Европа становится жертвой своей эрзац-геополитики в Сирии

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Ключевая проблема Европы сегодня – нашествие перемещающихся через Турцию сирийских беженцев. По словам президента Европейского совета Дональда Туска,  ситуация, сложившаяся в Европе в результате миграционного кризиса, угрожает устойчивости Евросоюза. Многое зависит от того, как европейцы ответят на этот вызов. Может ли у Европы быть свой курс или ЕС будет и дальше обходиться эрзац-геополитикой, устраивающей Соединённые Штаты?

Участие Евросоюза в политическом урегулировании сирийского конфликта, обеспечивающее беженцам возможность вернуться на родину, вроде бы не подвергается сомнению. Однако США приглашать европейских партнеров за стол переговоров не спешат. Даже в самом переговорном процессе, организуемом с целью поиска путей прекращения войны, США отводят Евросоюзу роль аутсайдера.

29 октября в Вене прошли предварительные встречи, а официальные переговоры по Сирии состоятся 30 октября. В преддверии переговоров руководитель пресс-службы Госдепартамента Джон Кирби признал, что консенсуса пока нет. Всего участников переговоров тринадцать: Россия, США, Иран, Саудовская Аравия, Турция, ОАЭ, Катар, Иордания, Египет,  Германия, Франция, Великобритания, Италия. Впервые в переговорах   примет участие Иран (Вашингтон вынужден был отказаться от попыток не допустить иранцев к переговорам по сирийскому вопросу).  

Ожидается, что к 13 участникам присоединится верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Федерика Могерини, но именно присоединится – полноценного участия Евросоюза в качестве 14-го участника переговоров американцы не допустили.  Значит ли это, что в сирийском вопросе  у Брюсселя появляется позиция, отличная от позиции США?

С началом операции в Сирии российских ВКС Европа поддержала США в критике действий России. На саммите в Люксембурге 12 октября было подписано коллективное заявление 28 министров иностранных дел стран-членов Евросоюза, в котором сказано, что «недавние военные атаки России были направлены не только против членов ИГ и других групп, которые ООН признала террористическими, но также и против умеренной оппозиции, что вызывает глубокое беспокойство и должно быть немедленно прекращено». Европейцы практически продублировали заявления Госдепа. В Кремле даже не стали комментировать этот документ. 

Ни США, ни другие страны НАТО на призыв российских военных предоставить свои данные об инфраструктуре ИГ в Сирии не отреагировали. Тогда же Федерика Могерини признала, что военный блок НАТО сыграть сколько-нибудь значительную роль в урегулировании ситуации в Сирии не может. Вместе с тем участие в американской коалиции против ИГ ряда европейских стран-членов НАТО – без согласования с официальными сирийскими властями - означает вовлеченность альянса в гражданскую войну на стороне противников Асада. Так было нужно Вашингтону, и европейские союзники США по НАТО на это пошли. 

Уже на следующий день после начала операции российских ВКС член комитета по обороне палаты общин британского парламента Боб Стюарт заявил:  «Лично я, как член парламента, думаю, что «Исламское государство» является главным врагом… и, как во время Второй мировой войны, союз с русскими – это неплохо. Я согласен с той точкой зрения, что мы должны смириться с Асадом в соответствии с доктриной меньшего зла». Позиция британского парламентария состоит в том, что Европа должна поддерживать диалог с Россией. Так думают многие европейские политики, так полагает и Федрика Могерини. Она подчеркивает, что Евросоюз «будет обсуждать с Россией процесс политической передачи власти в Сирии». Правда, до прямого диалога между Москвой и Брюсселем дело до сих пор не дошло. Госдеп не желает отказываться от своего контроля над европейской дипломатией. 

В преддверии официальных переговоров в Вене заместитель госсекретаря США Энтони Блинкен пригласил европейцев встретиться в Париже  для обсуждения  сирийского вопроса. Были представители десяти стран — Саудовской Аравии, ОАЭ, Иордании, Катара, Турции, Германии, США, Италии, Великобритании и Франции. Представителей РФ к участию во встрече не пригласили. О том, что Россия играет ключевую роль в урегулировании в Сирии, на этой встрече тоже не говорили. 

США, похоже, озабочены тем, чтобы затянуть своих европейских партнёров в тот же тупик, где они оказались сами. В итоге европейцы вынуждены сидеть в Вене за одним столом в компании арабских союзников  Америки, финансирующих и вооружающих «воинов джихада». Европа всё ещё не хочет признать, что затея Вашингтона бороться одновременно с Асадом и террористами ИГ провалилась. 

Между тем даже в Конгрессе США не слишком верят в успех попыток администрации Обамы обойти Москву. Об этом шла речь на слушаниях в сенате 28 октября. Госсекретарь Джон Керри навязывает обсуждение проблемы, отказываясь признавать то, что эту проблему породило. «Как будто Вашингтон, разрушив за 14 лет 7 стран под флагом «свободы и демократии», никакого отношения к этому не имеет», - пишет в статье для Foreign Policy Journal Пол Крейг Робертс. 

Ради смены режима в одной из ключевых арабских стран Вашингтон открыл Сирию для интервенции террористов, а теперь в Белом доме возмущаются тем, что Асаду не удалось объединить страну. С кем Дамаск мог договариваться? С самого начала США были больше заинтересованы в смене режима в Сирии, чем в уничтожении «Исламского государства». Не изменилось это и сейчас. 

Европе не следует заблуждаться на тот счёт, что между «Исламским государством» и исламистскими группировками, действующими против Асада под другим флагом, есть существенная разница. Вашингтон стремится представить два главных ответвления  «Аль-Каиды» в Сирии - «Джебхат ан-Нусра» и «Ахрар аш-Шам» - как «умеренных». Однако все они – «воины джихада». Если они захватят Дамаск, расправа над алавитами, друзами, курдами, христианами станет неизбежной. Из страны вынуждены будут бежать и многие сунниты. Это миллионы человек. Куда они двинутся, секрета нет. И тогда Евросоюз не только «пошатнётся», как выразился Дональд Туск, а вполне возможно, что  рухнет. Не этого ли добиваются в Белом доме?