Мобильная версия Сегодня: 01.06.2016 Обновлено в 00:06 | Выберите дату
 
 
на главную страницу карта сайта написать письмо
В избранное RSS


ЭЛЕКТРОННОЕ ИЗДАНИЕ
О Нас
Авторы
Контакты
    Украина. «Чёрный лебедь» нашей Победы  
    О борьбе националистов Казахстана с...  
    Польше не нужны русские солдаты, лежащие в...  
  ГЛАВНАЯ ПОЛИТИКА ЭКОНОМИКА ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА АВТОРСКАЯ КОЛОНКА  
 
 
 
ВЫБЕРИТЕ РЕГИОН

Get Adobe Flash player

 
 
 
НОВОСТИ
 
 
В парламент немецкого Квакенбрюка внесут вопрос о признании Крыма...

Белый дом отказался удовлетворить петицию об отмене "закона Магнитского"...

Миссия ОБСЕ фиксирует повышение уровня боевой активности в Донбассе...

Лавров: Ключевой момент «Минских соглашений» — связь Донбасса и России...

Газовые маневры Варшавы: не отказаться, а купить дешевле...

Россия требует, чтобы Турция вывела свои войска из Ирака...

Москва не оставит без ответа наращивание присутствия НАТО на границе с Россией...

Путин назвал перспективной идею единого информационного пространства ЕАЭС...

Газпром: Долг Белоруссии за газ превысил 200 млн долларов...

Этнолингвистический отбор: В Латвии готовы с осени запретить русские имена...

Bloomberg узнало, почему США 41 год скрывали сумму долга перед саудитами...

Путин призвал страны ЕАЭС подключиться к импортозамещению...

Необходимость позитивных перемен в Армении давно назрела - мнение...

Западные СМИ - о внутриполитических трансформациях в Турции...

Конференция ОБСЕ по противодействию терроризму стартовала в Берлине...

все новости
 
 
 
 
Соц. сети
 
 



 
 
 
вернуться версия для печати
 
АВТОРСКАЯ КОЛОНКА

Почему США выступают по отношению к МВФ в роли Герострата

Валентин КАТАСОНОВ | 22.01.2016 | 10:29
 

Как известно, в декабре прошлого года Международный валютный фонд под давлением своего главного акционера – Соединенных Штатов – внес серьезное изменение в правила своей деятельности. Отныне МВФ может продолжать сотрудничество с теми странами, которые по тем или иным причинам не выполняют своих обязательств перед государствами-членами Фонда (официальными кредиторами).

Семь десятилетий МВФ выполнял функцию не только международного кредитора, но, что еще более важно, гаранта последней инстанции по кредитам, которые выдавали одни государства другим. В 1956 году основные государства-кредиторы объединились в Парижский клуб – неформальную международную организацию, которая наряду с Международным валютным фондом стала заниматься вопросами обеспечения возвратности займов и кредитов, выдаваемых официальными (суверенными) кредиторами. При этом МВФ оставался последней «линией обороны». В случае отказа получателя суверенного кредита от его обслуживания или погашения МВФ прекращал всякие отношения с таким отказником, он становился изгоем в мире международных финансов. 

Механизм защиты интересов официальных кредиторов работал достаточно безотказно до тех пор, пока в нем нуждались США и другие государства Запада были основными официальными кредиторами на мировом финансовом рынке. Они и сегодня остаются крупными кредиторами развивающихся стран. Общая задолженность стран мира Парижскому клубу, куда входят 20 государств, составляет 304 млрд. долл. (по состоянию на 31 декабря 2014 года; без учета процентов по просроченному долгу).

Однако в конце ХХ века на арену международных финансов в качестве официальных кредиторов стали многие другие государства.

Во-первых, это экспортеры сырья. С конца прошлого века они стали создавать так называемые суверенные фонды, в которых аккумулируется валютная выручка от экспорта нефти и других природных ресурсов. Средства фондов стали размещаться в виде инвестиций и займов. Число суверенных фондов исчисляется в мире многими десятками. Наиболее крупные из них – суверенные фонды ОАЭ, Норвегии, Саудовской Аравии, Кувейта.  По самым минимальным оценкам, на сегодняшний день совокупные активы суверенных фондов мира составляют 6-7 триллионов долларов. 

Во-вторых, это Китай. У КНР самые крупные золотовалютные резервы, в том числе в виде суверенных фондов. В Китае три крупных суверенных фонда, на которые в совокупности приходится  почти 1,2 трлн. долл. Часть средств китайских суверенных фондов проходит через несколько крупнейших банков КНР, которые занимаются международным кредитованием. Выдаваемые этими банками кредиты относятся к категории официальных, или суверенных, кредитов.

Международная кредитная активность Китая в ХХI веке вышла на недосягаемый уровень. Неожиданно Китай оказался самым крупным в мире официальным кредитором. Когда это произошло, никто не успел заметить.

Многих на Западе привела в возбуждение сенсационная публикация под названием «Китайское кредитование берет новые высоты», появившаяся в Financial Times от 17 января 2011 года. По подсчетам газеты, в период с 2009 по 2010 год государственные кредитные организации Китая - China Development Bank и China Export-Import Bank - выдали правительствам и компаниям развивающихся стран кредиты на сумму как минимум 110 млрд. долл. Причем в эту оценку включены только те кредиты, которые были официально подтверждены китайской стороной и/или реципиентами этих средств. Фактические объемы китайских официальных кредитов, по мнению Financial Times, могли быть существенно больше. Для сравнения газета привела другую цифру: за период с середины 2008 по середину 2010 года Всемирный банк предоставил другим странам (примерно те же клиенты, что и у Китая) лишь 100,3 млрд. долл. 

Вскоре о сенсации Financial Times забыли. Западу фиксация внимания на этих фактах не выгодна – не хочется признавать свой проигрыш на рынке международного кредита. Китай также не хочет лишней огласки, которая затруднила бы его кредитную экспансию, успех которой во многом объясняется тем, что  Китай предоставляет инвестиции и официальные кредиты на условиях, существенно более выгодных, чем те, что предлагают МВФ, Всемирный банк или государства-члены Парижского клуба. Во многих случаях китайские кредиты вообще оказываются беспроцентными. Западные эксперты называют это «кредитным демпингом» Китая. 

Китайские кредиты, прежде всего, направлены на установление контроля над источниками сырья и энергоносителей в странах Азии, Африки, Латинской Америки. Погашение кредитов нередко осуществляется поставками нефти и других природных ресурсов после завершения инвестиционных проектов. Вторым направлением кредитной экспансии Пекина является развитие транспортной инфраструктуры, необходимой для доставки товаров по экспорту и импорту Китая. Речь идет о широком спектре инвестиционных проектов в рамках Нового шелкового пути. Наконец, китайские банки развития активизируют экспорт сложного оборудования (например, энергетического); для этого широко используются экспортные кредиты.

Китай для многих развивающихся стран уже давно стал главным торговым партнером. Так, торговый оборот Китая со всеми африканскими странами в 2014 году составил 166 млрд. долл. Только по линии своего Export-Import Bank в период с 2001 по 2010 г. Китай предоставил африканским странам кредитов на сумму 62,7 млрд. долл. Это на 12,5 млрд. долл. больше, чем сумма кредитов, предоставленных Всемирным банком тем же странам. Похожая ситуация и в Латинской Америке. 

China Export-Import Bank сообщил, что на начало 2016 года в его портфеле имелось зарубежных кредитов в рамках мегапроекта «Один пояс, один путь» (One Belt, One Road) на общую сумму 520 млрд. юаней (79 млрд. долл.). Кредиты предназначены для финансирования около 1000 инфраструктурных проектов в 49 государствах мира.

Ещё один пример. В ходе двухдневного африкано-китайского форума, проходившего в Йоханнесбурге в декабре 2015 года, председатель КНР Си Цзиньпин заявил о том, что Пекин намерен предоставить странам Африки финансовую помощь на общую сумму 60 млрд. долл. Часть ее будет приходиться на кредиты с нулевой процентной ставкой.

Теперь вернемся к тому, с чего начали, - к изменению правил Международного валютного фонда. Вашингтон утратил свои позиции ведущего кредитора в большинстве стран мира. Его место везде уже занимает Китай. Дядя Сэм не один год искал способ противодействия китайской кредитной экспансии. Идея изменить правила работы МВФ, легализовать суверенные дефолты и лишить Фонд функции гаранта по суверенным кредитам давно уже зародилась в голове главного акционера МВФ. Этим можно очень существенно насолить Пекину,  вытесняющему американцев из многих развивающихся стран.

Создав прецедент на Украине (неуплата долга по суверенному займу России), можно подвигнуть развивающиеся страны на то, чтобы они «кинули» своего китайского кредитора. А после этого можно ожидать возникновения конфликтов между Китаем и развивающимися странами-должниками. 

Подобное «реформирование» МВФ подобно игре с огнем. Под вопрос ставится не только существование Фонда, но и вся международная финансовая система, которая, лишившись «гаранта последней инстанции», может в одночасье рухнуть. Действия США очень напоминают поведение Герострата, который, чтобы заставить поверить в свою «исключительность», сжег в своём городе знаменитый храм Артемиды. Для дяди Сэма Международный валютный фонд на протяжении семидесяти лет имел такую же значимость, как для жителей Эфеса в древней Греции храм Артемиды. 

* * *

P.S. 20 января МВФ отменил так называемую «системную оговорку» (systemic exemption), которая была принята в 2010 году и позволяла Фонду «в исключительном порядке» кредитовать страны с непосильными долгами при наличии реальной угрозы распространения кризиса на смежные экономики. Принятие данного решения еще больше запутывает политику МВФ. Эксперты расходятся во мнениях о том, как отмена «системной оговорки» повлияет на продолжение сотрудничества МВФ с Украиной.

 
Метки: США Китай МВФ Ближний Восток Лагард
 

 
Рейтинг: 4.9 (39)      Ваша оценка: 1 2 3 4 5     
 
Отправить по почте

 
 
 
 
АВТОРСКАЯ КОЛОНКА
    Владимир НЕСТЕРОВ

Россия предлагает Европе выбор

То, что с экономикой Евросоюза надо что-то делать, известно давно. Со времени кризиса 2008 года европейская экономика не восстановилась и продолжает балансировать на грани минимального роста и рецессии... В этой ситуации своевременно прозвучала стратегическая инициатива президента РФ В.Путина, смысл которой в том, чтобы «приступить к созданию на обширном пространстве от Атлантики до Тихого океана зоны экономического и гуманитарного сотрудничества, опирающегося на архитектуру равной и неделимой безопасности»...

01.06.2016
 
 
 
 
 
 
УПОМИНАЕМЫЕ
 
 
 
70-летие Победы AIIB AIPAC ALBA Amnesty International Anonymous Bank of America BBC BlackRock CARICOM CDS CELAC Chatham House Chevron CNN CNPC DARPA DEA Dragon Family EASA ELNET ENI ExxonMobil Facebook FARC FEMA Financial Stability Board Fitch Franklin Templeton Freedom House G20 G7 G8 GATA Global CST Goldman Sachs Google Green Group Guardian Heritage Foundation HSBC Human Rights Watch ICAO ISAF JPMorgan KFOR Local Exchange Trading System Mercosur Microsoft Moody's Nabucco NAFTA NED NPD NSU PEGIDA Podemos PRIME Finance PRISM Shell Siemens Standard & Poor's StatOil Stratfor SWIFT TANAP TAP TAPI TeleSur The Foreign Policy Initiative Total Transparency International TTIP Twitter UNASUR USAID USCENTCOM Vanguard Group Volkswagen Wells Fargo WikiLeaks «Ансар Аллах» «Джунд-аль-Халифат» «Исламское государство» «Корпус мира» «Набукко» «Нация ислама» «Оккупируй Уолл-стрит» «Открытое правительство» «Прометей» «Турецкий поток» «Череп и кости» АБИИ Аль-Джазира Аль-Каида Альтернатива для Германии АНБ Армия Крайова АСЕАН АТАКА АТЭС АФИСМА Африканский Союз Аш-Шабаб АЭС Базельский комитет Банк международных расчётов Белтрансгаз Бильдербергская группа БНД Боко Харам Братья-мусульмане БРИКС Бритиш Петролеум Ватикан ВДВ Венецианская комиссия Вестингауз Вишеградская группа ВКО ВМФ Всемирный банк ВТО ВЭФ Гаагский трибунал Газпром ГЛОНАСС Гринпис Давосcкий форум Движение неприсоединения Джеймстаунский фонд Евразийский союз ЕврАзЭС Еврокомиссия Европейский еврейский парламент Европейский еврейский союз Европейский Союз Европейский суд по правам человека ЕУЛЕКС ЕЦБ Интерпол Йоббик Казмунайгаз КиберБеркут Комитет 147 Константинопольский Патриархат Красный Крест КСИР Ку-Клукс-Клан Либерия Лига арабских государств лоббизм Лукойл МАГАТЭ Мальтийский орден МБТЮ МВФ Международный арбитражный суд Международный Суд ООН Международный уголовный суд Меркосур Моджахедин-э Халк Монсанто МОССАД МЭА НАТО Нафтогаз Украины ОАГ ОБСЕ ОДКБ ОЕОУ ОЗХО ООН ОПЕК ОУН-УПА ОЭСР Панъевропейское движение ПАСЕ Пентагон пентархия ПОЛИСАРИО ПРО РВСК РВСН РЖД Росатом Роскосмос Роснефть Рособоронэкспорт Ростехнологии РПК РУМО Русская Православная Церковь РЭНД СБ ООН Сбербанк России СДПГ Северный поток СИРИЗА Сколково СНГ Совет Европы Совет по международным отношениям СССПЗ СЯС Талибан Тамарруд Таможенный Союз Тихоокеанский Альянс Трёхсторонняя комиссия ТТП УГКЦ Украинская Православная Церковь ФАТФ ФАТХ ФБР ФИФА ФРС ФСБ ФСЕНМ ФСКН ФСЭГ ХАБАД ХАМАС ХДС/ХСС Хизб-ут-Тахрир Хизбалла ЦАРЕС ЦАХАЛ ЦБ ЦРУ Черноморский флот Чёрный блок ШОС ЭКОВАС ЭТА ЮжМаш Южный поток ЮКОС ЮНЕСКО
 
 
 

Перепечатка материалов сайта приветствуется при условии гиперссылки на электронное издание "Фонд стратегической культуры" (www.fondsk.ru)

Точка зрения редакции сайта может не совпадать с точкой зрения авторов статей.

 
 
© Фонд Стратегической Культуры

RSS

Главная Политика История и культура Архив Авторы Рекомендуемое
  Экономика Авторская колонка О нас Контакты

 

Валентин КАТАСОНОВ

Профессор, д.э.н., председатель Русского экономического общества им. С.Ф. Шарапова


все статьи