Ирак: сползание во мрак

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

События 30 апреля увенчали очередной этап развития «нового демократического и свободного Ирака» - толпа ворвалась в здание высшего законодательного органа страны, избила попавшихся под руку депутатов, разгромила помещения и авто на прилегающей парковке, провела пикник на Площади торжеств, после чего, не торопясь, малыми группами, покинула «Международную зону» - ту самую, которая официально и неоднократно объявлялась властями предержащими самым безопасным местом в Ираке. 

Стало окончательно ясно: ситуация выходит за все допустимые границы и требует немедленных и самых решительных мер. 1 мая по инициативе президента страны Фуада Маасума состоялась экстренная встреча высшего руководства Ирака с некоторыми политико-религиозными лидерами, по итогам которой было обнародовано совместное заявление: «Решено продолжить консультации с целью скорейшего выхода из сложившейся ситуации». 

Гораздо больше для понимания происходящего дали сведения о том, что мнения ведущих политических группировок разделились на три примерно равные группы: одна склонна обвинить в случившемся премьера и командование вооруженных сил, которые не способны контролировать даже центр столицы, другая – самих парламентариев, всячески затягивающих проведение реформ и тем самым игнорирующих требования народа, а третья – буйствовавших демонстрантов. Всё как в арабской поговорке: «Договорились о том, что не договоримся».

Калейдоскоп последующих событий попутно обнажил некоторые любопытные детали. Во-первых, довольно чётко были обозначены сроки начала очередного этапа великой смуты («масштабного реформирования»). Так, 2 мая Муктада ас-Садр заявил, что берёт паузу и на два месяца уходит из политики, после чего покинул Ирак и вылетел в Тегеран. Примечательно, что накануне он потребовал скорейшего отстранения спикера парламента Салима аль-Джабури, но высказался против отставки премьера Х. аль-Абади, отметив, что «сейчас неподходящее для этого время». Вслед за этим в среде законодателей начали раздаваться призывы сформировать «временное правительство национального спасения» с широкими полномочиями на период до полутора лет, а также было высказано предложение об уходе депутатов на парламентские каникулы на период до двух месяцев. Снова упомянуты два месяца, почему?

Через два месяца, в середине июля, закончится мусульманский месяц Рамадан, период строгого мусульманского поста. Соблюдать его непросто даже в обычной обстановке, но в условиях постоянных перебоев с электроэнергией (и это когда температура в тени достигает 50 градусов), задержки зарплат, пенсий и иных бытовых проблем, роста терроризма пост превращается в крайне тяжелое испытание. В народе неизбежно будет накапливаться недовольство, и эта отрицательная энергетика потребует выхода. Понадобится только призыв, и масса обозлённых людей с готовностью выйдет на улицы. 

В Багдаде это понимают, но изменить что-либо не в силах. Правительство и парламент фактически прекратили функционировать. Так, на заседание кабмина 10 мая прибыли лишь 13 из 22 министров, и премьер Хейдар аль-Абади объявил, что берёт на себя руководство министерством нефти. Назначенное на тот же день открытие сессии парламента не состоялось из-за отсутствия кворума, и возобновление нормальной работы высшего законодательного органа страны в ближайшее время маловероятно, поскольку бойкотировать заседания намерены представители движения М. ас-Садра, депутаты от курдской автономии (соответствующее решение было принято 5 мая в г. Сулеймания на совещании ведущих партий), «либерального блока» Айяда Алляви и некоторые другие. Более того, по мнению ряда оппозиционных депутатов, решения, принятые 30 апреля на заседании «фракции сторонников нынешней власти» (блока «Государство закона» и примкнувших), являются юридически ничтожными по причине отсутствия кворума, не являются обязательными для исполнения и могут быть оспорены в суде. Кратко, но ёмко охарактеризовал происходящее высший духовный лидер шиитов Ирака Великий аятолла Али Систани: «Мы предполагали, что они будут служить интересам граждан, но они устроили политическую свару и аукцион».

Террористическая группировка ИГ расценила наступивший хаос как подходящий момент для активизации боевых действий. На рассвете 3 мая исламисты предприняли крупнейшее с начала года контрнаступление одновременно на нескольких направлениях. Более 400 боевиков приняли участие в захвате г. Тель-Сакф в 20 км севернее Мосула, атакам подверглись небольшие городки Башика и Хазер (провинция Нейнава), район Махмур (провинция Эрбиль), бои возобновились к западу от г. Тикрит (провинция Салах эд-Дин), а также в районе Башир (на юго-западе провинции Таамим) и в южных пригородах Феллуджи (провинция Анбар). Наступление было отбито с большим трудом при массированной авиационной поддержке ВВС США.

В ответ на радужные сводки Министерства обороны Ирака о продолжающемся планировании победоносной операции по освобождению Мосула боевики ИГ резко увеличили интенсивность терактов с использованием смертников, демонстративно выбирая цели в районах, которые считаются наиболее защищенными. С начала мая произошло более 40 крупных терактов, жертвами которых стали свыше 350 человек. Неоднократным атакам подверглись различные районы Багдада, а также западный пригород Абу Грейб. 15 мая был атакован крупный завод по производству сжиженного газа в Таджи на севере столицы – погибли 18 человек, уничтожены три хранилища, огонь удалось погасить только спустя трое суток, временно была остановлена работа двух электростанций. 

С целью нанесения наиболее болезненных ударов боевики ИГ объявили о планах распространить «красную зону» и в другие районы, в том числе на Юге. 1 мая они подорвали два заминированных автомобиля с водителями-смертниками в столице провинции Мусанна - городе Самава, в результате чего 33 человека погибли и около 70 были ранены. С середины мая все силовые структуры южных провинций Зи-Кар и Басра переведены в повышенную боевую готовность и несут службу в усиленном режиме в связи с тем, по данным спецслужб, что там резко возросла террористическая угроза, в том числе с использованием заминированных автомобилей и смертников с поясами шахида. Излишне напоминать, что на юге страны находится более 70% объектов нефтегазовой отрасли Ирака и основные пути снабжения, а почти все ранее дислоцированные там армейские части и соединения в 2014 г. были переброшены в провинцию Анбар и другие районы боев с ИГ.

Между тем «новая иракская армия», на подготовку, оснащение и вооружение которой США потратили более 24 млрд. долл., всё явственнее задвигается на второй план – на первые роли выходят военизированные формирования так называемого народного ополчения. Изначально заявленные как отряды шиитских добровольцев, они превратились в мощные, хорошо организованные силовые структуры. Общая численность «ополченцев» превышает, по оценкам, 130 тыс. человек, они располагают различными системами вооружения, включая реактивную артиллерию и танки. В отличие от армии и полиции, «ополченцы» идейно мотивированы и рвутся в бой, защищая «шиитские ценности и святыни» (в том числе в Сирии). Своими врагами они считают не только террористов ИГ с чёрными флагами, но и суннитов как таковых, а потому чрезвычайная жёстокость, в том числе в отношении местных жителей на территориях Ирака с преимущественно суннитским населением, для них норма. 

«Народное ополчение» формально подчиняется напрямую главе правительства, однако созданный Комитет по делам ополчения по своим возможностям и влиянию превосходит любое федеральное министерство и нередко диктует свои условия. Так, ополченцам уже предоставлен статус участников боевых действий со всеми положенными льготами и привилегиями, семьям погибших выплачиваются значительные компенсации и выделяются земельные участки, раненых ополченцев отправляют на лечение за границу. В южных провинциях открыты официальные представительства, назначены ответственные за сектора и зоны, открыты лагеря подготовки, учебные центры и даже мастерские по ремонту вооружения. 

Поскольку «народное ополчение» - организация шиитская (идея создания Национальной гвардии, с которой в 2014 г. выступили депутаты-сунниты, в парламенте не прошла), то линия противостояния в борьбе за власть всё отчётливее приобретает шиито-шиитский характер, а главными аргументами в споре становятся не политические силы, а стоящие за ними религиозные деятели и/или вооруженные группировки. В настоящее время они условно делятся на лояльных блоку «Государство закона» во главе с партией «Исламский призыв» и тех, кто оппонирует нынешней власти, стремясь сменить её. Между ними установилось равновесие сил, которое и сдерживает обе стороны от решительных действий. Однако паритет этот хрупкий – уже случались как отдельные стычки с применением оружия, так и ожесточенные боестолкновения. Переход одной из группировок, даже не самой большой, в другой лагерь может привести к масштабным боевым действиям на уничтожение. Достаточно сказать, что отряды «Асаиб аль-Хак» появились в результате распада «Армии Махди», а бывший ближайший сподвижник Муктады ас-Садра шейх Кейс аль-Хазали стал его личным врагом. 

Лидер крупнейшей радикальной военизированной организации «Бадр» Хади аль-Амери (поддерживает Нури аль-Малики) уже заявил, что его формирования стягиваются к Багдаду, причём некоторые бригады снимаются с фронта и будут привлечены к охране «Международной зоны». Не отстают и на местах: в южных провинциях отмечены случаи, когда боевики «ополчения» выставляли свои блокпосты, а также осуществляли рейды и задержания. 8 мая группа вооруженных бойцов одного из формирований «народного ополчения» прибыла в порт Умм Каср и досмотрела одно из прибывших торговых судов на предмет наличия на борту оружия, при этом «ополченцы» были беспрепятственно допущены на территорию особо охраняемого стратегического объекта. Попытки военного командования противостоять «махновщине» привели к замене армейского генерала – командующего Оперативным командованием «Басра» на выходца из МВД. Главой МВД является ставленник и активных участник организации «Бадр».

Помимо ставших широко известными в Ираке группировок «Бадр», «Асаиб Ахль аль-Хак», «Кятаиб Хизболла», «Роты мира» появились многочисленные формирования с громкими названиями (дивизия «Аббас», «бригада Али», «Львы возмездия» и проч.), которые, являясь, по сути, незаконными вооруженными формированиями, предъявляют претензии не только на кусочек пирога, но и на собственную зону влияния. Опасность столкновения между ними будет нарастать, поскольку пирога на всех может не хватить. Однако их энергию можно направить в определённое русло, например для «сдерживания курдской экспансии». Курды открыто претендуют на нефтепромыслы близ Киркука и заявили, что не намерены уходить из занятых ими спорных районов, что уже неоднократно приводило к ожесточенным вооруженным столкновениям между пешмерга и «шиитскими ополченцами» в г. Туз-Хурмату (провинция Салах эд-Дин), а также в различных районах провинций Дияла и Нейнава. 

Нелишним будет напомнить: большинство курдов исповедуют ислам суннитского толка, а численность курдского населения Ирака составляет около 5,5 млн человек (17,5% всего населения страны). И ещё одно важное обстоятельство - курды доказали, что умеют воевать и при этом ясно видят цель.

5 мая глава Совета безопасности Иракского Курдистана Масрур Барзани опубликовал статью в американской The Washington Post, где он заявил: «Ирак является несостоявшимся государством, и наше присутствие в нем обрекает нас всех на бесконечный конфликт и вражду… Ирак – это страна, которая не может защитить свой народ и едва ли может определить свои интересы… Именно поэтому Иракский Курдистан проведёт референдум по созданию суверенного государства, который формализует развод с Багдадом и сделает безопасный район, который мы теперь контролируем, родиной для курдского народа». 

Референдум, если исходить из заявлений Эрбиля, состоится до конца 2016 года, возможно, уже в сентябре. Результаты референдума сомнений не вызывают, но осуществление давнего стремления курдов к независимости встретит решительное сопротивление влиятельных внешних сил, прежде всего Турции и Ирана. Судьбу граждан Ирака вновь будут пытаться решать за них.