Мобильная версия Сегодня: 28.07.2016 Обновлено в 17:18 | Выберите дату
 
 
на главную страницу карта сайта написать письмо
В избранное RSS


ЭЛЕКТРОННОЕ ИЗДАНИЕ
О Нас
Авторы
Контакты
    «Украина в огне»: новое разоблачение  
    ВКС вернутся в Сирию  
    Попытка мятежа в Казахстане. Угроза...  
  ГЛАВНАЯ ПОЛИТИКА ЭКОНОМИКА ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА АВТОРСКАЯ КОЛОНКА  
 
 
 
ВЫБЕРИТЕ РЕГИОН

Get Adobe Flash player

 
 
 
НОВОСТИ
 
 
США наращивают численность войск в Афганистане для борьбы с "ИГ" - СМИ...

Шойгу объявил о начале операции России и Сирии по помощи населению Алеппо...

СМИ: В России появится новая система космической разведки...

Греческий порт Пирей освободили от мигрантов...

На фоне поражений террористов в Алеппо США снова просят тишины в Сирии...

Акции протеста в Ереване становятся все более массовыми...

В Америке снова стреляют, на это раз - в Аризоне...

Наглость не знает границ: у Керри считают ВС на юге России помехой прекращению насилия на Украине...

Москва указала на недопустимость предварительных условий в мирных переговорах по Сирии...

УПЦ МП: в Крестном ходе в Киеве участвовали 80 тысяч верующих...

В Турции объявили об увольнении 1684 офицеров после попытки переворота...

«Слава Богу!» – в Киеве со слезами радости встретили Крестный ход...

«Рука Москвы» стала неотъемлемой частью предвыборной кампании в США...

Отказ Киева выплачивать долг повлечет последствия, заявили в Кремле...

Путин пообещал олимпийцам защитить их интересы...

все новости
 
 
 
 
Соц. сети
 
 



 
 
 
вернуться версия для печати
 
ПОЛИТИКА

Визит Н.Моди в Москву. Послесловие

Андрей ВОЛОДИН | 29.12.2015 | 00:00
 

Накануне визита премьер-министра Индии в Москву (23 – 24 декабря) опытный внешнеполитический аналитик М.К.Бхадракумар писал в Asia Times, что сегодня геополитический статус России качественно изменился по сравнению с ещё недавним прошлым: «Россия взошла на глобальную сцену как великая держава, чей голос, позиция и действия воспринимаются со всей серьезностью «одинокой сверхдержавой». (В 2015 году государственный секретарь США Джон Керри встречался со своим российским коллегой Сергеем Лавровым 20 раз)». Уже в силу этого очередная российско-индийская встреча в верхах значима не только с точки зрения развития двусторонних отношений, но и в свете мировых процессов.

В Индии сначала с настороженностью, а потом и интересом восприняли действия России в Сирии по нейтрализации «Исламского государства» (ИГ). Представители индийского внешнеполитического истеблишмента в начале октября сего года говорили, например, автору этой статьи о желании Индии участвовать в реконструкции хозяйства в послевоенной Сирии. Это очень примечательно. Ведь сейчас в Сирии переплелись интересы таких активных участников политических процессов в Восточном Средиземноморье и Западной Азии, как Иран, Россия, Китай, Индия. Появление боевиков ИГ в Афганистане делает взаимодействие этих государств ещё более актуальным и неотложным. Очерчивается, таким образом, обширный ареал  будущих совместных действий России, Индии, Китая и Ирана на международной арене.

Вновь пробуждается интерес к одному из самых «загадочных» трансграничных проектов – международному транспортному коридору (МТК) «Север – Юг», где главными участниками выступают Индия, Иран и Россия. Принятое в апреле 2015 г. во время визита председателя КНР Си Цзиньпина в Пакистан решение о создании «китайско-пакистанского экономического коридора», интегрирующего экономику Исламской Республики с западными провинциями Китая, встревожило индийские элиты. Один из архитекторов современной индийской внешней политики Канвал Сибал отреагировал на эту новость таким образом, что  МТК «Север – Юг» должен быть разморожен, а его потенциальные возможности использованы для свободного выхода Индии в Россию (включая Урал, Зауралье и Сибирь), Центральную Азию и Западную Европу. Что касается России, то для неё МТК «Север – Юг» открывает перспективу не только увеличения торговли с Индией (об объёме которой по соображениям политической корректности говорить не принято), но и упрочения связей с влиятельными группами индийских предпринимателей, включая верхний слой частнокорпоративного сектора, фактически формирующий политику государства.

При этом следует помнить, что крупный индийский капитал заинтересован в продолжении стратегии импортозамещения (современное наименование этой политики - «Делай в Индии»). Большое значение придаётся индийцами ускорению процесса гарантийного и послегарантийного обслуживания в сфере российско-индийского военно-технического сотрудничества (ВТС). Тем более что западные партнеры, как отмечают индийские эксперты, пока не готовы к передаче индийцам «чувствительных технологий».

Существенным фактором привлекательности России для частнокорпоративного сектора Индии может стать расширение возможностей участия индийского крупного капитала в деятельности российских предприятий на востоке нашей страны. Очевидное достоинство индийских предпринимателей: они законопослушны и готовы работать в сложных условиях. Задача привлечения в российскую экономику иностранных инвестиций сохраняет своё значение  (необходима лишь инвентаризация российских предприятий на Урале и в Сибири), а успешные совместные проекты в России откроют россиянам индийский рынок, на «автаркичность» которого нередко сетуют представители российских деловых кругов.

Осложнение отношений России с Турцией, рассуждают индийские аналитики, может либерализовать ёмкий российский рынок для продукции мелких и средних индийских предприятий, успешно действующих, в частности, в текстильной и других отраслях легкой промышленности. Индийский опыт в этой сфере промышленной деятельности, несомненно, продолжительнее и богаче турецкого, а «легкость» индийской рупии по сравнению с турецкой лирой придаёт продукции Индии на российском рынке дополнительную конкурентоспособность. 

Одной из «интригующих» деталей прошедшей 23-24 декабря российско-индийской встречи в верхах была возможность заключения контракта на поставку в Индию систем ПВО С-400 «Триумф». Однако, как показывает мировой опыт ВТС, договорам по столь сложным и высокотехнологичным системам предшествуют длительные обсуждения и согласования позиций договаривающихся сторон. На мой взгляд, интерес Индии к системе С-400 «Триумф» имеет более широкое значение, нежели стремление обезопасить себя от возможного воздушного нападения. Уже довольно продолжительное время генералитет и высшее офицерство индийских вооруженных сил (правда, не все), критикуя «недостаточно технологичные» вооружение и военную технику (ВВТ) России, обращают свои взоры на западную (и прежде всего американскую) военную технику. Оппонирующие этой группе военные и эксперты нередко задают риторический вопрос: в каких региональных военных конфликтах после Второй мировой войны американские ВВТ оказывались качественнее советских (российских)? Видимо, последние события на Ближнем Востоке добавят аргументов второй группе специалистов.  

Решение о создании «китайско-пакистанского экономического коридора» значительно сблизило позиции Индии, Ирана и России в вопросе о важности трехстороннего стратегического сотрудничества. Взаимодействие в треугольнике Москва – Тегеран – Дели, как представляется, должно иметь солидную материальную основу в виде постоянно укрепляющихся и расширяющихся внешнеэкономических связей. Модели подобных «многоугольных» отношений имеют давнюю историю, в своё время они успешно разрабатывались в недрах Министерства внешней торговли СССР и, в частности, служили цели минимизировать использование мировых резервных валют. Впоследствии под влиянием моделей либеральной экономики произошёл отказ от широко использовавшейся когда-то системы безналичных расчетов, которая, заметим, активно внедряется сегодня в отношения между субъектами экономической деятельности. Возможно, настала пора вспомнить хорошо забытое старое, тем более что данный принцип расчетов и снижает инфляционные риски, и стимулирует желанный для многих стран процесс дедолларизации мировой экономики.

Достигнутое недавно в рамках Совета Безопасности ООН согласие по вопросам политического урегулирования сирийского кризиса теоретически открывает путь к созданию системы коллективной безопасности в самом неспокойном районе мира. Разрешение «сирийской головоломки» и формирование всеобщей взаимозависимости государств и народов на основе простого и ясного принципа неделимости безопасности позволят сформулировать концептуальные основы глобальной системы коллективной безопасности, или Pax Universalis, в чем заинтересовано всё мировое сообщество. На реализацию именно этой стратегической цели было ориентировано принятое в ходе встреч в Кремле решение о более тесном взаимодействии «стран-континентов» – Индии, Китая, России.

…В своё время визит президента России в Индию в декабре 2014 года аналитики назвали продуктивным. Бывший посол Индии в России Канвал Сибал недавно заметил, что наиболее важная для двух наших стран (от себя добавлю: также и Китая) задача – реализовать во взаимодействии «повестку развития» (development agenda), то есть обеспечить энергичный экономический рост, сопряженный с максимально возможной занятостью и справедливым распределением национального дохода. Есть основания считать, что российско-индийские переговоры в Кремле придали новый стимул процессу этого стратегического взаимодействия, что позволяет смело назвать визит Н. Моди в Москву перспективным.

 
Метки: Индия Россия Путин ООН Ближний Восток Моди
 

 
Рейтинг: 4.2 (31)      Ваша оценка: 1 2 3 4 5     
 
Отправить по почте

 
 
 
 
АВТОРСКАЯ КОЛОНКА
    Игорь ТОМБЕРГ

«Турецкий поток» возвращается в повестку дня

Москва и Анкара возобновили переговоры по «Турецкому потоку»... Стремление сохранить Турцию в качестве крупного потребителя российского газа понятно. Спрос на газ в этой стране растёт примерно на 3% в год, и сейчас Турция - крупнейший рынок Газпрома после Германии... В то же время обольщаться преобладающей долей России в турецком газопотреблении не стоит. Политический кризис между Москвой и Анкарой привёл к тому, что Турция ищет альтернативу российскому газу. Анкара пытается ускорить получение новых объёмов газа из Азербайджана, построить газопровод из Иракского Курдистана, рассматривает дополнительные закупки СПГ у Алжира и Катара. К этому надо добавить интенсивные контакты с Израилем по поводу возможных поставок в Турцию газа Восточного Средиземноморья...

27.07.2016
 
 
 
 
 
 
УПОМИНАЕМЫЕ
 
 
 
70-летие Победы AIIB AIPAC ALBA Amnesty International Anonymous Bank of America BBC BlackRock CARICOM CDS CELAC Chatham House Chevron CNN CNPC DARPA DEA Dragon Family EASA ELNET ENI ExxonMobil Facebook FARC FEMA Financial Stability Board Fitch Franklin Templeton Freedom House G20 G7 G8 GATA Global CST Goldman Sachs Google Green Group Guardian Heritage Foundation HSBC Human Rights Watch ICAO ISAF JPMorgan KFOR Local Exchange Trading System Mercosur Microsoft Moody's Nabucco NAFTA NED NPD NSU PEGIDA Podemos PRIME Finance PRISM Shell Siemens Standard & Poor's StatOil Stratfor SWIFT TANAP TAP TAPI TeleSur The Foreign Policy Initiative Total Transparency International TTIP Twitter UNASUR USAID USCENTCOM Vanguard Group Volkswagen WADA Wells Fargo WikiLeaks «Ансар Аллах» «Джунд-аль-Халифат» «Исламское государство» «Корпус мира» «Набукко» «Нация ислама» «Оккупируй Уолл-стрит» «Открытое правительство» «Прометей» «Турецкий поток» «Череп и кости» АБИИ Аль-Джазира Аль-Каида Альтернатива для Германии АНБ Армия Крайова АСЕАН АТАКА АТЭС АФИСМА Африканский Союз Аш-Шабаб АЭС Базельский комитет Банк международных расчётов Белтрансгаз Бильдербергская группа БНД Боко Харам Братья-мусульмане БРИКС Бритиш Петролеум Ватикан ВДВ Венецианская комиссия Вестингауз Вишеградская группа ВКО ВМФ Всемирный банк ВТО ВЭФ Гаагский трибунал Газпром ГЛОНАСС Гринпис Давосcкий форум Движение неприсоединения Джеймстаунский фонд Дойче банк Евразийский союз ЕврАзЭС Еврокомиссия Европейский еврейский парламент Европейский еврейский союз Европейский Союз Европейский суд по правам человека ЕУЛЕКС ЕЦБ Интерпол Йоббик Казмунайгаз КиберБеркут Комитет 147 Константинопольский Патриархат Красный Крест КСИР Ку-Клукс-Клан Либерия Лига арабских государств лоббизм Лукойл МАГАТЭ Мальтийский орден МБТЮ МВФ Международный арбитражный суд Международный олимпийский комитет Международный Суд ООН Международный уголовный суд Меркосур Моджахедин-э Халк МОК Монсанто МОССАД МЭА НАТО Нафтогаз Украины ОАГ ОБСЕ ОДКБ ОЕОУ ОЗХО ООН ОПЕК ОУН-УПА ОЭСР Панъевропейское движение ПАСЕ Пентагон пентархия ПОЛИСАРИО ПРО РВСН РЖД Росатом Роскосмос Роснефть Рособоронэкспорт Ростехнологии РПК РУМО Русская Православная Церковь РЭНД СБ ООН Сбербанк России СДПГ Северный поток СИРИЗА Сколково СНГ Совет Европы Совет по международным отношениям СССПЗ СЯС Талибан Тамарруд Таможенный Союз Тихоокеанский Альянс Трёхсторонняя комиссия ТТП УГКЦ Украинская Православная Церковь ФАТФ ФАТХ ФБР ФИФА ФРС ФСБ ФСЕНМ ФСКН ФСЭГ ХАБАД ХАМАС ХДС/ХСС Хизб-ут-Тахрир Хизбалла ЦАРЕС ЦАХАЛ ЦБ ЦРУ Черноморский флот Чёрный блок ШОС ЭКОВАС ЭТА ЮжМаш Южный поток ЮКОС ЮНЕСКО
 
 
 

Перепечатка материалов сайта приветствуется при условии гиперссылки на электронное издание "Фонд стратегической культуры" (www.fondsk.ru)

Точка зрения редакции сайта может не совпадать с точкой зрения авторов статей.

 
 
© Фонд Стратегической Культуры

RSS

Главная Политика История и культура Архив Авторы Рекомендуемое
  Экономика Авторская колонка О нас Контакты

 

Андрей ВОЛОДИН

Доктор исторических наук, профессор Дипломатической Академии МИД России.


все статьи