Слишком много для Одессы

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

О политической ситуации в Одессе накануне 2 мая

Крики украинских национал-патриотов о возможных провокациях в Одессе 2 мая всё больше напоминают классическое «Держи вора!». О провокациях не устают вопить сами провокаторы, нацеливаясь на новую бойню. Иначе зачем устраивать на Куликовом поле, куда одесситы придут помянуть зверски убитых два года назад в Доме профсоюзов земляков, фестивали патриотической песни, экспозиции «жертв кремлевской пропаганды», курсы молодого бойца и другие сборища, к трагическим событиям никакого отношения не имеющие? Для чего собирается шапито из разных городов и весей Украины под флагами «Самообороны Майдана», «Правого сектора», «ДИ Яроша», «Украинской добровольческой армии» (и такая есть), «Ассоциации инвалидов АТО», С14, «Автомайдана»? 

Что все эти люди забыли в Одессе?

Для чего в Одессу потянулись так называемые территориальные батальоны, отличившиеся карательными операциями против мирных жителей Донбасса? Для какой цели столько заточенных на насилие персонажей собираются в одном месте? Кого ни послушай, каждый направляется в Одессу с кем-то воевать – с «сепаратистами», с «российскими диверсантами», с «кремлевскими пропагандистами», с «оккупантами», «пророссийскими титушками». Вот так без уточнений и тем более без персонализации врага. Это означает, что объектом нападения может оказаться всякий, в ком национал-патриоты увидят «сепаратиста» или «титушку». Любой человек, который вольно или невольно обозначит свои политические симпатии, не совпадающие с симпатиями радикальных националистов, рискует лишиться здоровья, а то и жизни.

Фактически Одесский окружной суд дал санкцию на моральное и физическое подавление одесситов, отклонив иск городской власти о запрете всех мероприятий на Куликовом поле 2 мая. Жители города все равно пришли бы, несмотря на любые запреты, а раз так, то и заявителям национал-патриотических акций суд разрешил пользоваться правом на свободу собраний. Создана совершенно дикая ситуация: в одном месте в одно время соберутся и жертвы, и преступники: одесситы и силы, прямо причастные к преступлениям, совершенным 2 мая 2014 года. Таковы уродливые гримасы украинской демократии.

Всё это сигнализирует о нескольких важных моментах:

  – местные национал-патриоты не имеют достаточной поддержки у одесситов, чтобы предпринимать что-либо собственными силами; без помощи извне одесские «майданы» слишком слабы для организации акций устрашения населения и совершенно неспособны оказать сопротивление мало-мальски подготовленной к уличным стычкам колонне демонстрантов, вооруженных лозунгом «Одесса, смелее гони Бандеру в шею!», – всё это видели ещё до 2 мая 2014 года; движет доморощенными «патриотами» страх: они смертельно боятся перерастания поминальных мероприятий в антифашистские, поэтому так громко и орут о возможных провокациях, по большому счету трясутся за свои шкуры;

  – Киев не в состоянии воздействовать на радикалов запретами ни напрямую, через президента и правительство, ни через решения судов; настроения одесситов представляют для Порошенко и всей его команды прямую угрозу потери власти в случае перерастания этих настроений в серьёзные акции протеста; то есть и тем, кто в Киеве, своя шкура ближе; национал-патриоты это прекрасно чувствуют, в их глазах центральная власть всё больше теряет своё значение.

Особое значение для развития обстановки в Одессе имеет конфликт между Михаилом Саакашвили и Арсеном Аваковым. Метанием стакана и кривляниями «бе-бе-бе-бе-бе» дело не закончилось, личная неприязнь переросла в открытую войну двух высокопоставленных чиновников. У Авакова за спиной штыков больше – к МВД приписаны более 30 незаконных вооруженных формирований. Точное их количество и общую численность, кроме нескольких человек, не знает никто, и Саакашвили к этим нескольким посвященным не относится. За беглым грузинским президентом, который в последнее время слишком увлекся собственными «праймериз» и вояжами по всей стране с далёким прицелом, сейчас только одно – лояльность Порошенко, имеющего на Саакашвили свои виды. Поэтому Михо и просил пригнать в Одессу тысячу бойцов Национальной гвардии, чтобы уравнять силы со своим врагом, милицейским министром. 

Однако с Порошенко у Саакашвили не всё так просто. Президент Украины буквально разрывается между желанием поддержать Саакашвили (который по задумке проведет людей Порошенко в следующий состав парламента по своим спискам) и желанием его не поддерживать (поскольку радикалы могут в любой момент ускорить развитие событий в стране и вынести весь «Блок Петра Порошенко» во главе с самим Петром Порошенко на тех самых штыках, которые служат точно не Порошенко).

Поэтому аваковское министерство внутренних дел откровенно издевается над одесским губернатором, распространяя в украинских СМИ рассказы о том, что Саакашвили приснилась во сне тысяча нацгвардейцев от Порошенко, а на самом деле приказа сверху не поступало. 

Ситуация в Одессе доведена до полного абсурда – к полицейским функциям приступил полк «Азов», который даже всеядные американцы назвали неонацистским. «Азов», по сообщению представителей МВД, прибыл в помощь местной полиции и будет патрулировать город. Маршруты уже назначены, инструкции получены. Всего в Одессе, как было заявлено, будут обеспечивать порядок 3000 полицейских (включая «Азов» и вооруженные бригады, приписанные Аваковым к полиции). 

Президент Украины загнан угол: если он решится открыто поддержать Саакашвили и направить дополнительные силы Нацгвардии в Одессу, «Азов» и другие радикалы воспримут это как прямой вызов. Если Порошенко сделает вид, что никакой поддержки одесскому губернатору не требуется, значит, для Саакашвили пришло время собираться в какую-нибудь другую страну. И собираться поскорее, поскольку от Украины можно ожидать всего. Того и гляди выдадут грузинским властям в наручниках. 

Для самого украинского президента и участие, и неучастие в конфликте Саакашвили - Аваков не сулят ничего хорошего: если он встанет на одну сторону, развязка для него наступит быстро, если на другую, то чуть погодя. Одессу, разумеется, придется отдать в управление тем, на кого укажет министр МВД. А министру МВД укажет тот, кто незримо стоял и продолжает стоять за ним и его армией. Украинский Урфин Джюс. Олигарх.

Пока дополнительные силы Нацгвардии обозначили себя только заявлением в прессе командующего: «На все проявления, которые будут сепаратистскими, террористическими, будет адекватная реакция Национальной гвардии в рамках действующего законодательства». Ни о каких передвижениях в направлении Одессы при этом сказано не было. Тем более что полк «Азов» – это и есть подразделение Национальной гвардии Украины, если кто не знал. 

Опереться на горожан Саакашвили тоже не в состоянии: одесситы видели губернатора чаще в телевизоре, чем в Одессе, он для них был и остается Мишкой-подкидышем. А с городской властью он тоже «побил горшки», обвинив одесского мэра в коррупции, причастности к офшорным компаниям на Виргинских островах и российском гражданстве. Поразительно, что и здесь Саакашвили апеллирует к Порошенко, ничуть не смущаясь тем, что украинский президент сам замешан в офшорных скандалах и любое его участие в существующих или несуществующих сделках мэра Одессы непременно поднимет новую волну, разоблачающую сделки самого Порошенко на каких-нибудь островах. Да и над Липецкой кондитерской фабрикой гордо реет российский флаг.

Так что, хотя планы в отношении Саакашвили у Порошенко и имеются, до их воплощения еще нужно досидеть в здании на Банковой. А неуемная энергия бывшего президента Грузии может досиживанию помешать, тогда и планы на будущее не понадобятся.

Хотя подчиненные Авакову радикалы сами бьют копытами, ожидая команды захватить одесскую мэрию и усадить в кресло градоначальника другого человека (того, на которого укажет пресловутый Урфин Джюс), «антимэровский майдан», инспирированный Саакашвили, они снесли в два счета, а бывших сомайданников поколотили.

Беглому грузинскому президенту ничего не остаётся, как строчить гневные заявления в «Фейсбук», называя Авакова «остатком Яценюка»: «Не раз замеченный в крупномасштабной коррупции и вранье остаток Яценюка — министр МВД, продолжает играть с темой национальной безопасности. Он лжет, когда говорит, что Президент по моей просьбе не принимал решение о вводе дополнительных сил полиции и Нацгвардии в Одессу». Саакашвили грозит политическим противникам встречей с президентом и премьером (смешно, правда?) и требует от МВД опровержения «лживых заявлений»: «Я жду, что руководители Нацгвардии и Национальной полиции дезавуируют лживое заявление официальных представителей министра и что более важно, начнут передислокацию в Одессу для защиты граждан от планируемых на 2 мая провокаций».

В это же время советник министра внутренних дел Зорян Шкиряк заявил по телевидению, что полицейские подразделения готовы открыть огонь на поражение в случае, если у «провокаторов» окажется оружие.

Похоже, провокаций все причастные к политическим противостояниям в Одессе ждут не столько от одесситов и не от «пророссийских сил», сколько от самих себя. Всем выгодно подставить всех – губернатора Саакашвили, мэра Одессы Труханова, министра Авакова, президента Порошенко. От того как развернутся события в Одессе, зависит многое и для отдельных лиц, и для целых кланов.

Украинский Урфин Джюс не оставил своих планов на Одессу. В этих планах места для Саакашвили нет. Беглый грузинский президент цепляется за подол пиджака еще действующего украинского президента и требует защитить его от «плохих парней». Однако Порошенко и сам их боится, этих «плохих парней». Ему-то за чей подол останется цепляться?

Таков расклад по Одессе. В период со 2 по 9 мая под крики о «российской агрессии» власть в Южной Пальмире будут пытаться переделить. Одесситов ни одна из сторон политического противостояния в расчет не берёт. Всем сражающимся за власть в Одессе будет только лучше, если одесситы станут жертвами противостояния – кровь всегда можно списать на проигравших и тем самым выиграть на этой крови.

Слишком много политики для Одессы. А «за Одесу», как говорят в этом городе, никто не думает – все думают только «за себя».