След казней в Саудовском королевстве

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Казнь в Королевстве Саудовская Аравия (КСА) 47 человек, обвинённых в «терроризме», состоялась по приговору местного суда, и сразу за этим последовало заявление Генерального секретаря ООН, выразившего сомнение и в объективности суда, и в правомерности приговора. Большая часть казнённых - шиитские проповедники, но в их числе оказался и обвиненный в атеизме известный палестинский поэт Ашраф Файяд. Казнен был также шейх Нимр ан-Нимр, известный мусульманский богослов, который выступал в защиту прав шиитского меньшинства в КСА, подвергающегося дискриминации. 

Шейх Нимр действовал как правозащитник, он не состоял ни в каких экстремистских организациях и, по данным западных СМИ, никогда не призывал к насильственным действиям. Тем не менее по обвинению в «подстрекательстве к свержению законной власти» за проповеди в Восточной провинции, где проживает большинство шиитов КСА, его приговорили к смерти (в Саудовской Аравии более 20% населения исповедует шиизм, в то время как официальной государственной религией является суннизм ваххабитского толка). 

Возрождение «первоначальной чистоты ислама» и борьбу с «вероотступниками»-шиитами провозгласил ещё основатель ваххабизма, суннитский богослов Мухаммед ибн Абд аль-Ваххаб (1703-1791). Восприняв идеологию ваххабизма, эмиры династии Саудов создали в 1926 г. на Аравийском полуострове теократическое государство, в котором король объединяет в своих руках всю полноту религиозной и светской власти. В КСА нет политических партий и отсутствует конституция, функцию которой, по заявлениям саудовских властей, выполняет Коран. 

За счет богатейших запасов нефти и доходов от ее экспорта в 1970-1980-е гг. в королевстве была создана современная урбанизированная инфраструктура. Используя положение монарха как «хранителя мусульманских святынь» - мест паломничества мусульман всего мира Мекки и Медины и возглавляя региональную организацию "Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива" (ССАГПЗ), КСА претендует на роль одной из ведущих стран арабо-мусульманского мира. Вместе с тем в стране сохраняются многие обычаи, существующие со времен принятия ваххабизма. Действуют законы, предусматривающие, например, суровое наказание вплоть до смертной казни за выступления против правящей династии Саудов. 

До середины ХХ века в стране процветало рабство, а среди бедуинских племен, как подтвердил автору коллега из Саудовской Аравии, существовала дикая практика закапывать живьем в землю родившуюся девочку, если в племени было много женщин и не хватало мужчин. 

Используя свои значительные финансовые ресурсы, КСА осуществляет под предлогом «защиты ислама» экспансию ваххабитской идеологии и поддержку радикальных исламистских движений по всему миру. В 1990-е гг. КСА активно поддерживало сепаратистские группировки в Чечне, где один из наиболее известных полевых командиров саудовец Хаттаб объявил себя «эмиром арабских муджахидов на Кавказе». В Сирии Саудовская Аравия наряду с Катаром оказывает широкую поддержку вооруженным исламистским группировкам. Одна из таких поддерживаемых Эр-Риядом группировок «Джейш аль-фатх» (Армия победы) после ударов российских Воздушно-космических сил (ВКС) по позициям «Исламского государства» объявила России «джихад». Идеологи ваххабизма в КСА, такие как Юсеф Карадауи, в своих фетвах (религиозных посланиях) оправдывают террор против всех, кто поддерживает законные сирийские власти.

В 2013 году Саудовская Аравия ввела свои войска в Бахрейн и силой подавила протест шиитского большинства этого островного государства, где шииты требуют равных прав с суннитским меньшинством, к которому принадлежит правящая династия Эль-Халифа. В 2015 г. КСА вмешалось во внутренний конфликт в Йемене между хуситским движением, отражающим интересы значительной части йеменского населения, и сторонниками сбежавшего в КСА отстраненного от власти в Йемене президента Хади. При этом саудовские ВВС без мандата ООН осуществляют бомбардировки территории Йемена, в результате которых уже погибли, по данным ООН, несколько тысяч мирных жителей. 

С начала затеянной американцами «арабской весны» ширится протест шиитов и в самой Саудовской Аравии. Протест подавляется полицией и войсками, при этом саудовские власти объясняют рост недовольства местных шиитов подрывной деятельностью Ирана. 

Жестокая казнь большого числа шиитской оппозиции вызвала волну возмущения по всему миру, как в Европе, особенно в Германии, так и в арабо-мусульманском мире, прежде всего в шиитских общинах Ливана и Сирии. Здесь характеризуют казни как преступление против человечности. Руководство Ирана выступило с резким осуждением казней, в Тегеране прошли массовые демонстрации под антисаудовскими лозунгами. Группой экстремистов было разгромлено посольство КСА в Тегеране (погромщики были задержаны иранской полицией). 

В свою очередь КСА разорвало дипломатические отношения с Ираном. Бахрейн, ОАЭ, Кувейт, входящие в возглавляемый ССАГПЗ, а также зависящие от саудовской финансовой помощи Иордания, Судан, Сомали поддержали саудовский демарш. 10 января по требованию Эр-Рияда состоялось экстренное совещание глав внешнеполитических ведомств Лиги арабских государств (ЛАГ), которое осудило «вмешательство Ирана в дела арабских стран», однако Ливан решение других арабских государств не поддержал. 

Разрастание саудовско-иранского конфликта и дальнейшее обострение суннитско-шиитского противостояния, учитывая, что события происходят в главном нефтедобывающем регионе планеты, несут угрозу не только Ближнему Востоку, но и всему миру. Невозможно, однако, абстрагироваться от того, что конфликт был спровоцирован беспрецедентно жестоким актом – массовой казнью инакомыслящих. «Не замечать» этого нельзя. 

В мусульманском мире внимательно следят за тем, последует ли Россия примеру США и других стран Запада, которые слегка пожурили Эр-Рияд, а Тегеран обвинили в том, что он не обеспечил безопасность дипмиссии КСА. Дальше всех в оправдании Эр-Рияда пошёл президент Турции Эрдоган, назвавший массовую казнь в королевстве «внутренним делом» Саудовской Аравии. И здесь уж «либо – либо»: либо вешать оппонентов и отрубать им головы можно и дальше, либо понятие «права человека» всё же имеет какой-то смысл. Что же касается выработки российской позиции в саудовско-иранском конфликте, то приходится учитывать, что и в Сирии, и на Кавказе, и в Центральной Азии Саудовская Аравия выступает по отношению к России ничуть не более «дружественной» страной, чем Турция сегодня.