Мобильная версия Сегодня: 29.06.2016 Обновлено в 09:05 | Выберите дату
 
 
на главную страницу карта сайта написать письмо
В избранное RSS


ЭЛЕКТРОННОЕ ИЗДАНИЕ
О Нас
Авторы
Контакты
    «Украина в огне»: новое разоблачение  
    ВКС вернутся в Сирию  
    Попытка мятежа в Казахстане. Угроза...  
  ГЛАВНАЯ ПОЛИТИКА ЭКОНОМИКА ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА АВТОРСКАЯ КОЛОНКА  
 
 
 
ВЫБЕРИТЕ РЕГИОН

Get Adobe Flash player

 
 
 
НОВОСТИ
 
 
Бывший сотрудник ЦРУ рассказал о проблемах с контролем поставок оружия...

Саммит ЕС указал Кэмерону на дверь...

Источник: Число жертв теракта в Стамбуле может вырасти до 50 человек...

Ирак получил из России новую партию военных вертолетов Ми-28НЭ...

В Пентагоне сообщили о диалоге с Россией по поводу инцидента с кораблями...

В Варшаве потребовали отставки руководства Еврокомиссии...

В аэропорту Стамбула прогремели два взрыва, слышны выстрелы...

В США сказали, что готовят операцию по освобождению Мосула...

Новак назвал условия строительства «Южного потока»...

В ЕС считают, что ему необходим полный спектр оборонных возможностей...

Наступление "ИГ" на севере Латакии завершилось полным провалом...

В Кремле заявили, что проблемы с Турцией не решить за несколько дней...

Нефть дорожает на фоне новостей из Норвегии...

Более двух тысяч человек подписались под инициативой о выходе Латвии из ЕС...

Турция готова заплатить компенсацию России за сбитый самолёт...

все новости
 
 
 
 
Соц. сети
 
 



 
 
 
вернуться версия для печати
 
ПОЛИТИКА

Россия - Турция: перезагрузка?

Петр ИСКЕНДЕРОВ | 10.11.2015 | 00:00
 

Предстоящий 15-16 ноября в турецкой Анталье саммит G20 может стать первым столь представительным международным форумом, на котором в полный голос заявит о себе новая международная архитектура, рождающаяся под аккомпанемент ударов российских Воздушно-космических сил (ВКС) по террористам «Исламского государства». Ключевым элементом данной архитектуры видится сотрудничество России, Ирана и Сирии с возможным подключением к нему других государств. И здесь стоит внимательно присмотреться к роли Турции.

Убедительная победа Партии справедливости и развития на состоявшихся 1 ноября досрочных парламентских выборах предоставила президенту Реджепу Тайипу Эрдогану и его сторонникам необходимую политическую основу для продолжения своей политики, направленной на усиление влияния Анкары в различных региональных конструкциях. И, несмотря на недавнюю запальчивую риторику Эрдогана в отношении России, такое усиление влияния Турции вряд ли возможно без расширения сферы российско-турецкого взаимодействия. Это ещё раз продемонстрировал телефонный разговор президента России Путина с Эрдоганом, состоявшийся по горячим следам выборов в Турции. Помимо ситуации в Сирии, два президента обсудили актуальные вопросы российско-турецкого сотрудничества, включая подготовку очередного заседания двустороннего Совета сотрудничества высшего уровня, которое состоится в декабре сего года в России, а также подтвердили готовность к продолжению политического диалога и дальнейшему развитию взаимовыгодного торгово-экономического сотрудничества. А достигнутая договоренность о проведении двусторонней встречи в рамках саммита G20 в Анталье позволяет предположить, что к этому моменту в багаже лидеров России и Турции появятся новые значимые инициативы.

Об этом говорит и большая заинтересованность Анкары в развитии торговли с РФ. В сентябре на встрече с российским президентом Эрдоган заявил, что рассчитывает добиться уровня товарооборота с Россией в 100 млрд долларов к 2023 году. Чтобы оценить размах этих планов, напомним, что еще в январе-сентябре 2014 года российско-турецкий товарооборот составлял менее 24 млрд долларов, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом 2013 года всего на 0,5%. При этом российский экспорт вырос на 1,4% и достиг 18,7 млрд долларов, а импорт из Турции снизился на 2,8% до 5 млрд долларов, то есть положительное для России торговое сальдо составило 13,7 млрд долларов. Турции принадлежит 8-е место среди внешнеторговых партнеров России, в том числе 5-е по экспорту и 13-е по импорту. Однако и Москва, и особенно Анкара стремятся к большему.

Важным фактором, побуждающим турецкие власти расширять взаимодействие с Россией, является острая потребность Турции в энергоресурсах, помноженная на стремление Анкары, приверженной доктрине неоосманизма, стать основным транзитно-распределительным узлом энергопотоков на стыке Европы, Кавказа и Ближнего Востока. В настоящее время Турция импортирует порядка 70% необходимых стране энергоресурсов (из них более половины приходится на импорт из России), а к 2020 году спрос на энергоресурсы в стране возрастет еще на 40%. Анкара принимает активное участие в разработке и реализации различных энергетических проектов, в том числе формально конкурирующих между собой.

Однако если в вопросах торговли и энергетики интересы России и Турции объективно совпадают или весьма близки, то координация усилий по сирийскому вопросу потребует от Эрдогана и «нового старого» турецкого правительства пересмотра ряда собственных стереотипов. И прежде всего - установки на отстранение от власти в Сирии президента Башара Асада.

Есть основания полагать, что в Анкаре уже начали приходить к выводу о бессмысленности подобного требования в сложившихся условиях. Об этом свидетельствуют как итоги состоявшейся в конце октября международной встречи по Сирии в Вене, так и прозрачные намеки Эрдогана, в том числе его недавнее заявление о том, что, хотя между Турцией и Россией существуют разногласия по сирийскому вопросу, но их тем не менее нельзя называть конфликтом.

О том же – только более открыто – говорят и турецкие СМИ. В частности, газета Milliyet указывает, что пока та или иная формула будущего Сирии не получит поддержки России, шансов претворить формулу в жизнь почти нет. Это в полной мере касается и сделанного ранее предложения турецкого премьера Ахмета Давутоглу об уходе Асада с поста президента и его неучастии в последующем переговорном процессе. Активист Партии справедливости и развития Омер Челик, считающийся близким соратником Эрдогана, также пытается «отыграть назад» в том, что касается звучавшей месяц назад антироссийской риторики президента. Говоря о российско-турецких отношениях, он подчёркивает, что «в некоторых сферах у нас налажено отличное сотрудничество, а в некоторых есть разногласия. Отношения между странами многогранные».

К настоящему времени Анкара уже отказалась от требования немедленной отставки Асада и, судя по имеющейся информации, готова к новым уступкам с тем, чтобы попытаться занять место посредника в рамках согласованного сторонами в Вене политического внутрисирийского диалога под эгидой ООН. Кроме того, Турция в отличие от Саудовской Аравии или Катара еще со времен переговоров по иранскому ядерному досье занимает более гибкую позицию по отношению к Ирану, что также открывает перед турецкой дипломатией дополнительные возможности.

Le Monde diplomatique, характеризуя несовпадение подходов США и Турции к Сирии, подметила, что  американского президента Барака Обаму «можно во многом обвинить в сирийском вопросе, начиная хотя бы с его слабости по отношению к турецкому правительству, этому самому циничному манипулятору из всех участников конфликта». В том, что искусство манипуляции поставлено в Турции на высокий уровень еще со времен Османской империи, сомневаться не приходится. Вместе с тем это характеризует гибкость турецкой дипломатии, не достающую во многих случаях Вашингтону и Брюсселю. Так что и перезагрузка в турецко-российских отношениях, многое меняющая на евразийской шахматной доске, вполне возможна.

 
Метки: Турция Россия
 

 
Рейтинг: 4.5 (24)      Ваша оценка: 1 2 3 4 5     
 
Отправить по почте

 
 
 
 
АВТОРСКАЯ КОЛОНКА
    Александр КУЗНЕЦОВ

ЦРУ и сделки с оружием на Ближнем Востоке

...Конфликт в Сирии подошёл к той точке, когда он несёт смерть и разрушения не только сирийцам, но и жителям соседних стран - Ливана, Турции, Иордании. Юго-восточные районы Турции, где продолжаются бои правительственных войск с курдскими партизанами и куда проникают банды «Исламского государства», всё больше напоминают Сирию. Не исключено, что схожая – «сирийская» – судьба уготована и Иордании, приютившей у себя палестинских, иракских и сирийских беженцев.

29.06.2016
 
 
 
 
 
 
УПОМИНАЕМЫЕ
 
 
 
70-летие Победы AIIB AIPAC ALBA Amnesty International Anonymous Bank of America BBC BlackRock CARICOM CDS CELAC Chatham House Chevron CNN CNPC DARPA DEA Dragon Family EASA ELNET ENI ExxonMobil Facebook FARC FEMA Financial Stability Board Fitch Franklin Templeton Freedom House G20 G7 G8 GATA Global CST Goldman Sachs Google Green Group Guardian Heritage Foundation HSBC Human Rights Watch ICAO ISAF JPMorgan KFOR Local Exchange Trading System Mercosur Microsoft Moody's Nabucco NAFTA NED NPD NSU PEGIDA Podemos PRIME Finance PRISM Shell Siemens Standard & Poor's StatOil Stratfor SWIFT TANAP TAP TAPI TeleSur The Foreign Policy Initiative Total Transparency International TTIP Twitter UNASUR USAID USCENTCOM Vanguard Group Volkswagen Wells Fargo WikiLeaks «Ансар Аллах» «Джунд-аль-Халифат» «Исламское государство» «Корпус мира» «Набукко» «Нация ислама» «Оккупируй Уолл-стрит» «Открытое правительство» «Прометей» «Турецкий поток» «Череп и кости» АБИИ Аль-Джазира Аль-Каида Альтернатива для Германии АНБ Армия Крайова АСЕАН АТАКА АТЭС АФИСМА Африканский Союз Аш-Шабаб АЭС Базельский комитет Банк международных расчётов Белтрансгаз Бильдербергская группа БНД Боко Харам Братья-мусульмане БРИКС Бритиш Петролеум Ватикан ВДВ Венецианская комиссия Вестингауз Вишеградская группа ВКО ВМФ Всемирный банк ВТО ВЭФ Гаагский трибунал Газпром ГЛОНАСС Гринпис Давосcкий форум Движение неприсоединения Джеймстаунский фонд Евразийский союз ЕврАзЭС Еврокомиссия Европейский еврейский парламент Европейский еврейский союз Европейский Союз Европейский суд по правам человека ЕУЛЕКС ЕЦБ Интерпол Йоббик Казмунайгаз КиберБеркут Комитет 147 Константинопольский Патриархат Красный Крест КСИР Ку-Клукс-Клан Либерия Лига арабских государств лоббизм Лукойл МАГАТЭ Мальтийский орден МБТЮ МВФ Международный арбитражный суд Международный олимпийский комитет Международный Суд ООН Международный уголовный суд Меркосур Моджахедин-э Халк МОК Монсанто МОССАД МЭА НАТО Нафтогаз Украины ОАГ ОБСЕ ОДКБ ОЕОУ ОЗХО ООН ОПЕК ОУН-УПА ОЭСР Панъевропейское движение ПАСЕ Пентагон пентархия ПОЛИСАРИО ПРО РВСН РЖД Росатом Роскосмос Роснефть Рособоронэкспорт Ростехнологии РПК РУМО Русская Православная Церковь РЭНД СБ ООН Сбербанк России СДПГ Северный поток СИРИЗА Сколково СНГ Совет Европы Совет по международным отношениям СССПЗ СЯС Талибан Тамарруд Таможенный Союз Тихоокеанский Альянс Трёхсторонняя комиссия ТТП УГКЦ Украинская Православная Церковь ФАТФ ФАТХ ФБР ФИФА ФРС ФСБ ФСЕНМ ФСКН ФСЭГ ХАБАД ХАМАС ХДС/ХСС Хизб-ут-Тахрир Хизбалла ЦАРЕС ЦАХАЛ ЦБ ЦРУ Черноморский флот Чёрный блок ШОС ЭКОВАС ЭТА ЮжМаш Южный поток ЮКОС ЮНЕСКО
 
 
 

Перепечатка материалов сайта приветствуется при условии гиперссылки на электронное издание "Фонд стратегической культуры" (www.fondsk.ru)

Точка зрения редакции сайта может не совпадать с точкой зрения авторов статей.

 
 
© Фонд Стратегической Культуры

RSS

Главная Политика История и культура Архив Авторы Рекомендуемое
  Экономика Авторская колонка О нас Контакты

 

Петр ИСКЕНДЕРОВ

Старший научный сотрудник Института славяноведения РАН, кандидат исторических наук, международный обозреватель МИА «Россия сегодня»


все статьи