Год эпохи подделок и реконструкций

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

30 декабря среди евроньюсовских итогов 2015 года мелькнула новость: судьи американского Кливленда признали невиновными полицейских, застреливших подростка с игрушечным пистолетом. Кадры: суду предъявляют ту игрушку и боевой пистолет, отличить одно от другого с двух шагов невозможно. Тогда кто виновник убийства? Китайские производители пугающе качественных игрушек? 

Говорят, в древних цивилизациях, погребая царей, перестали приносить в жертву живых слуг, наложниц, воинов (эскорт в загробных странствиях), когда научились делать скульптуры, схожие с изображаемым оригиналом. Например, так объясняют появление знаменитой китайской «терракотовой армии». Когда фигурки стали «как живые», настоящих живых можно было уже не резать, укладывая вокруг почившего императора. А теперь получается, что дальние потомки «сэкономленных» китайских воинов мастерят игрушки-подделки, которые тем, что они «как настоящие»,  сгубили кливлендского подростка. (Тот, правда, был чернокожим… возможно, в глазах американских полицейских это повредило ему больше всего).  

Еще из новостей года, удостоенных ТВ-анонсов: где-то в июне 2015-го один японец в приступе то ли гнева, то ли ревности «убил», в смысле разорвал, свою искусственную надувную женщину. Сие прекрасно совмещается с потоком «новостей науки и техники» о новейших достижениях в этой сфере: теплые на ощупь, говорящие, уже с небольшим искусственным интеллектом, разнообразно двигающиеся… Не принесет ли Эпоха подделок и реконструкций новость противоположного свойства - убийство клиента силиконовой красоткой, запрограммированной на «женщину-вамп», «строгую госпожу»… Оставляю этот сюжет тем, кто задумает ремейк «Восстания машин». Тем более что профессии «механических слуг» суть отражение реальных потребностей, высвобождаемых страстей. 

Другая сторона «эпохальной» (для Эпохи подделок и реконструкций) тенденции: перекладывая с людей на технику все больше боевых функций (телеуправляемые танки, беспилотники), люди хотят оставить себе игры в войну. Посмотрите хотя бы, с каким упоением уже не первую неделю «эксперты» всех мастей смакуют гипотетические последствия гипотетической горячей войны между Саудовской  Аравией и Ираном …

А если вернуться к вещицам «made in China», то в числе новостей, которыми в 2015 году СМИ с особой страстью кормили читателя,  можно выделить нечто столь же искусственное, приближающее (стараниями журналистов и политологов) конфликт посильнее, чем из-за кливлендского пистолета... Я говорю о ставших уже знаменитыми «искусственных островах» в Южно-Китайском море. Обвинение шефа Пентагона Чака Хэйгела «Пекин активно присваивает земли в различных регионах», может, и грешит извращением фактов, зато подкреплено посылкой эскадры. И те же политологи, которые предлагают считать главным конфликтом XXI века американо-китайский, называют «украинскую игру США» средством оторвать интересы России в этом конфликте от интересов потенциального китайского союзника . 

Я в свою очередь мог бы подсказать ход, отвлекающий от китайского производства островов пристальные и недоброжелательные взгляды. Изготовление моделей островов, знаменитых во всём мире! Всё равно ведь, каким рисунком насыпать грунт, как называть получившееся изделие — так пусть это будут Кипр, Сицилия, Крит, Манхэттен, Корсика… Ибица, конечно. Представьте: знакомые всему цивилизованному миру очертания, видимые с самолётов и выше. Сейчас, говорят, единственное человеческое сооружение, различимое из космоса, - Великая китайская же стена. А тут из пены морской восстанут знаковые в мировой истории Лесбос (оригинал все равно захвачен арабскими беженцами), Британские острова… В Южно-Китайском море, если примерить, уместилась бы копия Британских островов даже в натуральную величину!

Если на нынешних безымянных, лишь пронумерованных островках могут поместиться лишь военные базы и аэродромы, то на Новом Кипре, Новой Сицилии  хватило бы мест для гостиниц, пляжей, казино. И вместо попреков в «милитаризации Южно-Китайского моря» все сказали бы привычно: «А, ну это искусство китайских мастеров»! Если сейчас в Лондоне все сувенирные изображения Биг Бэна, Тауэра, Вестминстерского аббатства - «made in China», то на Новой Британии будет, конечно, и Нью-Лондон. Не должно быть проблем и с брендами: издавна в бассейне Тихого океана новооткрытым островам присваивали имена Новая Зеландия, Новая Гвинея… сей юридический прецедент можно распространить и на острова новонасыпные. 

Ушедший, 2015 год добавил целый лес примеров смешения настоящих вещей с игрушками, оригиналов – с копиями, событий – с реконструкциями. Некоторые выглядят зловеще… Летом в Германии арабских беженцев как «перемещенных лиц» впервые с 1945 года заселили в Бухенвальд, в его знаменитые мемориальные бараки. А если копнуть на поле дипломатии, то отыщутся «реконструкции» и политических предпосылок этого «Бухенвальда-2»: заигрывание со «своими» террористами, Бжезинский в кругу основателей «Аль-Каиды», Маккейн на дружеском фото вместе с главарями ИГ, выбор стран-мишеней (Ливия, Сирия) – ну чем не  реконструкция Мюнхена-1938?!

…К примерам 2015-го с разоблачениями подделок картин Матисса, Пикассо, Ван Гога можно добавить выразительный случай НЕразоблачения. В Майами Бич на ярмарке современного искусства Art Basel  ссора между кураторами переросла в драку с использованием холодного оружия. Посетители, стоявшие в двух шагах, безмятежно созерцали происходившее, до последнего момента уверенные, что это заранее подготовленный перформанс. 

Так что, если на тех гипотетических насыпных Британских островах в Южно-Китайском море случится гипотетический конфликт, у туристов, бродящих по Нью-Лондону, первой реакцией на звуки бомбёжки будет: «Эх, видно, придётся раскошелиться ещё и на реконструкцию Битвы за Британию -1940!»