Мобильная версия Сегодня: 25.08.2016 Обновлено в 14:48 | Выберите дату
 
 
на главную страницу карта сайта написать письмо
В избранное RSS


ЭЛЕКТРОННОЕ ИЗДАНИЕ
О Нас
Авторы
Контакты
    Украинский терроризм в Крыму. Точка...  
    ВКС вернутся в Сирию  
    Попытка мятежа в Казахстане. Угроза...  
  ГЛАВНАЯ ПОЛИТИКА ЭКОНОМИКА ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА АВТОРСКАЯ КОЛОНКА  
 
 
 
ВЫБЕРИТЕ РЕГИОН

Get Adobe Flash player

 
 
 
НОВОСТИ
 
 
Лавров и Керри обсудят в Женеве план борьбы с террористами в Сирии...

Минобороны России объявило внезапную проверку боеготовности ВС РФ...

WSJ: Запад вынужден заставить Киев идти на уступки или отказаться от "Минска-2"...

В Москве и Дамаске знали о турецкой операции в Сирии...

В Италии в результате землетрясения погибли 247 человек...

Ассанж: WikiLeaks вскоре опубликует очередную порцию документов, связанных с Клинтон...

Клинтон пытается перенести свои пороки на Трампа с помощью «русского фактора»...

Начальники Генштабов России и Пакистана провели переговоры в Москве...

Боевики напали на Американский университет в Кабуле...

Премьер Турции: Джараблус должен быть освобожден от сил курдов...

Курды заявили, что на стороне Турции в Сирии воюют боевики "ан-Нусры"...

В Вашингтоне заявили об участии США в разработке плана вторжения Турции в Сирию...

На Украине рассказали о небывалом упадке космической отрасли страны...

Ирак и Иран отказались ограничивать добычу нефти...

В день независимости Порошенко послал «сигнал врагу»...

все новости
 
 
 
 
Соц. сети
 
 



 
 
 
вернуться версия для печати
 
АВТОРСКАЯ КОЛОНКА

Россия - Туркменистан: газ и политика

Игорь ТОМБЕРГ | 02.02.2016 | 00:00
 

Двухдневный визит министра иностранных дел России Сергея Лаврова в Ашхабад, завершившийся 28 января, имеет, безусловно, политический характер, однако газовая составляющая двусторонних отношений и в этот раз наложила отпечаток на характер переговоров.

В начале января 2016 года «Газпром» остановил закупки газа у Туркмении, а затем и вовсе разорвал 25-летний контракт с «Туркменгазом» от 2003 года. Прекращение закупок туркменского газа «Газпромом» стало крайне неприятной новостью для туркменских властей, хотя всё к тому шло уже не первый год. После безуспешных переговоров с туркменскими партнерами о снижении цены «Газпром» сначала резко уменьшил объёмы закупок (с 10 млрд. куб. м в 2014 году до 3,1 млрд. в 2015-м), затем пошёл на беспрецедентно резкие меры, надеясь, что разрыв контракта может больше повлиять на позицию Туркмении, чем разбирательства в арбитраже.

В принципе, реакции Ашхабада удалось добиться почти сразу. Это и приглашение президенту В. Путину посетить Туркменистан, и визит министра иностранных дел РФ. Кстати, в ходе визита С. Лаврова туркменский президент Г. Бердымухамедов возобновил приглашение В.Путину приехать в Туркменистан. Не исключено, что настойчивость туркменской стороны объясняется стремлением перевести переговоры по цене на газ на высший уровень, что, как показывает пример российско-китайских отношений в этой сфере, иногда оказывается более эффективным. В случае с Туркменистаном, однако, есть своя специфика.

Коммерческая реальность сегодня такова, что для «Газпрома» приемлемый уровень цен на туркменский газ – ниже $80 за 1 тыс. куб. м. Туркменская сторона настаивает на сохранении цены в $240. Снизить цены в три раза не решится ни один руководитель «Туркменгаза», поскольку это может стоить ему головы. Значит, требуется политическое решение высшего уровня.

Другой непростой вопрос – объёмы поставок. С этой точки зрения «Газпрому» требуется примерно 4-5 млрд. куб. м в год, чтобы снабжать южный Казахстан и Киргизию. Если не получится организовать своп-операции с участием Ирана для дальнейшей поставки газа в страны Южной Азии и Ближнего Востока, то потребности «Газпрома» в туркменском газе при огромном профиците собственного российского – минимальны.

А вот для Туркменистана поставки в Россию – вопрос с финансовой точки зрения принципиальный. Фактически только российский монополист оплачивал получаемый из Туркменистана газ живыми деньгами. Несмотря на кажущуюся активную газовую торговлю (экспорт в Китай и Иран), Туркменистан практически не получает валюты за своё топливо. Низкий уровень поставок в Китай (по сравнению с мощностями по транспортировке) объясняется слишком низкими ценами, которые удалось согласовать с китайцами. При этом подавляющая часть газа идет в счёт кредитов и других задолженностей. Помимо этого растёт доля газа, добываемого китайскими компаниями на территории Туркменистана, и здесь значительная часть экспортной прибыли уже является китайской.

Не лучше обстоят дела и в торговле с Ираном. Как сообщали СМИ, в 2015 году Тегеран задолжал Туркменистану за поставленный газ около $1 млрд. и не готов расплачиваться «живыми деньгами». Иранская сторона предлагает Ашхабаду расплатиться продукцией собственного производства. При этом объемы поставок туркменского газа в Иран ежегодно являются предметом торга, так как Иран,  продолжающий газификацию страны, всё меньше нуждается в газе из Туркмении.

Компромисс с «Газпромом» туркменским властям нужен, прежде всего, в связи с обострением экономической ситуации. 12 января Центробанк Туркмении предписал банкам страны прекратить для населения конвертацию маната в иностранную валюту на наличном валютном рынке. Ранее, в декабре, был введен лимит валютно-обменных операций для частных лиц на уровне $1 тыс. в месяц.

Таким образом, на сегодня Туркменистан располагает одним реально действующим экспортным каналом – на Китай, однако валютный эффект от него минимальный. Кроме того, помимо присущих всем странам Центральной Азии социально-экономических проблем, ухудшение состояния экономики происходит на фоне резкого обострения ситуации на южных границах Туркменистана. Крайнюю озабоченность вызывает ситуация на туркменско-афганской границе. Положение там тяжёлое. Через границу в страну уже проникают боевики «Исламского государства» (ИГ). 

В Москве понимают, что дестабилизация обстановки в Туркменистане в приграничных с Афганистаном районах  (в частности, неспокойно в Марыйском велаяте, куда нелегально поступает оружие из афганского Герата) чревата общей дестабилизацией в странах Центральной Азии. Пока что туркменские власти отказываются от помощи России или ОДКБ в защите собственных границ, но в условиях усиления давления на этих границах со стороны ИГ и в условиях падения доходов бюджета страны ситуация может измениться. Закрытие границ – операция весьма дорогостоящая. Поэтому возвращение реальных денежных платежей «Газпрома» становится одной из важнейших задач туркменского руководства. 

Большие сомнения в том, что Туркменистану удастся в одиночку справиться с проблемами терроризма на своих границах, остаются. И хотя внешне экономические отношения между Москвой и Ашхабадом всё больше смещаются в политическую (или военно-политическую) область, говорить, что экономика отошла на второй план, преждевременно. От возобновления газового сотрудничества двух стран во многом будет зависеть и стабилизация ситуации на южных рубежах СНГ. Вопрос только в том, на каких условиях это сотрудничество целесообразно восстанавливать.

 
Метки: Россия Газпром Туркменистан Центральная Азия
 

 
Рейтинг: 4.2 (24)      Ваша оценка: 1 2 3 4 5     
 
Отправить по почте

 
 
 
 
АВТОРСКАЯ КОЛОНКА
    Андрей АРЕШЕВ

Байден в Анкаре, турецкие танки в Сирии

24 августа Турцию посетил с официальным визитом вице-президент США Джозеф Байден... Поездка состоялась на фоне осложнений в американо-турецком диалоге... более десятка турецких танков пересекли сирийскую границу. Министр внутренних дел Турции Эфкан Ала заявил, что операция «Щит Евфрата»  продолжится до ликвидации террористической угрозы. Таким путём Анкара пытается помочь опекаемым ею фракциям «сирийской свободной армии», которые хотят установить контроль над пограничным пунктом Джераблус, не допустив при этом занятия города курдами из «Сирийских демократических сил», поддерживаемых американцами...

25.08.2016
 
 
 
 
 
 
УПОМИНАЕМЫЕ
 
 
 
70-летие Победы AIIB AIPAC ALBA Amnesty International Anonymous Bank of America BBC BlackRock CARICOM CDS CELAC Chatham House Chevron CNN CNPC DARPA DEA Dragon Family EASA ELNET ENI ExxonMobil Facebook FARC FEMA Financial Stability Board Fitch Franklin Templeton Freedom House G20 G7 G8 GATA Global CST Goldman Sachs Google Green Group Guardian Heritage Foundation HSBC Human Rights Watch ICAO ISAF JPMorgan KFOR Local Exchange Trading System Mercosur Microsoft Moody's Nabucco NAFTA NED NPD NSU PEGIDA Podemos PRIME Finance PRISM Shell Siemens Standard & Poor's StatOil Stratfor SWIFT TANAP TAP TAPI TeleSur The Foreign Policy Initiative Total Transparency International TTIP Twitter UNASUR USAID USCENTCOM Vanguard Group Volkswagen WADA Wells Fargo WikiLeaks «Ансар Аллах» «Джунд-аль-Халифат» «Исламское государство» «Корпус мира» «Набукко» «Нация ислама» «Оккупируй Уолл-стрит» «Открытое правительство» «Прометей» «Турецкий поток» «Череп и кости» АБИИ Аль-Джазира Аль-Каида Альтернатива для Германии АНБ Армия Крайова АСЕАН АТАКА АТЭС АФИСМА Африканский Союз Аш-Шабаб АЭС Базельский комитет Банк международных расчётов Белтрансгаз Бильдербергская группа БНД Боко Харам Братья-мусульмане БРИКС Бритиш Петролеум Ватикан ВДВ Венецианская комиссия Вестингауз Вишеградская группа ВКО ВМФ Всемирный банк ВТО ВЭФ Гаагский трибунал Газпром ГЛОНАСС Гринпис Давосcкий форум Движение неприсоединения Джеймстаунский фонд Дойче банк Евразийский союз ЕврАзЭС Еврокомиссия Европейский еврейский парламент Европейский еврейский союз Европейский Союз Европейский суд по правам человека ЕУЛЕКС ЕЦБ Интерпол Йоббик Казмунайгаз КиберБеркут Комитет 147 Константинопольский Патриархат Красный Крест КСИР Ку-Клукс-Клан Либерия Лига арабских государств лоббизм Лукойл МАГАТЭ Мальтийский орден МБТЮ МВФ Международный арбитражный суд Международный олимпийский комитет Международный Суд ООН Международный уголовный суд Меркосур Моджахедин-э Халк МОК Монсанто МОССАД МЭА НАТО Нафтогаз Украины ОАГ ОБСЕ ОДКБ ОЕОУ ОЗХО ООН ОПЕК ОУН-УПА ОЭСР Панъевропейское движение ПАСЕ Пентагон пентархия ПОЛИСАРИО ПРО РВСН РЖД Росатом Роскосмос Роснефть Рособоронэкспорт Ростехнологии РПК РУМО Русская Православная Церковь РЭНД СБ ООН Сбербанк России СДПГ Северный поток СИРИЗА Сколково СНГ Совет Европы Совет по международным отношениям СССПЗ СЯС Талибан Тамарруд Таможенный Союз Тихоокеанский Альянс Трёхсторонняя комиссия ТТП УГКЦ Украинская Православная Церковь ФАТФ ФАТХ ФБР ФИФА ФРС ФСБ ФСЕНМ ФСКН ФСЭГ ХАБАД ХАМАС ХДС/ХСС Хизб-ут-Тахрир Хизбалла ЦАРЕС ЦАХАЛ ЦБ ЦРУ Черноморский флот Чёрный блок ШОС ЭКОВАС ЭТА ЮжМаш Южный поток ЮКОС ЮНЕСКО
 
 
 

Перепечатка материалов сайта приветствуется при условии гиперссылки на электронное издание "Фонд стратегической культуры" (www.fondsk.ru)

Точка зрения редакции сайта может не совпадать с точкой зрения авторов статей.

 
 
© Фонд Стратегической Культуры

RSS

Главная Политика История и культура Архив Авторы Рекомендуемое
  Экономика Авторская колонка О нас Контакты

 

Игорь ТОМБЕРГ

Руководитель Центра энергетических и транспортных исследований Института востоковедения РАН, профессор МГИМО(У) МИД России


все статьи