Международные финансы: куда направлен вектор 2015 года?

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Процессы, происходившие в сфере международных финансов в 2015 году, несмотря на их разноплановый характер, столь в совокупности значимы, что уже в 2016 году они могут привести к изменению всей архитектуры мировой финансовой системы. При этом вряд ли переход в новое качество будет очень растянут во времени. Скорее всего, мировая финансовая трансформация произойдёт быстро и резко. 

Нынешние времена очень напоминают 30-40-е годы ХХ века. Тогда под влиянием мирового экономического кризиса произошли такие события, как экономическая и финансовая дезинтеграция мира, распад мировой финансовой системы на валютные зоны и блоки, сворачивание мировой торговли и других форм международных экономических связей. Процесс валютно-финансовой дезинтеграции был остановлен лишь летом 1944 года на международной конференции в Бреттон-Вудсе, где были приняты решения о создании мировой золотодолларовой системы. Весь цикл перехода мировой валютно-финансовой системы в новое состояние занял 15 лет, если отсчитывать от начала кризиса в октябре 1929 года. И после Бреттон-Вудской конференции прошло еще не менее пяти лет, пока новая система не заработала. Итого цикл перехода системы из старого качества в новое занял около двух десятилетий. 

Перенесемся в наши времена. Начальной точкой перехода мировой финансовой системы в новое качество можно считать 2007 год, когда стартовал глобальный финансовый кризис. С того времени прошли неполные девять лет. Началом «новой эры» мировых финансов можно считать момент, когда завершился процесс финансовой глобализации и дальнейшее выстраивание вавилонской башни мирового долга стало невозможно. Начался откат, принявший форму кризиса, в пламени которого сгорели триллионы «избыточных» долгов. 

Уже первая волна финансового кризиса (2007-2009 гг.) привела к существенной финансовой дезинтеграции мира. А ведь в минувшем 2015 году, если судить по статистическим данным Международного валютного фонда, Банка международных расчетов и других международных институтов, обороты на мировых финансовых рынках превысили показатели 2007 года. Согласно оценкам известной консалтинговой фирмы McKinsey & Company, в начале 2015 года были превышены также докризисные показатели долга как в целом по миру, так и по отдельным странам и группам стран. Компания McKinsey & Company определила три возможных эпицентра второй волны мирового финансового кризиса – США, Европейский союз и Китай. Мир в напряжении ждал, что вот-вот начнется финансовое цунами. Тревожные признаки возникли в августе в Китае, где резко начали падать индексы фондового рынка. Властям Китая удалось, однако (преимущественно с помощью прямых административных мер),  остановить разрушительный процесс на фондовом рынке. Тем не менее пузырь на китайском фондовом рынке никуда не исчез. 

Продолжалось в 2015 году надувание пузырей и на финансовых рынках США и ЕС. Столь продолжительное разрастание пузырей - новый феномен в мировых финансах, его можно объяснить тем, что никогда ранее не работали в таком интенсивном режиме печатные станки центральных банков. При этом процентные ставки ФРС, ЕЦБ, а также других центральных банков стран «золотого миллиарда» были близки к нулю. Таких бесплатных денег не было даже в разгар экономического кризиса 30-х годов ХХ века. 

Многие эксперты предсказывали на минувший год и другие потрясения, в том числе крах долларовой системы, полное или частичное разрушение еврозоны (выход ряда стран из зоны евро), полномасштабный дефолт Украины, паралич работы Международного валютного фонда, развал G20 и т.д. Большинство этих предсказаний в 2015 году не сбылись, но их никто не отменял - они просто переносятся на 2016 год. 

Назову и кратко охарактеризую десять наиболее важных, с моей точки зрения, событий в международной финансовой жизни в 2015 году:

1. Закрытие 20 марта Лондонского золотого фиксинга, который существовал с перерывами с 1919 года, и переход на новую систему определения цен на желтый металл. Данное событие пока не очень существенно отразилось на уровне цен на золото, но оно напомнит о себе в будущем. 

2. Объявление Грецией 5 июня дефолта по своим обязательствам перед Международным валютным фондом (не был совершен очередной платеж в размере примерно 300 млн. евро). 1 июля Греция повторила дефолт, не перечислив Фонду в порядке погашения долга около 1,5 млрд. евро. В августе в результате переговоров между правительством Греции и Большой тройкой кредиторов (ЕЦБ, Европейская комиссия и МВФ) была достигнута договоренность о предоставлении Греции третьего пакета финансовой помощи на сумму 85,5 млрд. евро. Пакет рассчитан на три года, перечисления будут совершаться в случае неукоснительного выполнения Грецией программы экономии, реформ и приватизации государственной собственности (на сумму 6,2 млрд. евро). 

3. Создание Азиатского банка инфраструктурных инвестиций (АБИИ). Инициатором и главным акционером проекта выступил Китай. Первый этап создания был завершен весной 2015 года. Членами банка стали в общей сложности почти шесть десятков государств. Примечательно, что 20 государств находятся за пределами Азиатского региона (в том числе Великобритания и другие ведущие европейские государства). Фактически АБИИ – не региональная, а глобальная организация. В 2016 году банк должен начал функционировать. 

4. Подписание в Атланте 5 октября соглашения о Транстихоокеанском партнерстве (ТТП). Соглашение охватывает 12 стран: США, Япония, Малайзия, Вьетнам, Сингапур, Бруней, Австралия, Новая Зеландия, Канада, Мексика, Чили и Перу. Проект ТТП был инициирован Соединенными Штатами. Ратификация соглашения о ТТП запланирована на начало 2016 года. ТТП представляет собой совершенно новую модель торгово-экономической и валютно-финансовой интеграции государств. Аналогичным проектом является соглашение о Трансатлантическом партнерстве (ТАП), которое Вашингтон навязывает Европейскому союзу. Проекты ТТП и ТАП – это попытка Вашингтона утвердить своё доминирование в мире путем перевода значительной части государств под свое управление в рамках двух указанных «партнёрств». 

5. Получение китайским юанем официального статуса резервной валюты. Решение об этом было принято Международным валютным фондом 30 ноября. Юань стал пятой официальной резервной валютой наряду с долларом США, евро, японской иеной и британским фунтом стерлингов. Примечательно, что юань по установленному для него «весу» сразу же занял в корзине резервных валют МВФ третье место, опередив иену и фунт стерлингов. 

6. Изменение Международным валютным фондом некоторых базовых принципов своей работы. Речь идет о решении 8 декабря, предусматривающем возможность кредитования Фондом стран, которые не выполняют своих обязательств перед суверенными (официальными) кредиторами. Решение Фонда было приурочено к такому событию, как предстоявшее 20 декабря 2015 года погашение Украиной долга перед Россией. Решение Фонда, с одной стороны, подталкивало Украину к невыполнению своего обязательства перед Россией; с другой стороны, ломало складывавшиеся в течение десятилетий принципы функционирования мировых финансов. 

7. Объявление официальным Киевом 18 декабря моратория на погашение долга по 3-миллиардному займу перед Россией. Фактически это означает полномасштабный дефолт Украины. Можно ожидать, что после новогодних праздников сюжет, связанный с украинским дефолтом, станет одним из ключевых в мировых СМИ. 

8. 16 декабря совет управляющих Федеральной резервной системой США проголосовал за первое с 2006 года повышение процентной базовой ставки ФРС на 0,25 процентных пункта (до этого ставка варьировала в диапазоне 0 – 0,25%). Чиновники Федерального резерва заявили, что повышение процентной ставки продолжится и в следующем году. Подобное решение неизбежно отразится как на американской, так и на мировой экономике. 

9. Принятие Конгрессом США на днях закона о бюджетных расходах на следующий финансовый год. Важным пунктом этого закона явилось согласие Вашингтона на реформу Международного валютного фонда (пересмотр квот стран-членов в капитале и голосах, а также удвоение капитала Фонда). Это знаменательный факт, так как решение о реформировании Фонда было принято еще в 2010 году, но на протяжении пяти лет блокировалось Соединенными Штатами. 

10. Директор-распорядитель МВФ Кристин Лагард 17 декабря получила вызов в суд Франции. Мадам Лагард подозревается в злоупотреблении своим служебным положением в ее бытность на посту министра финансов при президенте Николя Саркози. Демарш в отношении Кристин Лагард выглядит мерой психологического давления на главного чиновника Фонда с тем, чтобы сделать МВФ еще более послушным орудием в руках Вашингтона. 

Перечисленные мною десять главных событий весьма разноплановы. Многие из них сейчас не кажутся очень значимыми. Например, ликвидация знаменитого золотого фиксинга в Лондоне. Внешне это даже выглядит как ослабление роли золота в международных финансах. Однако речь идет лишь о реорганизации системы управления мировым рынком желтого металла под эгидой все тех же Ротшильдов. Просто лондонский фиксинг к началу 2015 года оказался слишком «засвеченным» и оставаться на этой площадке было уже небезопасно. 

Основная борьба за влияние в сфере международных финансов развернется между Вашингтоном, спасающим долларовую систему, и Пекином, пытающимся теснить на мировых финансовых рынках банки и корпорации США. Некоторые эксперты усматривают в этом противостоянии схватку между двумя главными кланами хозяев денег – Рокфеллерами, использующими государственные возможности США, и Ротшильдами, стремящимися установить контроль над Китаем. 

Возвращаясь к возможным изменениям в мировой валютно-финансовой системе, я не исключаю, что произойдет распад единой системы на отдельные зоны и блоки. Точно так, как это произошло во второй половине 30-х годов ХХ века, накануне мировой войны. Торгово-экономические связи внутри зон и блоков обеспечивались тогда с помощью валют государств-метрополий (фунт стерлингов Великобритании, франк Франции, доллар США и т.д.). Торговля между блоками упала в разы, межблоковые связи основывались на бартере, клиринговых расчетах и золоте.

Минимальный ущерб от второй волны мирового финансового кризиса понесут те страны, которые сумеют сориентироваться в мировом финансовом хаосе, защитить свои экономики с помощью импортных пошлин и запретов на трансграничное движение капитала, укрыться за стенами региональных экономических и финансово-валютных блоков. У России времени на раскачку нет. Ей необходимо выступать инициатором создания зон свободной торговли с участием постсоветских государств, а также более активно интегрироваться с другими государствами в рамках ШОС и БРИКС. 

Одним из средств более тесной интеграции государств, противостоящих диктату США, должны стать наднациональные региональные валюты. В рамках Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) с 1964 года использовалась такая наднациональная денежная единица, она называлась переводным рублем (ее применение не отменяло национальные денежные единицы стран-членов СЭВ в отличие от евро). Что касается торговли между государствами разных блоков, то главным средством расчетов в этом случае может стать золото. Согласно данным Всемирного совета по золоту, в 2015 году Россия показала наибольший среди всех стран мира прирост своих официальных золотых запасов.