелких кредиторов, по некоторым данным, аффилированных с фондом «Франклин Темплтон», на которых приходилось не более половины всех обязательств Украины, проходящих по графе «долги частным кредиторам» (общая сумма таких долгов оценивается примерно в 21 млрд. долл.).

Переговоры по реструктуризации якобы завершились успехом. Как заявил официальный Киев, сумму долга удалось сократить на 20%. Эксперты, которые понимают, что такое «реструктуризация долга», ахнули. Подобной беспардонности никто в мире финансов еще не видел. Сегодня суверенный долг Украины превышает 70 млрд. долл., причём львиная его доля в размере около 50 млрд. долл. сформирована за счет суверенных займов государств и международных финансовых организаций, в том числе МВФ, и вообще не подлежит реструктуризации. А тут вдруг официальный Киев, договорившись о чём-то за кулисами с «Франклин Темплтон», запускает дезинформацию об «успешной реструктуризации». Надо отдать должное мировым рейтинговым агентствам: они проигнорировали эту новость. Видимо, череда громких скандалов, связанных с манипуляцией рейтингами, научила их осторожности. А через несколько недель после обнародования новости об «успешной реструктуризации» агентства даже пересмотрели свои прогнозы по Украине в негативную сторону.

В этой некрасивой истории удивляет одно - полное молчание Международного валютного фонда. Политическая ангажированность МВФ видна невооруженным глазом. В конце апреля 2014 года совет директоров фонда утвердил двухлетнюю кредитную программу для Украины, которая предусматривает выделение займа в размере 17,01 миллиарда долларов. Среди условий для получения денег — экономические реформы, изменение стоимости энергоносителей для населения, переход к гибкому курсу гривны и прочее. Льготный период кредита — 3 года, ежеквартально осуществляется выплата процентов. И всё это после того, как Украина получила, начиная с 1992 года, несколько десятков миллиардов долларов от МВФ без видимого положительного экономического эффекта. В случае с Украиной Международный валютный фонд пошел даже на нарушение собственных строгих правил: не выдавать деньги тем странам, где ведется гражданская война.

Отказываться от своего законного права получить в конце текущего года с Украины сумму долга в размере 3 млрд. долл. Москва не собирается.  Об этом было неоднократно заявлено. Киев же, последовательно ведя линию на обострение межгосударственных отношений, одобрив  в сентябре доктрину национальной безопасности, в которой Россия названа «главным противником», беспардонно испрашивает у «главного противника» отсрочку в погашении долга и его реструктуризацию. Расценить это иначе как очередное проявление шизофреничности украинской власти невозможно.

После встречи министров финансов России и Украины на саммите МВФ и Всемирного банка в Перу  А. Силуанов ещё раз заявил, что Россия квалифицирует своей заём как суверенный, то есть не подлежащий реструктуризации. Министр в сто первый раз повторил, что в декабре Россия рассчитывает на погашение долга в размере 3 млрд. долл. В случае отказа Киева от погашения Москва вынуждена будет обратиться в международный суд. Всё  в соответствии с условиями займа и нормами международного права.

Вернувшись из Перу, А.Силуанов встретился с президентом Путиными и доложил об итогах саммита. 13 октября В.Путин на заседании правительства поручил А.Силуанову обсудить с МВФ предоставление фондом дополнительной помощи Украине, чтобы та смогла рассчитаться с Россией по своему долгу и в декабре погасить выкупленные Россией украинские ценные бумаги на 3 миллиарда долларов. «Почему МВФ не хочет добавить, допустим, Украине эти 3 миллиарда с тем, чтобы она могла расплатиться? Зачем менять свои правила под конкретную страну, нарушая, по сути дела, саму систему и правила функционирования МВФ? Поговорите с коллегами. Мне кажется, легче пойти по такому пути — добавить Украине 3 миллиарда, чтобы могла расплатиться, и все были бы довольны и работали бы в спокойном режиме", — предложил Путин. По его словам, изменения правил фонда в пользу одной из стран могут вызвать требования изменить правила и для других. «И к чему это приведет? Нужно в спокойном режиме, в рабочем, все эти вопросы еще раз пообсуждать, поискать решение, чтобы не перевешивали опять на нас все проблемы", — добавил президент РФ.

Пойти таким путём означает, во-первых, привести в чувство Киев, испрашивающий у «главного противника» отсрочку в погашении долга, а во-вторых, напомнить МВФ, что тот должен выполнять функции, прописанные в его Уставе, а не идти на поводу у Вашингтона и заниматься сомнительной политикой. Теперь мяч на поле МВФ, который оказался в сложном положении. Остаётся только два варианта.

Вариант первый: согласиться с предложением России и выдать 3 миллиарда долларов Киеву, чтобы тот передал их Москве и закрыл вопрос. Правда, в данной ситуации фонду придется нарушить многие собственные правила. В конце сентября Европейский комитет Международной ассоциации свопов или деривативов (ISDA) принял и обнародовал свою резолюцию по Украине, в которой был констатирован технический дефолт. Рейтинговые агентства своими оценками также намекают, что Украина катится к полноценному дефолту. Уже не приходится говорить о том, что в начале месяца очередная миссия МВФ покинула Киев, не огласив никаких своих оценок и рекомендаций. Видимо, миссия не нашла в украинской экономике ничего, за что можно зацепиться для принятия положительного решения о выдаче очередного транша займа. Иначе говоря, принятие решения о выдаче 3 миллиардов долларов потребует грубого нарушения многих стандартов фонда.

Вариант второй: не выдавать Украине искомых 3 миллиардов, но тогда Киеву не удастся погасить свой долг перед Россией и через два месяца последует полномасштабный дефолт на все 100% со всеми отсюда вытекающими экономическими и политическими последствиями.

Тем временем  вашингтонские наставники МВФ требуют от Кристины Лагард спасать Украину любой ценой, так что у директора МВФ выбор между плохим и совсем плохим. В этих условиях российский президент искренне предлагает госпоже Лагард начать восстанавливать утраченный авторитет Международного валютного фонда. 

 
Метки: Украина Россия МВФ
 

 
Рейтинг: 4.9 (52)      Ваша оценка: 1 2 3 4 5     
 
Отправить по почте

 
 
 
 
АВТОРСКАЯ КОЛОНКА
    Юрий РУБЦОВ

Приближая саммит НАТО: Эстония в роли мелкого провокатора

В интервью  немецкой Die Welt, опубликованном 26 мая, премьер-министр Эстонии Таави Рыйвас с нескрываемым удовлетворением отметил,  что  процесс наращивания военного присутствия альянса в странах Балтии «идёт в правильном направлении», но пожелал, чтобы размеры этого присутствия были увеличены.  В отношениях с Москвой, уверенно заявил господин Рыйвас, «сдерживание должно стать новой нормой». 

27.05.2016
 
 
 
 
 
 
УПОМИНАЕМЫЕ
 
 
 
70-летие Победы AIIB AIPAC ALBA Amnesty International Anonymous Bank of America BBC BlackRock CARICOM CDS CELAC Chatham House Chevron CNN CNPC DARPA DEA Dragon Family EASA ELNET ENI ExxonMobil Facebook FARC FEMA Financial Stability Board Fitch Franklin Templeton Freedom House G20 G7 G8 GATA Global CST Goldman Sachs Google Green Group Guardian Heritage Foundation HSBC Human Rights Watch ICAO ISAF JPMorgan KFOR Local Exchange Trading System Mercosur Microsoft Moody's Nabucco NAFTA NED NPD NSU PEGIDA Podemos PRIME Finance PRISM Shell Siemens Standard & Poor's StatOil Stratfor SWIFT TANAP TAP TAPI TeleSur The Foreign Policy Initiative Total Transparency International TTIP Twitter UNASUR USAID USCENTCOM Vanguard Group Volkswagen Wells Fargo WikiLeaks «Ансар Аллах» «Джунд-аль-Халифат» «Исламское государство» «Корпус мира» «Набукко» «Нация ислама» «Оккупируй Уолл-стрит» «Открытое правительство» «Прометей» «Турецкий поток» «Череп и кости» АБИИ Аль-Джазира Аль-Каида Альтернатива для Германии АНБ Армия Крайова АСЕАН АТАКА АТЭС АФИСМА Африканский Союз Аш-Шабаб АЭС Базельский комитет Банк международных расчётов Белтрансгаз Бильдербергская группа БНД Боко Харам Братья-мусульмане БРИКС Бритиш Петролеум Ватикан ВДВ Венецианская комиссия Вестингауз Вишеградская группа ВКО ВМФ Всемирный банк ВТО ВЭФ Гаагский трибунал Газпром ГЛОНАСС Гринпис Давосcкий форум Движение неприсоединения Джеймстаунский фонд Евразийский союз ЕврАзЭС Еврокомиссия Европейский еврейский парламент Европейский еврейский союз Европейский Союз Европейский суд по правам человека ЕУЛЕКС ЕЦБ Интерпол Йоббик Казмунайгаз КиберБеркут Комитет 147 Константинопольский Патриархат Красный Крест КСИР Ку-Клукс-Клан Либерия Лига арабских государств лоббизм Лукойл МАГАТЭ Мальтийский орден МБТЮ МВФ Международный арбитражный суд Международный Суд ООН Международный уголовный суд Меркосур Моджахедин-э Халк Монсанто МОССАД МЭА НАТО Нафтогаз Украины ОАГ ОБСЕ ОДКБ ОЕОУ ОЗХО ООН ОПЕК ОУН-УПА ОЭСР Панъевропейское движение ПАСЕ Пентагон пентархия ПОЛИСАРИО ПРО РВСК РВСН РЖД Росатом Роскосмос Роснефть Рособоронэкспорт Ростехнологии РПК РУМО Русская Православная Церковь РЭНД СБ ООН Сбербанк России СДПГ Северный поток СИРИЗА Сколково СНГ Совет Европы Совет по международным отношениям СССПЗ СЯС Талибан Тамарруд Таможенный Союз Тихоокеанский Альянс Трёхсторонняя комиссия ТТП УГКЦ Украинская Православная Церковь ФАТФ ФАТХ ФБР ФИФА ФРС ФСБ ФСЕНМ ФСКН ФСЭГ ХАБАД ХАМАС ХДС/ХСС Хизб-ут-Тахрир Хизбалла ЦАРЕС ЦАХАЛ ЦБ ЦРУ Черноморский флот Чёрный блок ШОС ЭКОВАС ЭТА ЮжМаш Южный поток ЮКОС ЮНЕСКО
 
 
 

Перепечатка материалов сайта приветствуется при условии гиперссылки на электронное издание "Фонд стратегической культуры" (www.fondsk.ru)

Точка зрения редакции сайта может не совпадать с точкой зрения авторов статей.

 
 
© Фонд Стратегической Культуры

RSS

Главная Политика История и культура Архив Авторы Рекомендуемое
  Экономика Авторская колонка О нас Контакты

 

Валентин КАТАСОНОВ

Профессор, д.э.н., председатель Русского экономического общества им. С.Ф. Шарапова


все статьи