Пять лет спустя. Разрушение Ливии продолжается

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Пять лет назад, 15 февраля 2011 года, началась война против проекта мирового значения, который останется в истории под названием «Ливийская Джамахирия». Ливия показала международному сообществу, что капитализм как путь развития даже после крушения СССР не является безальтернативным. Неприемлемость для Запада демонстрации возможностей развития на принципах социальной справедливости и послужила главной причиной начала войны 2011 года.

Сегодня, через пять лет после коллективной агрессии США, других стран НАТО и ряда государств арабского мира, видны результаты этой войны: полная потеря государственности Ливии и отсутствие видимых перспектив для какого бы то ни было развития. Сегодня Ливия – это не государство. Это территория хаоса. Территория, на которой уже пять лет отсутствует правительство. Территория, с которой продолжается распространение оружия внутри страны и в регионе. Территория, на которой ДАИШ («Исламское государство») осуществляет торговлю нефтью на захваченных месторождениях и нефтеперерабатывающих заводах. Территория, с которой осуществляется переброска мигрантов, а также торговля людьми. Так, ливийский город Сирт превращён в базу ДАИШ. Объединившись с местной «Аль-Каидой» и группировкой «Ансар аш-Шария», ДАИШ проводит там централизованную вербовку молодёжи. 

17 декабря 2015 года в г.Схирате (Марокко) состоялось подписание Межливийского соглашения, в котором приняло участие большинство политических сил, согласившихся провести переговоры под эгидой ООН. Это далеко не все ливийские силы, но усмирять всех умел только один политический лидер, которого уже нет. Поэтому Совету Безопасности ООН пришлось 23 декабря принять резолюцию № 2259, поддерживающую подписание соглашения и признающую правительство, которое будет создано на его основе. 

Можно представить, что думают о таком признании те силы, которые отказались принять участие в этих переговорах. Не менее трудным будет и признание со стороны отдельных институтов в Ливии. Так, параграф 9 резолюции 2259 просит Национальную нефтяную компанию, Центральный банк Ливии и Ливийское инвестиционное управление принять власть правительства национального согласия. Замечание совершенно необычное, но надо учитывать специфику сегодняшней ливийской ситуации: члены вооружённых ливийских групп получают зарплату в … Центральном банке Ливии!

При этом параллельно марокканским переговорам проходил так называемый «Римский процесс». 13 декабря в Риме представители двух основных «правительств» из Триполи и Тобрука подписали соглашение с целью формирования правительства национального единства.

Ситуация в Ливии формально контролируется ООН: введено эмбарго на поставки нефти и оружия. Однако оба эмбарго не соблюдаются. Как заявил председатель комитета СБ ООН по санкциям в отношении Ливии Г.Ибрагим (Малайзия), спрос на ливийское оружие только растёт.

Отсутствие правительства, которое бы эффективно контролировало всю территорию страны, привело и к потере Ливией права голоса в Генеральной Ассамблее ООН. Недавно было принято решение о том, что для восстановления права Ливии голосовать в ООН ей нужно расплатиться с долгами, минимальный взнос составляет 1,5 миллиона долларов…

Формально, ситуацией в Ливии должен заниматься и Международный уголовный суд. Несмотря на то, что ситуация в Ливии была передана на рассмотрение МУС ещё в феврале 2011 года, на протяжении последних пяти лет не было сделано ничего, чтобы расследовать совершаемые там массовые преступления. В то же время обвинения в адрес Муаммара и Сейфа Каддафи, а также руководителя службы безопасности Ливии А. аль-Сенусси были выдвинуты в течение нескольких недель. Конечно, никаких реальных расследований не проводилось, прокурор МУС просто состряпала обвинения и выписала ордера на арест. Лидеры стабильного и процветающего государства были объявлены международными преступниками без суда и следствия. 

Дело Муаммара Каддафи было просто «закрыто» после его убийства, хотя в любом нормальном суде это убийство стало бы основанием для возбуждения нового дела. 

Дело Сейфа Каддафи также мало интересует Ф.Бенсуду. Конечно, формально она регулярно «выражает обеспокоенность» тем, что С.Каддафи до сих пор не передан в Гаагу, но на самом деле весьма этому факту рада, так как в случае, если Сейф окажется в МУС, ей придётся готовить фальшивых свидетелей для доказательства фальшивых обвинений. На сегодняшний день Сейф Каддафи продолжает удерживаться в Зинтане после вынесения ему смертного приговора. Ливийское правительство заверило, что смертный приговор в отношении Сейфа Каддафи не может быть приведен в исполнение в Ливии, поскольку был вынесен заочно, а значит обвиняемый обладает правом на проведение нового судебного разбирательства после его перевода из Зинтана и передачи ливийским властям. Ливия подтвердила, что С.Каддафи не заключался под стражу на ее территории. Однако такой ответ лишь подчёркивает, что те, кто называют себя «правительством» Ливии, вообще ничего не контролируют.

Не хочет Международный уголовный суд рассматривать и дело против А. аль-Сенусси. На этот раз он заявил о своём нежелании прямо: мол, МУС - это последняя инстанция и она начинает работать только тогда, когда не сработает судебная система самой Ливии. МУС пришёл к удивительному выводу, что ливийская судебная система способна провести справедливый судебный процесс с обеспечением всех международно-правовых гарантий! Интересный вывод, если учесть отсутствие судебной системы Ливии как таковой. Всё это происходит на фоне опубликованных видеоматериалов со сценами пыток, которым подвергся Саади Каддафи в тюрьме Хадба. Имеются сообщения о пытках и в отношении аль-Сенусси. По заявлению прокурора МУС, эти сообщения внимательно «рассматриваются»…

В своём последнем, десятом докладе о ходе расследования ситуации в Ливии прокурор МУС Ф.Бенсуда утверждает, что имеются основания для новых дел, в частности в отношении преступлений, совершаемых местными вооружёнными группировками, военнослужащими ливийской армии, а также экстремистскими группировками. Однако полностью «забыты» все преступления против гражданского населения, совершённые во время бомбардировок НАТО.

За пять лет, пока ситуацией в Ливии занимался МУС, прокурор так и не провела ни одного расследования, не выдвинула ни одного обвинения против разрушителей этой страны. Международный уголовный суд был просто использован как орудие войны против Ливии. Сегодня саботаж со стороны МУС в расследовании преступлений в Ливии - это прямая поддержка тех, кто сначала разрушил страну до основания, а теперь поддерживает разруху и не позволяет стране начать восстановление.