Польша: от прогерманской русофобии к русофобии проамериканской

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

В Польше полыхнул очередной внутриполитический скандал. Министр обороны Антоний Мачеревич обвинил представителей оппозиционной партии «Гражданская платформа» (ГП) в нанесении ущерба польской армии в годы её правления. После этого шесть бывших министров обороны страны - членов ГП и союзных ей партий (Януш Онишкевич, Бронислав Коморовский, Януш Земке, Радослав Качиньский, Богдан Клих и Томаш Семоняк), в открытом письме призвали А. Мачеревича уйти в отставку. 

Мачеревич заявил, что политики из ГП оставили страну беззащитной в то время, когда «все указывало на то, что приближается худший конфликт, наибольшая опасность, наибольшая угроза для нашей страны». 

Досталось и бывшему министру иностранных дел Радославу Сикорскому. Его А. Мачеревич назвал «одним из самых больших политических шкодников», чьей политикой было показать полякам, будто Россия – это «наилучший партнёр». 

Под «наибольшей опасностью» Мачеревич имеет в виду дипломатические усилия России по урегулированию вооружённых конфликтов в Донбассе и Сирии. Этим российская дипломатия спутала Вашингтону все карты, и варшавские политики вовсе не случайно опосредованно выступают в поддержку вашингтонских «ястребов». 

Характеризуя Р. Сикорского как пророссийского политика, А.Мачеревич попал, что называется, пальцем в небо. Зато никто не ошибётся, если назовёт его прогерманским политиком. Именно прогерманская ориентация побудила Р. Сикорского в разговоре с министром финансов Яцеком Ростковским в июне 2014 г. заявить, что «польско-американский союз ничего не стоит, потому что создаёт у Польши фальшивое чувство безопасности» и толкает к ненужным конфликтам с Германией и Россией. И к этому своему заявлению он ещё добавил несколько слов покрепче. 

Истоки внутриполитического конфликта в Польше лежат в её внешней политике. 

Правящая партия "Право и справедливость" (ПиС), к которой принадлежит не только А. Мачеревич, но и президент Анджей Дуда, и ряд других ключевых политиков, представляет собой жёстко проамериканскую политическую силу, всегда выступавшую за расширение американского присутствия в Европе в ущерб германскому влиянию.

Оппозиционная ГП считается прогерманской силой. Европейское будущее Варшавы эта партия связывала с Берлином. «Бездействия Германии мы боимся больше, чем её мощи», - заявил Р. Сикорский на встрече с Ангелой Меркель в далёком уже 2011 году. Нынешние атаки ПиС на ГП - это попытка разгромить прогерманские элементы в польских политических верхах и расчистить электоральное поле для сторонников однозначно проамериканского курса. 

Меткие информационные удары следуют один за другим. В дело вмешался Ярослав Качиньский, лидер ПиС, назвавший назначение Сикорского министром обороны «ужасной ошибкой». 

В результате ГП стремительно теряет популярность в обществе, отступив с первого места в рейтинге политических партий на третье. Если ПиС поддерживают 33% респондентов, то ГП - 12%. Это самый низкий показатель за последние 10 лет. 

«Гражданская платформа» безрезультатно попыталась отыграть ситуацию назад, выступив с критикой реформ, инициированных ПиС. Реформы усилили административный контроль властей над Конституционным судом и СМИ. Официальный Берлин осудил эти шаги польских властей, в Вашингтоне же отделались обтекаемыми фразами, не желая вредить союзнику, который полностью поддерживает планы размещения в польском Редзиково базу ПРО США. Отношение предыдущего правительства «Гражданской платформы» к размещению в Польше элементов системы ПРО было более прохладным. «…Команда Туска и особенно Сикорский, делали всё, чтобы база в Редзиково не появилась», - заявил Мачеревич. 

Мачеревич известен склонностью к конспирологии. Он называет авиакатастрофу под Смоленском российской диверсией, Польшу – «фронтовым государством», объявляет об увеличении численности польской армии в полтора раза и пугает поляков тем, что русские за три дня могут дойти до Варшавы. 

Такая риторика имеет одну цель – оправдать в глазах населения Польши появление на польской территории новых элементов американской военной инфраструктуры и военнослужащих США. 

Если прогерманская русофобия – средство политического выживания Сикорского и его партийных коллег, то проамериканская русофобия – средство политического выживания министра Мачеревича и его соратников по партии. Спор идёт не о суверенитете Польши, а о целесообразности смены сюзерена. ГП видит в качестве сюзерена Германию, ПиС - США. 

Ни ГП, ни ПиС не слышат предостережения других политиков. А предостерегающие голоса звучат. Депутат Европарламента Януш Корвин-Микке заявил, например, что министр иностранных дел Витольд Ващиковский, назвавший Россию экзистенциальной угрозой для Польши, попросту чокнулся. Корвин-Микке напомнил, что «НАТО поглотила ГДР, Польшу, Чехию, Венгрию, потом Литву, Латвию, Эстонию, Румынию, Болгарию. С каждым разом НАТО всё ближе к Москве».

Польские эксперты отмечают, что размещение американской базы ПРО в Редзиково делает Польшу первоочередной целью для той страны, угрозу которой база создаёт. И не делают секрета из того, что эта страна – Россия.

Вероятно, следующее правительство в Варшаве, которое придёт на смену правительству ПиС, в свою очередь назовёт назначение Антония Мачеревича на пост министра обороны «ужасной ошибкой». Лишь бы не было поздно.