Иран в новых геополитических координатах: выбор в пользу России

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Многосторонняя встреча по сирийскому урегулированию запланирована в Вене на ближайшие выходные, сообщил глава МИД РФ. «И мы, конечно же, хотим, чтобы на этой встрече был сделан шаг вперед, желательно два шага вперед», - сказал журналистам Сергей Лавров. Кто окажется на российской стороне? Напомним, что в предыдущей встрече принимали участие 19 делегаций, среди которых был впервые представлен Иран, имеющий по Сирии, пожалуй, самую близкую к России позицию. Теперь уже очевидно, что американский план по изоляции ИРИ на Ближнем Востоке провален. Спустя 36 лет после исламской революции дипломатия Ирана оказалась в новых для себя геополитических координатах, которые открывают перед Тегераном значительные возможности. 

События последних дней дают основания полагать, что иранское руководство свой принципиальный выбор сделало в пользу России. Согласованы сроки начала работ «Росатома» по строительству в Иране двух энергоблоков на площадке в Бушере, инвестиционная стоимость проекта оценивается в 30 млрд. долларов. В Москве на заседании российско-иранской межправительственной комиссии подписано шесть соглашений с целью существенного повышения уровня двустороннего торгового оборота. Министр обороны ИРИ Хоссейн Дехкан заявил, что страна рассчитывает получить российские ракетные комплексы С-300 в течение ближайших двух месяцев. По его словам, Иран приобрел «столько С-300, сколько необходимо». 

Иранские специалисты уже проходят подготовку в России по системе С-300. По словам главы корпорации «Ростех» Сергея Чемезова, новый контракт на поставку Ирану зенитных ракетных систем С-300 вступил в силу 9 ноября. Все это говорит о том, что высокий уровень политических отношений между Москвой и Тегераном получает базовую поддержку в сфере экономики и военно-технического сотрудничества. 

На этом фоне принятое решение Барака Обамы продлить еще на год действие санкций в отношении Ирана выглядит как признание Америкой собственного бессилия в отношении исламской республики. Речь идет не о «ядерных санкциях». Обама обещает отменить их после полного выполнения Тегераном всех пунктов Совместного всеобъемлющего плана действий, заключенного 14 июля в Вене между Ираном и «шестеркой» международных посредников. В санкциях против Ирана США запутались. Сегодня Обама просто отработал указ президента Джимми Картера от 14 ноября 1979 года, подписанный тем в ответ на захват американских заложников в Тегеране. Выглядит смешно: Обама направил в конгресс уведомление о том, что продлевает на очередной год действие «чрезвычайного положения» в отношениях с Ираном, объявленного более 35 лет назад. 

Правда, признаков возобновления американо-иранских отношений не было и без этого. Скорее, наоборот. Недавно министр промышленности шахт и торговли Ирана Мохаммад Реза Нематзаде подписал директиву, в соответствии с которой вводится запрет на импорт потребительских товаров из США. Запрет касается даже упоминания американских товаров в торговых заведениях по всей стране. Таков ответ иранцев на американские экономические санкции. Как отметил министр Нематзаде, это решение основывается на предложениях, которые были выдвинуты верховным лидером Ирана аятоллой Али Хаменеи в письме президенту Ирана Хасану Роухани. Верховный лидер ИРИ не изменил своей позиции, которая состит в том, что Америка остается главным врагом Ирана. Отношения Вашингтона и Тегерана так и не вышли из состояния «чрезвычайного положения». Это касается и ситуации на Ближнем Востоке. 

11 ноября главы МИД РФ и Ирана Сергей Лавров и Джавад Зариф обсудили по телефону ситуацию в САР. Накануне Тегеран объявил о том, что глава иранской дипломатии Зариф не будет участвовать в венской встрече по Сирии 14 ноября, он сопровождает президента Ирана Хасана Роухани в поездке по Европе. Партнерские отношения Москвы и Тегерана требовали разъяснения ситуации, Зариф о выходе ИРИ из переговорного процесса не говорил. Однако в США поспешили увидеть в этом разногласия России и Ирана по сирийскому урегулированию, которых нет. 

Исламская Республика Иран стала частью дипломатического решения сирийского кризиса не без помощи России. Москва настаивала на этом в течение нескольких лет. Вашингтон возражал, не желая признавать ключевую роль Тегерана в решении сирийского кризиса, как, впрочем, и в урегулировании других проблем региона. Затеянная Белым домом игра строилась на ожидании, что после закрытия иранского ядерного досье откроются двери для восстановления американо-иранских отношений. От Тегерана требовали уступок не только в связи с его ядерной программой, добивались также отказа от самостоятельного внешнеполитического курса, в том числе хотели увидеть иранскую капитуляцию в Сирии. Однако соблазнить Иран «стратегической дружбой» с Америкой у Обамы не получилось.

Не секрет, что Дамаск четыре года назад попал в прицел США из-за тесных союзных отношений с Тегераном. Свергнуть президента Башара Асада у США и их союзников так и не вышло. Иранское руководство и после ядерного соглашения ни на шаг не отступило от своей позиции. «В отношении решения проблем региона Иран и Америка занимают диаметрально противоположные позиции, и вести с ней переговоры по этой теме не имеет никакого смысла», - заявил аятолла Хаменеи. Более того, верховный лидер Ирана подчеркнул, что Америка не относится к Ближнему Востоку и «не является частью решения основных проблем региона». Иран не признает лидирующую роль США в урегулировании сирийского кризиса. В Тегеране, как и в Москве, полагают, что урегулирование в Сирии должно осуществляться под эгидой ООН между правительством САР и представительной делегацией сирийской оппозиции. США при этом должны помогать достичь договоренности, а не пытаться подменять сирийцев, тем более диктовать им свои условия. 

Главный советник верховного лидера Ирана аятоллы Хаменеи Али Акбар Велаяти предупреждает, что «Иран не одобрит какую-либо инициативу по Сирии без обсуждения с правительством страны и ее народом». В США начали говорить о том, что, давая согласие на участие Тегерана в переговорах, американская дипломатия просчиталась. Государственный департамент в очередной раз ошибся: там якобы надеялись, что приглашение в Вену подтолкнет иранцев к смягчению их взглядов. Надежды не оправдались. Исламская республика способна сыграть конструктивную роль в сирийском урегулировании, но только так, как понимают эту роль в Тегеране, а не в Вашингтоне.

В то же время было бы ошибочным полагать, что в Тегеране сосредоточены на выборе «Россия или США». Более актуальным для иранского руководства представляется поиск приемлемого баланса своих интересов в отношениях с внешним миром. В данный момент речь о восстановлении полноценных отношений с Соединенными Штатами не идёт. Тегеран не доверяет Америке, чья политика сохраняет антииранскую направленность. И точно так же у иранского руководства нет оснований для пересмотра параметров военно-политического и военно-технического сотрудничества с Россией. Позиции сторон близки по многим проблемам современности. Выход Ирана из изоляции, полноценное возвращение одного из самых мощных государств Ближнего Востока в мировую дипломатию Москвой приветствуется.