Атаки на «Северный поток–2» продолжаются

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Проект «Северный поток–2» во второй половине марта вновь оказался в эпицентре дискуссий. Правда, дискуссии эти носят заметный привкус дежавю. Вновь, как и в конце 2015 года, в адрес руководящих органов Европейского союза было направлено коллективное обращение с критикой проекта. Вновь говорится о том, что сооружение нового газопровода из России в Германию подрывает энергобезопасность Европы и ведет к геополитической нестабильности.

Да и подписанты письма все те же.  Главы правительств Чехии, Эстонии, Венгрии, Латвии, Польши, Словакии и Румынии, а также президент Литвы убеждены, что газопровод «Северный поток-2» вызовет «потенциально дестабилизирующие геополитические последствия» и «может представлять определенные риски для энергетической безопасности Центральной и Восточной Европы». 

Агентство Рейтер, сообщившее об этом, утверждает, что аналогичную позицию занимает и Хорватия (на территории которой ЕС с подачи США планирует запустить на полную мощность пилотный проект терминала по приему сжиженного природного газа). Якобы представители Загреба подписали одну из версий коллективного письма, но следы хорватской подписи где-то затерялись.

Показательно, что само письмо на имя председателя Еврокомиссии Жан-Клода Юнкера датировано 7 марта, однако известно о нем стало лишь 16 марта,  да и то от  журналистов. То есть демарш скрывался.

Техническую подоплеку вопроса вполне объективно охарактеризовал в своем ответе на коллективное письмо оператор проекта «Северный поток-2» компания Nord Stream-2 AG. В заявлении пресс-службы компании подчеркивается, что письмо главе Еврокомиссии «основано на ряде заблуждений и утверждений, не выдерживающих объективной критики». По данным оператора проекта, «энергопоставки в ЕС никогда еще не были более диверсифицированы, чем сегодня», при этом «конкуренцию российскому газу составляют множество международных поставщиков». 

Согласно объективным статистическим данным, за период с 1990 по 2014 год доля России в общем объеме газа, импортируемого в Западную Европу, сократилось почти вдвое. В результате на сегодняшний день российский газ покрывает примерно 30% от общего потребления газа в Евросоюзе. Эти данные, собственно говоря, признают и в Еврокомиссии. 

То есть говорить о монополизме российских поставок и исходящей в связи с этим угрозе от России нет ни малейших оснований. Более того, государства, в значительной мере зависящие от одного источника энергии, только выиграют от сооружения нового газопровода, поскольку потребности в газе неуклонно растут, в то время как резервы Северного моря снижаются.

При этом кое в чем авторы коллективного письма на имя Жан-Клода Юнкера правы. Например, в утверждении о том, что строительство новой ветки «Северного потока» окажет сильное влияние на развитие газового рынка и схему газового транзита в регионе, причем особенно на транзитный маршрут через Украину. 

И выразится это влияние в устранении транзитных рисков, возникающих при транспортировке газа через территорию страны, поражённой хронической нестабильностью. 

Разумеется, подписанты новой версии прошлогоднего письма всё это прекрасно понимают. И причину их повторного демарша надо искать в другом.  Причина кроется в нежелании лидеров государств Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ)  допустить, чтобы ключевым распределителем российского газа стала Германия. 

Напомним, что «Северный поток-2», проложенный по дну Балтийского моря, должен увеличить объем поставок газа в Германию в два раза, до 110 млрд кубометров газа в год. В консорциум по реализации проекта входят помимо российского «Газпрома» немецкие компании E.ON и Wintershall, англо-голландская Shell, австрийская OMV и французская ENGIE. При этом именно Германия будет фактически контролировать дальнейшее распределение газа, в том числе его возможную транспортировку до ключевого центральноевропейского газораспределительного хаба в австрийском Баумгартене.

Данное обстоятельство и беспокоит лидеров государств ЦВЕ. Основания для опасений у них имеются. Еще в конце 2013 года Еврокомиссия засвидетельствовала «подозрительно высокий уровень» торгового профицита Германии со странами региона. В частности, в сентябре того года, на пике еврокризиса, данный показатель достиг рекордного уровня в 18,9 млрд евро. По мнению Еврокомиссии, это произошло за счет искусственного наращивания экспорта в условиях экономических проблем у основных торговых партнеров Германии - стран Центральной и Восточной Европы. Как заявил тогдашний глава Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу, подобная ситуация не помогает «восстанавливать сбалансированность экономики ЕС». С тех пор ничего в этом плане принципиально не изменилось.

Более того, отношения между Берлином и государствами ЦВЕ только осложнились – главным образом из-за проблемы беженцев. По имеющейся информации, обнародование нового письма с критикой Германии в связи с проектом «Северный поток-2» было специально приурочено к саммиту ЕС - Турция, на котором Брюссель под давлением Ангелы Меркель согласился на все условия Анкары. 

Геополитические игры вокруг проекта газопровода из России в Германию, устраняющего риски транзита газа через Украину, укреплению энергобезопасности европейцев помочь не могут, тем не менее эти игры не прекращаются, а становятся всё более острыми и многоплановыми.