Мобильная версия Сегодня: 01.07.2016 Обновлено в 00:26 | Выберите дату
 
 
на главную страницу карта сайта написать письмо
В избранное RSS


ЭЛЕКТРОННОЕ ИЗДАНИЕ
О Нас
Авторы
Контакты
    «Украина в огне»: новое разоблачение  
    ВКС вернутся в Сирию  
    Попытка мятежа в Казахстане. Угроза...  
  ГЛАВНАЯ ПОЛИТИКА ЭКОНОМИКА ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА АВТОРСКАЯ КОЛОНКА  
 
 
 
ВЫБЕРИТЕ РЕГИОН

Get Adobe Flash player

 
 
 
НОВОСТИ
 
 
Американские войска вернутся в Исландию...

США приветствуют диалог РФ и Турции...

NYT: после Brexit техасцы требуют отделения от США...

Башар Асад: Запад ведет секретные переговоры с властями Сирии...

Путин рассказал, зачем НАТО усиливает позиции на востоке Европы...

Россия будет поэтапно снимать ограничения с Турции...

Российские военные доставили шесть тонн гумпомощи в Латакию...

В Казахстане задержаны шесть радикальных исламистов...

В Афганистане ликвидировали более 70 боевиков "Талибана"...

Керри приедет в Грузию 6 июля, перед саммитом НАТО в Варшаве...

Парламент Армении ратифицировал соглашение с Россией о единой системе ПВО...

Президент России продлил продовольственное эмбарго против Запада до 2018 года...

Посол России заявил об отсутствии диалога по ПРО с США...

Российские специалисты изготовили уникальный газотурбинный двигатель для беспилотников...

Обама не боится ухудшения отношений с Лондоном в связи с Brexit...

все новости
 
 
 
 
Соц. сети
 
 



 
 
 
вернуться версия для печати
 
ПОЛИТИКА | ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА

Серые пятна на золоте скифов

Арина ЦУКАНОВА | 07.02.2016 | 00:00
 

Полтора года длится история возвращения уникальных коллекций четырёх крымских музеев из Амстердама. 565 ценнейших артефактов древности, которые теперь считаются предметами спора, находятся в специальном опечатанном хранилище археологического музея Амстердамского университета, известного как Allard Pierson Museum.

В ноябре 2014 года все экспонаты выставки «Крым. Золото и тайны Чёрного моря» были изъяты из музейных витрин, упакованы и отправлены на хранение. Происходило это без присутствия хранителей коллекций – крымских музеев, передавших ценности европейским музеям в Бонне и Амстердаме. Действия нидерландских коллег были прямым нарушением контракта, утверждает старший научный сотрудник Крымского филиала Института археологии Валентина Мордвинцева, которую немецкая телерадиокомпания Deutsche Welle называет инициатором выставки «золота скифов» в Европе. Трехсторонний контракт, заключенный между крымскими музеями и музеями Бонна и Амстердама, не допускал перемещения артефактов без согласия хранителей коллекций. Только они имели право открывать витрины и упаковывать музейные ценности. Однако процедура соблюдена не была. Официальные приглашения в Allard Pierson Museum крымские музеи получили за четыре дня до перемещения артефактов в хранилище, накануне выходных. Возможность оформить документы, необходимые для въезда в Нидерланды, исключалась. По сути, хранители крымских коллекций были лишены законного права выполнить процедуры, оговоренные контрактом с Allard Pierson Museum, а также убедиться в безопасности условий хранения  ценностей, переданных для выставок.

Allard Pierson Museum не комментировал коллизию с приглашениями, однако сделал заявление, что «ценности не покидали нашего здания, а процедура их перемещения была тщательно скоординирована с музеями Крыма, их представители присутствовали при проведении работ».

В свою очередь хранители коллекций уверяют, что приехать в Амстердам смогли сотрудники музеев, имеющие визы, но не имеющие прямого отношения к выставке. Поэтому Allard Pierson Museum вполне оправданно позволил им наблюдать за упаковкой и перемещением экспонатов издалека, но не допустил к процедуре и запретил фотосъемку.

В деле «скифского золота» отлучение крымских музеев от непосредственного участия в судьбе своих коллекций – не единственное серое пятно. Таких серых пятен подозрительно много.

Вся история крымских коллекций, не возвращенных в музеи, где они хранились, – скорее, захватывающий детектив, чем юридический казус.

Украина, требующая передачи коллекций четырёх крымских музеев Киеву, скрывает и от собственных граждан, и от европейцев факты, имеющие огромное значение для решения спора о возвращении 565 экспонатов в музеи Крыма, откуда они были доставлены в Бонн, а затем в Амстердам. Более того, Киев пытается оказать политическое давление на Нидерланды.

В мае 2015 года украинский парламент принимает странное обращение к Генеральным Штатам Королевства Нидерланды (Staten-Generaal van het Koninkrijk der Nederlanden), в котором заявляет, что «вопрос возвращения выставки «Крым. Золотой остров в Чёрном море»… вышел из плоскости договорных отношений отдельных музеев и приобрел политическое значение».

Здесь интересны сразу три момента.

Во-первых, Киев говорит о выставке «Крым. Золотой остров в Чёрном море». Она проходила в LandesMuseum Bonn в Германии с 3 июля 2013 года, а затем переехала в Нидерланды и 7 февраля 2014 года открылась в Allard Pierson Museum под другим названием – «Крым. Золото и тайны Чёрного моря». То есть выставок было две, крымские коллекции уехали в Европу ещё летом 2013 года. Судя по публикациям в украинской прессе, даже журналисты этого не знают.

Во-вторых, Киев признаёт, что выставка в Бонне была организована на основе «договорных отношений отдельных музеев». И тут же требует от Нидерландов забыть о договорах и решить вопрос «политически».

Именно потому, что государство Украина не принимало никакого участия ни в подготовке, ни в проведении выставок крымских коллекций в Европе, Киеву нечего предъявить на бумаге, а чиновники и пресса путаются в датах, музеях и названиях выставок и количестве экспонатов. Трехсторонний контракт был заключен непосредственно между Allard Pierson Museum, LandesMuseum Bonn, Керченским и Бахчисарайским историко-культурными заповедниками, Центральным музеем Тавриды, музеем Херсонес Таврический и Музеем исторических драгоценностей Украины, который представлял для выставок свою коллекцию наряду с коллекциями крымских артефактов древности.

По мнению депутатов украинского парламента, на этот договор можно и даже нужно наплевать.

В-третьих, с некоторых пор на Украине считается допустимым и даже правильным игнорировать нормы права и требовать решения любых вопросов, исходя из политической целесообразности.

Право – ничто, политика – всё.

Для страны, власти которой то и дело напоминают о своём стремлении в Европу и которая претендует на членство в Европейском союзе, такой подход выглядит более чем странным. Однако Украина этой странности в себе не замечает.

Андрей Мальгин, директор Центрального музея Тавриды, отправившего в Бонн и Амстердам 132 артефакта, назвал обращение киевских парламентариев к нидерландским коллегам «попыткой повлиять на судебное решение».

О каком суде речь? Украина, требуя передачи крымских коллекций Киеву, в суд не обращалась. Удивительно, правда?

А вот крымские музеи и заповедники – все четыре, чьи коллекции остались на хранении в Allard Pierson Museum, – подали коллективный иск еще 19 ноября 2014 года. И только в рамках судебного процесса окружной суд Амстердама обязал Украину до 20 мая 2015 года подать исковое заявление для участия в судебном разбирательстве.

«Для меня эта информация – как снег на голову. Я не знал об этом обстоятельстве» – так описал Леонид Новохатько, бывший в 2013 году министром культуры Украины, свою реакцию на то, что государство вообще не фигурирует в контрактах, заключённых между музеями Бонна, Амстердама и Крыма. Ни про выставки, ни про их подготовку чиновник, курирующий в государстве вопросы культуры, тоже не знал. Понятия не имел. Даже сделал предположение, что «скифское золото» готовили к отправлению в Европу гораздо раньше, чем он был назначен министром. Однако предшественники Новохатько по этому поводу хранят молчание. 

«Амнезия» бывшего министра культуры Украины – лучшее доказательство того, что украинское государство вообще не держало в поле зрения музейные коллекции. Во всяком случае, никто не мешал государству вернуть коллекции домой, в Крым, до февраля 2014 года, когда они переезжали из Бонна в Амстердам.

Никто не мешал и новоиспеченной в огне «революции достоинства» власти вернуть «золото скифов» Крыму еще до референдума. Однако ни прежняя украинская власть, ни власть нынешняя не озаботилась крымскими коллекциями, кочующими по Европе. Прежняя не знала. Новая не хотела знать до той поры, пока вопрос оставался в плоскости музейных договорённостей.

А потом у Украины появилась возможность из музейного контракта устроить политическое шоу. Появилась возможность шантажировать жителей Крыма. Ведь желание Киева добиться того, чтобы крымские коллекции не принадлежали крымским музеям, не что иное, как похищение истории «золотого острова в Чёрном море».

Истории, которая Киеву не принадлежит.

Окружной суд Амстердама ещё не вынес вердикта. Стороны конфликта обмениваются письмами. Не позднее 10 февраля очередные бумаги должна представить в суд украинская сторона.

Крым возвращает своё. Киев пытается объявить своим чужое.

 
Метки: Германия Украина Нидерланды Крым
 

 
Рейтинг: 4.6 (74)      Ваша оценка: 1 2 3 4 5     
 
Отправить по почте

 
 
 
 
АВТОРСКАЯ КОЛОНКА
    Валентин КАТАСОНОВ

Brexit и Америка

...Важный аспект проблемы «Brexit и Америка» - влияние выхода Великобритании из ЕС на исход президентских выборов в США в ноябре. Многие оценивают Brexit как победу национализма и изоляционизма над космополитизмом и интернационализмом. А именно к этому в конечном счёте и сводится противостояние двух основных претендентов на пост президента США – Дональда Трампа и Хиллари Клинтон... С этой точки зрения Brexit - ветер в паруса Трампа...

01.07.2016
 
 
 
 
 
 
УПОМИНАЕМЫЕ
 
 
 
70-летие Победы AIIB AIPAC ALBA Amnesty International Anonymous Bank of America BBC BlackRock CARICOM CDS CELAC Chatham House Chevron CNN CNPC DARPA DEA Dragon Family EASA ELNET ENI ExxonMobil Facebook FARC FEMA Financial Stability Board Fitch Franklin Templeton Freedom House G20 G7 G8 GATA Global CST Goldman Sachs Google Green Group Guardian Heritage Foundation HSBC Human Rights Watch ICAO ISAF JPMorgan KFOR Local Exchange Trading System Mercosur Microsoft Moody's Nabucco NAFTA NED NPD NSU PEGIDA Podemos PRIME Finance PRISM Shell Siemens Standard & Poor's StatOil Stratfor SWIFT TANAP TAP TAPI TeleSur The Foreign Policy Initiative Total Transparency International TTIP Twitter UNASUR USAID USCENTCOM Vanguard Group Volkswagen Wells Fargo WikiLeaks «Ансар Аллах» «Джунд-аль-Халифат» «Исламское государство» «Корпус мира» «Набукко» «Нация ислама» «Оккупируй Уолл-стрит» «Открытое правительство» «Прометей» «Турецкий поток» «Череп и кости» АБИИ Аль-Джазира Аль-Каида Альтернатива для Германии АНБ Армия Крайова АСЕАН АТАКА АТЭС АФИСМА Африканский Союз Аш-Шабаб АЭС Базельский комитет Банк международных расчётов Белтрансгаз Бильдербергская группа БНД Боко Харам Братья-мусульмане БРИКС Бритиш Петролеум Ватикан ВДВ Венецианская комиссия Вестингауз Вишеградская группа ВКО ВМФ Всемирный банк ВТО ВЭФ Гаагский трибунал Газпром ГЛОНАСС Гринпис Давосcкий форум Движение неприсоединения Джеймстаунский фонд Евразийский союз ЕврАзЭС Еврокомиссия Европейский еврейский парламент Европейский еврейский союз Европейский Союз Европейский суд по правам человека ЕУЛЕКС ЕЦБ Интерпол Йоббик Казмунайгаз КиберБеркут Комитет 147 Константинопольский Патриархат Красный Крест КСИР Ку-Клукс-Клан Либерия Лига арабских государств лоббизм Лукойл МАГАТЭ Мальтийский орден МБТЮ МВФ Международный арбитражный суд Международный олимпийский комитет Международный Суд ООН Международный уголовный суд Меркосур Моджахедин-э Халк МОК Монсанто МОССАД МЭА НАТО Нафтогаз Украины ОАГ ОБСЕ ОДКБ ОЕОУ ОЗХО ООН ОПЕК ОУН-УПА ОЭСР Панъевропейское движение ПАСЕ Пентагон пентархия ПОЛИСАРИО ПРО РВСН РЖД Росатом Роскосмос Роснефть Рособоронэкспорт Ростехнологии РПК РУМО Русская Православная Церковь РЭНД СБ ООН Сбербанк России СДПГ Северный поток СИРИЗА Сколково СНГ Совет Европы Совет по международным отношениям СССПЗ СЯС Талибан Тамарруд Таможенный Союз Тихоокеанский Альянс Трёхсторонняя комиссия ТТП УГКЦ Украинская Православная Церковь ФАТФ ФАТХ ФБР ФИФА ФРС ФСБ ФСЕНМ ФСКН ФСЭГ ХАБАД ХАМАС ХДС/ХСС Хизб-ут-Тахрир Хизбалла ЦАРЕС ЦАХАЛ ЦБ ЦРУ Черноморский флот Чёрный блок ШОС ЭКОВАС ЭТА ЮжМаш Южный поток ЮКОС ЮНЕСКО
 
 
 

Перепечатка материалов сайта приветствуется при условии гиперссылки на электронное издание "Фонд стратегической культуры" (www.fondsk.ru)

Точка зрения редакции сайта может не совпадать с точкой зрения авторов статей.

 
 
© Фонд Стратегической Культуры

RSS

Главная Политика История и культура Архив Авторы Рекомендуемое
  Экономика Авторская колонка О нас Контакты

 

Арина ЦУКАНОВА


все статьи