Запад ведёт дело к государственному перевороту в Уганде

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

На состоявшихся 12 мая торжественных мероприятиях по случаю официального вступления в должность переизбранного в феврале с.г. на новый пятилетний срок президента Республики Уганда Йовери Мусевени западные представители устроили скандал. Во время выступления главы угандийского государства торжественную церемонию демонстративно покинули посол США и представитель Европейского союза. 

Объясняя мотивы таких действий, официальный представитель Государственного департамента США заявил, что «президент Мусевени выступил с оскорбительными высказываниями в отношении Международного уголовного суда перед участниками церемонии в Кампале». По сообщениям из Кампалы, на церемонии инаугурации президент Уганды назвал международный суд «сборищем бесполезных людей». Госдеповский чиновник разъяснил, что считает демарш дипломата соответствующей реакцией на слова президента Й.Мусевени.

На самом деле западные дипломаты лишь имитировали возмущение. Президент Мусевени высказывался по поводу Международного уголовного суда (МУС) довольно часто и гораздо более жёстко. Например, он неоднократно квалифицировал деятельность МУС как «охоту на африканцев». 

В последние годы именно Мусевени является главным критиком МУС на заседаниях глав государств Африканского союза (АС). Во многом благодаря ему АС принял решение о начале рассмотрения вопроса о выходе стран Африки из членов Статута Международного уголовного суда. А на 68-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН ещё в 2013 году Мусевени в пух и прах раскритиковал МУС (1). Никто из зала Ассамблеи тогда не вышел. Почему вышли сейчас?

Ответ на этот вопрос есть, но к МУС он имеет опосредованное отношение. Очевидно, что и американец, и еэсовец просто ждали, что Мусевени скажет что-нибудь, что можно было бы использовать как повод демонстративно выйти. 

И вот повод был найден – обида за «жертв международной преступности», которую нанёс Мусевени. Однако реальная причина заключается в другом. 

Дело в том, что вступивший в должность президента Мусевени делает это уже в пятый раз (впервые он стал президентом 30 лет назад, в 1986 году). Ещё в феврале США и наблюдатели из ЕС заявили, что выборы не соответствуют международным стандартам. Запад открыто поддерживал на последних выборах главного кандидата оппозиции Киззу Бесидже. Выборы проходили очень напряжённо: только в день выборов К.Бесидже арестовывался трижды! В результате победа досталась Мусевени: он получил более 60% голосов избирателей, но К.Бесидже отказался признать итоги выборов. Чувствуя поддержку Запада, он пошёл на отчаянный, провокационный шаг: принял присягу президента накануне состоявшейся 12 мая инаугурации Й.Мусевени!

Это сразу серьёзно осложнило обстановку в стране. Даже если верить официальным результатам, К.Бесидже получил поддержку более трети населения, а сам он утверждает, что получил 52% голосов. Оппозиция явно готовит дальнейшее обострение обстановки, возможно с массовыми беспорядками. И здесь Международный уголовный суд может пригодиться. Ведь ситуация в Уганде уже находится на рассмотрении МУС, и прокурору суда ничто не помешает «установить», например, что Мусевени «пытается остаться у власти незаконно любой ценой» (2) или что «во время разгона демонстрантов была применена чрезмерная сила» (3).

Демарш представителей США и ЕС стал знаком прямой поддержки проигравшего лидера оппозиции, который демонстративно готовится бросить вызов властям. По сути, Запад ведёт дело к государственному перевороту в Уганде.

Здесь надо заметить, что в последнее время эта африканская республика, богатая гидроресурсами, медью, золотом, но прежде всего ураном, добилась немалых экономических успехов. Темпы роста ВВП заметно увеличились, достигнув 5-6 процентов в год. В стране развивается транспортная и энергетическая инфраструктура, построено несколько гидроэлектростанций. Выдвинута задача создать атомную энергетику, в связи с чем президент Мусевени запретил экспорт урана. 

Развитие сектора реальной экономики в Уганде вызывает явное неудовольствие Запада. Не поэтому ли до сих пор не получается победить так называемую Армию освобождения Господа (LRA) – угандийскую повстанческую группировку, созданную на сектантско-племенной основе и регулярно получающую из «неизвестных источников» подпитку оружием и деньгами? И Международный уголовный суд никак «не может справиться» с LRA, хотя следствие по ней ведётся более 12 лет. 

В этих условиях большое значение для руководства Уганды имеет поддержка его Россией. На следующий день после инаугурации Й.Мусевени на официальном сайте МИД РФ появилось сообщение для СМИ: «13 мая в Энтеббе специальный представитель Президента Российской Федерации по Ближнему Востоку и странам Африки, заместитель Министра иностранных дел России М.Л.Богданов был принят Президентом Республики Уганда Й.Мусевени и передал ему устное послание Президента Российской Федерации В.В.Путина». В ходе состоявшейся беседы «был обстоятельно рассмотрен комплекс вопросов дальнейшего укрепления традиционно дружественных российско-угандийских отношений с акцентом на активизацию доверительного политического диалога, наращивание взаимовыгодного торгово-экономического сотрудничества…». Участники беседы констатировали также «близость или совпадение принципиальных подходов России и Уганды, основанных на твердой приверженности международному праву и Уставу ООН». 

____________________

1) Президент Уганды, в частности, заявил тогда: «Одним из наших лозунгов в ходе борьбы за деколонизацию был девиз «Африка для африканцев». Некоторые люди, видимо, думают, что это пустые слова. Они ошибаются. И хотя патриотические силы были обескуражены этим очередным проявлением высокомерия со стороны тех, кто допустил столько ошибок в прошлом, они надлежащим образом отреагируют, чтобы защитить Африку от гегемонии. Самый последний пример высокомерия продемонстрировал Международный уголовный суд (МУС) в отношении выборных лидеров Кении. Многие африканские страны поддержали идею создания МУС, потому что мы ненавидим безнаказанность. Однако МУС продолжает поверхностно и необъективно рассматривать сложные африканские вопросы. Это неприемлемо. МУС следует остановиться. Этот совет мы ему даем как очень компетентные люди, которые знают, что делают, и знают, что говорят. Кения восстанавливается. Пусть восстанавливается. Мы знаем причины ошибок прошлого. МУС избрал неправильный путь для исправления этих ошибок».
2) Формулировка из обвинения против президента Кот-д’Ивуара Л.Гбагбо, находящегося в настоящее время под судом в МУС.
3) Такова фабула дела в рамках попытки прокурора МУС начать новое расследование в отношении президента Бурунди П.Нкурудзизы.