Мобильная версия Сегодня: 28.06.2016 Обновлено в 20:05 | Выберите дату
 
 
на главную страницу карта сайта написать письмо
В избранное RSS


ЭЛЕКТРОННОЕ ИЗДАНИЕ
О Нас
Авторы
Контакты
    «Украина в огне»: новое разоблачение  
    ВКС вернутся в Сирию  
    Попытка мятежа в Казахстане. Угроза...  
  ГЛАВНАЯ ПОЛИТИКА ЭКОНОМИКА ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА АВТОРСКАЯ КОЛОНКА  
 
 
 
ВЫБЕРИТЕ РЕГИОН

Get Adobe Flash player

 
 
 
НОВОСТИ
 
 
В США сказали, что готовят операцию по освобождению Мосула...

Новак назвал условия строительства «Южного потока»...

В ЕС считают, что ему необходим полный спектр оборонных возможностей...

Наступление "ИГ" на севере Латакии завершилось полным провалом...

В Кремле заявили, что проблемы с Турцией не решить за несколько дней...

Нефть дорожает на фоне новостей из Норвегии...

Более двух тысяч человек подписались под инициативой о выходе Латвии из ЕС...

Турция готова заплатить компенсацию России за сбитый самолёт...

МВФ оценил последствия Brexit для мировой экономики...

Железнодорожники Греции начинают очередную серию стачек...

На заводе в США прогремел мощный взрыв...

Новым заместителем генсека НАТО станет американка Готтемюллер...

Министр обороны Германии посетит турецкую авиабазу Инджирлик...

Россия и Грузия договорились об освобождении заключенных...

США признали, что их оружие попадало террористам "ИГ"...

все новости
 
 
 
 
Соц. сети
 
 



 
 
 
вернуться версия для печати
 
ПОЛИТИКА | ЭКОНОМИКА

21 декабря мировой финансовый порядок может окончательно рухнуть

Валентин КАТАСОНОВ | 13.12.2015 | 00:00
 

Мир вступает в фазу хаоса. Еще недавно говорили о том, что США взяли курс на создание в мире «управляемого хаоса». События на Ближнем и Среднем Востоке развеивают иллюзию того, что инициатор хаоса может им управлять. Такой же неуправляемый хаос в ближайшее время может возникнуть в международных финансах. Инициатором неуправляемого финансового хаоса выступают опять-таки США, а детонатором процесса должен стать 3-миллиардный украинский долг России. 

Обострение проблем вокруг этого долга не является случайным стечением обстоятельств. Вашингтон сознательно использует данный долг, чтобы нанести России ущерб. Побочным эффектом этой антироссийской политики может стать окончательное разрушение того мирового финансового порядка, который закладывался на Бреттон-Вудской международной конференции 1944 года. 

Породив бреттон-вудскую валютно-финансовую систему, США сами же нанесли по ней первый удар в 70-е годы ХХ века, когда отказались от размена долларов на золото. Была проведена демонетизация золота, мир перешел к бумажным деньгам, были ликвидированы фиксированные курсы валют. Начался бешеный рост финансовых рынков и финансовых спекуляций, что существенно снижало устойчивость мировой экономики и международных финансов. Это уже был финансовый хаос, но еще управляемый. Одним из инструментов управления международными финансами оставался Международный валютный фонд, созданный в декабре 1945 года.

И вот сегодня на наших глазах происходит уничтожение МВФ, грозящее перерастанием неустойчивости мировых финансов в мировой финансовый хаос. Роль МВФ в поддержании относительного финансового порядка в мире заключалась не только в том, что он выдавал кредиты и займы тем или иным странам, но также в том, что он выступал высшей инстанцией, формировавшей правила игры на мировых финансовых рынках. После того как США, будучи главным акционером МВФ (около 17% всех голосов Фонда), втянули МВФ в свои игры вокруг Украины, этой международной финансовой организации приходится ломать собственные же правила, которые она разрабатывала и шлифовала на протяжении десятилетий. Фонд своими последними решениями создаёт прецедент игры без правил, последствия чего для международных финансов практически невозможно просчитать. 

Самое последнее решение подобного рода состоялось 8 декабря. Оно приурочено к конечной дате погашения 3-миллиардного украинского долга перед Россией – 20 декабря. Вашингтон продолжает подстрекать украинские власти не возвращать России долг. Поскольку отказ Киева от погашения долга почти автоматически ведет к полномасштабному суверенному дефолту Украины, то МВФ, согласно правилам, которые действовали чуть ли не с момента создания Фонда, лишается права дальнейшего кредитования Украины. Для того чтобы продолжить перечисление средств займа МВФ Украине (соглашение о займе на сумму 17,5 млрд. долл. было подписано в апреле 2015 года), Вашингтон дал команду Фонду переделать правила таким образом, чтобы даже в случае дефолта по обязательствам Киева перед Москвой МВФ мог бы Украину кредитовать. Мне эта идея Вашингтона напоминает команду надевать брюки через голову. Подневольный Фонд выполнил и эту, казалось бы, невыполнимую команду. 

Директор МВФ от Российской Федерации Алексей Можин сообщил, что 8 декабря совет директоров Фонда утвердил реформу, позволяющую кредитовать должников в случае дефолта по суверенному долгу. Все прекрасно понимают, что такое революционное решение было принято Фондом ради того, чтобы поддержать агонизирующий киевский режим и досадить России. «Решение об изменении правил выглядит поспешным и предвзятым. Принимается исключительно в ущерб России и в целях легализации возможности Киева не платить по своим долгам», - заявил российский министр финансов Антон Силуанов журналистам.

Решение было подготовлено и принято в страшной спешке (надо было успеть до 20 декабря). Решений столь радикального свойства в истории МВФ было всего несколько. Так, в 1989 году Фонд получил право кредитовать страны в случае наличия у получателей кредитов непогашенных долгов перед иностранными коммерческими банками. А в 1998 году было разрешено кредитование Фондом стран при наличии непогашенных обязательств по суверенным облигациям, держателями которых являются негосударственные инвесторы. Однако погашение долгов перед суверенными кредиторами всегда было святой обязанностью клиентов МВФ. Суверенные кредиторы – спасители последней инстанции, которые приходят на помощь государствам в тех случаях, когда от них отворачиваются частные кредиторы и инвесторы. 

По правилам МВФ обязательства государства перед суверенным кредитором (то есть другим государством) так же «святы», как и обязательства перед самим Фондом. Это, если так можно выразиться, краеугольный камень международных финансов. И вот мы наблюдаем, как этот краеугольный камень поспешно выдергивается из-под здания международных финансов на будничном заседании совета директоров МВФ. На этот аспект решения совета директоров Фонда министр финансов РФ Антон Силуанов обратил особое внимание: «Правила финансирования программ фонда существуют десятилетиями и оставались неизменными. Всегда суверенный кредитор имел приоритет перед коммерческими. Правилами подчеркивалась особая роль официального кредитора, что особо важно в кризисные периоды, когда коммерческие кредиторы отворачиваются от страны и лишают ее доступа к ресурсам».

О подневольности Фонда и наглости его главного акционера (США) свидетельствует то, что решение от 8 декабря было проштамповано автоматически, а реформирование Фонда (пересмотр квот стран-членов и удвоение капитала) тем же Вашингтоном блокируется уже пять лет. По словам А. Силуанова, на фоне принятого 8 декабря решения совета директоров Фонда «вопиюще выглядит нежелание США решать вопрос ратификации соглашения о пополнении капитала МВФ, который как раз очень бы пригодился для решения долговых проблем Украины».

10 декабря был опубликован 34-страничный доклад с подробностями реформы, одобренной на совете директоров МВФ 8 декабря. Согласно этому документу, изменения распространяются, в частности, на задолженность перед суверенными кредиторами, которая не была урегулирована в рамках Парижского клуба. Однако для сохранения доступа к кредитам МВФ государство-должник должно выполнить ряд условий, в том числе предпринять «добросовестные усилия» по реструктуризации задолженности.

Очень интересный пункт насчет «добросовестных усилий». До сих пор со стороны Киева как государства-должника не было предпринято никаких усилий. Заявления премьер-министра Украины А. Яценюка не в счёт. Напомню, что это были не попытки предпринять «добросовестные усилия», а ультиматумы России как суверенному кредитору: или присоединяйтесь к той реструктуризации, которую мы провели с частными кредиторами, или мы вам вообще ничего не заплатим. Характерно и то, что делались эти заявления даже не по каналам официальной переписки, а в форме устных выступлений по телевидению. Особенно меня умиляют заявления Яценюка насчет того, что он никаких официальных предложений по украинскому долгу перед Россией от Москвы не получал. 

Это что-то новое в межгосударственных отношениях вообще и в международных валютно-кредитных отношениях в частности. Чуть ли не с момента создания МВФ существовало (и до сих пор продолжает существовать) правило, согласно которому: а) инициатива изменения первоначальных условий кредита лежит на должнике, а не на кредиторе; б) инициатива (просьба) оформляется в письменном виде и направляется кредитору по официальным каналам. 

Если господин Яценюк этих правил не знает, чиновники МВФ могли бы ему их разъяснить. Однако ничего подобного сделано не было. 

Однако вернемся к решению от 8 декабря. Хочет того Киев или нет, но он для продолжения кредитования по линии Фонда должен как минимум продемонстрировать попытки договориться с кредитором, то есть с Москвой. Продемонстрировать, так сказать, доказательства «добросовестных усилий». Из чего должна складываться это демонстрация? По крайней мере, из трех шагов: а) подготовка и направление в адрес кредитора официальной просьбы о начале переговоров по пересмотру условий кредита; б) получение должником официального ответа от кредитора; в) в случае согласия кредитора проведение переговоров о пересмотре условий. 

Напомню, что переговоры Киева с частными кредиторами о реструктуризации долгов начались практически сразу же после подписания последнего соглашения о займе МВФ, то есть с марта 2015 года и продолжались до конца августа 2015 года. А окончательные точки на i в этих переговорах были поставлены лишь в октябре с. г. То есть реструктуризация долга тянулась полгода.

Напомню, что дата погашения долга перед Россией (20 декабря) приходится на воскресенье. На демонстрацию «добросовестных усилий» у Киева остается максимум 5 (пять) рабочих дней. Этого времени хватит в лучшем случае на реализацию первых двух из трех названных мною шагов. На третий и самый главный шаг времени не остаётся. 

Очень интересно, что скажет МВФ в понедельник 21 декабря. Где он сможет найти доказательства «добросовестных усилий» Киева? Или он будет ждать подсказки от своего главного акционера? Однако главный акционер особой тонкостью ума не отличается, компенсируя своё скудоумие наглостью. 

21 декабря обещает стать самым позорным днем в истории МВФ, после которого может последовать смерть этой международной финансовой организации. Увы, перед своей кончиной МВФ ещё в состоянии взорвать мировую финансовую систему, используя украинский долг России как детонатор. Конечно, игру ведет Вашингтон, а Фонд лишь игрушка в его руках. Зачем это надо Вашингтону? Строго говоря, это нужно даже не официальному Вашингтону, а хозяевам денег (главным акционерам ФРС), на службе у которых находятся и все должностные лица Белого дома, и американское Казначейство, и другие правительственные ведомства США. Хозяева денег вынуждены защищать слабеющие позиции доллара с помощью проверенного средства – создания хаоса за пределами Америки. Годится любой хаос: политический, военный, экономический, финансовый. 

* * *

После решения совета директоров МВФ от 8 декабря 2015 года, принятого ради поддержки обанкротившегося киевского режима и исключительно в ущерб России, некоторые финансовые эксперты осторожно высказались насчет того, что дальнейшее пребывание России в МВФ теряет всякий смысл. Могу лишь поддержать их позицию, хотя выход России из МВФ - необходимое, но недостаточное условие укрепления российской государственности. России ещё только предстоит создать надежную защиту от мирового финансового хаоса, который после 21 декабря начнёт быстро становиться неуправляемым. 

 
Метки: США Украина МВФ
 

 
Рейтинг: 4.5 (359)      Ваша оценка: 1 2 3 4 5     
 
Отправить по почте

 
 
 
 
АВТОРСКАЯ КОЛОНКА
    Игорь ШУМЕЙКО

Туск и Кэмерон как агитаторы за Евросоюз

При всём драматизме битвы вокруг Brexit и обсуждения итогов референдума в доводах сторонников сохранения Великобритании в составе ЕС то и дело возникает что-то парадоксальное или забавное, а то и откровенно нелепое... 

28.06.2016
 
 
 
 
 
 
УПОМИНАЕМЫЕ
 
 
 
70-летие Победы AIIB AIPAC ALBA Amnesty International Anonymous Bank of America BBC BlackRock CARICOM CDS CELAC Chatham House Chevron CNN CNPC DARPA DEA Dragon Family EASA ELNET ENI ExxonMobil Facebook FARC FEMA Financial Stability Board Fitch Franklin Templeton Freedom House G20 G7 G8 GATA Global CST Goldman Sachs Google Green Group Guardian Heritage Foundation HSBC Human Rights Watch ICAO ISAF JPMorgan KFOR Local Exchange Trading System Mercosur Microsoft Moody's Nabucco NAFTA NED NPD NSU PEGIDA Podemos PRIME Finance PRISM Shell Siemens Standard & Poor's StatOil Stratfor SWIFT TANAP TAP TAPI TeleSur The Foreign Policy Initiative Total Transparency International TTIP Twitter UNASUR USAID USCENTCOM Vanguard Group Volkswagen Wells Fargo WikiLeaks «Ансар Аллах» «Джунд-аль-Халифат» «Исламское государство» «Корпус мира» «Набукко» «Нация ислама» «Оккупируй Уолл-стрит» «Открытое правительство» «Прометей» «Турецкий поток» «Череп и кости» АБИИ Аль-Джазира Аль-Каида Альтернатива для Германии АНБ Армия Крайова АСЕАН АТАКА АТЭС АФИСМА Африканский Союз Аш-Шабаб АЭС Базельский комитет Банк международных расчётов Белтрансгаз Бильдербергская группа БНД Боко Харам Братья-мусульмане БРИКС Бритиш Петролеум Ватикан ВДВ Венецианская комиссия Вестингауз Вишеградская группа ВКО ВМФ Всемирный банк ВТО ВЭФ Гаагский трибунал Газпром ГЛОНАСС Гринпис Давосcкий форум Движение неприсоединения Джеймстаунский фонд Евразийский союз ЕврАзЭС Еврокомиссия Европейский еврейский парламент Европейский еврейский союз Европейский Союз Европейский суд по правам человека ЕУЛЕКС ЕЦБ Интерпол Йоббик Казмунайгаз КиберБеркут Комитет 147 Константинопольский Патриархат Красный Крест КСИР Ку-Клукс-Клан Либерия Лига арабских государств лоббизм Лукойл МАГАТЭ Мальтийский орден МБТЮ МВФ Международный арбитражный суд Международный олимпийский комитет Международный Суд ООН Международный уголовный суд Меркосур Моджахедин-э Халк МОК Монсанто МОССАД МЭА НАТО Нафтогаз Украины ОАГ ОБСЕ ОДКБ ОЕОУ ОЗХО ООН ОПЕК ОУН-УПА ОЭСР Панъевропейское движение ПАСЕ Пентагон пентархия ПОЛИСАРИО ПРО РВСН РЖД Росатом Роскосмос Роснефть Рособоронэкспорт Ростехнологии РПК РУМО Русская Православная Церковь РЭНД СБ ООН Сбербанк России СДПГ Северный поток СИРИЗА Сколково СНГ Совет Европы Совет по международным отношениям СССПЗ СЯС Талибан Тамарруд Таможенный Союз Тихоокеанский Альянс Трёхсторонняя комиссия ТТП УГКЦ Украинская Православная Церковь ФАТФ ФАТХ ФБР ФИФА ФРС ФСБ ФСЕНМ ФСКН ФСЭГ ХАБАД ХАМАС ХДС/ХСС Хизб-ут-Тахрир Хизбалла ЦАРЕС ЦАХАЛ ЦБ ЦРУ Черноморский флот Чёрный блок ШОС ЭКОВАС ЭТА ЮжМаш Южный поток ЮКОС ЮНЕСКО
 
 
 

Перепечатка материалов сайта приветствуется при условии гиперссылки на электронное издание "Фонд стратегической культуры" (www.fondsk.ru)

Точка зрения редакции сайта может не совпадать с точкой зрения авторов статей.

 
 
© Фонд Стратегической Культуры

RSS

Главная Политика История и культура Архив Авторы Рекомендуемое
  Экономика Авторская колонка О нас Контакты

 

Валентин КАТАСОНОВ

Профессор, д.э.н., председатель Русского экономического общества им. С.Ф. Шарапова


все статьи