Попытки смены режима в ЮАР приобретают всё более настойчивый характер

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

События, происходящие в настоящее время в Южно-Африканской Республике – стране с 50-миллионным населением, обладающей богатейшими минеральными ресурсами (золото, алмазы, платина, уран, уголь и др.), - не оставляют никаких сомнений в том, что ЮАР не просто испытывает давление внешних сил, а подвергается прямым и постоянным атакам. Здесь то и дело вспыхивают волнения, и за каждым из них просматривается след организованной провокации.

В прошлом году ЮАР сотрясали нападения на иностранных граждан. Это привело к подрыву международной репутации Южной Африки, ссоре со многими соседями, серьёзной внутренней дестабилизации. В то же время ряд обстоятельств (слаженность нападений, их синхронизация, миллионы рассылаемых SMS и т.д.) ясно указывали на то, что «приступ ксенофобии маргинальных слоёв» южноафриканского общества был тщательно спланирован. 

С начала 2016 года Южная Африка оказалась в пламени массовых демонстраций студенчества. Первые демонстрации проходили под лозунгами Rhodes must fall! («Родс должен пасть»). Причиной этой кампании, начавшейся в университете имени Родса, но постепенно охватившей практически все высшие учебные заведения страны, стал протест студентов против памятников одному из столпов колонизации Южной Африки Сесилю Родсу (1853-1902), основателю могущественного тайного общества «Круглый стол». Памятники Сесилю Родсу до сих пор украшают многие общественные места ЮАР, в том числе университеты. 

На следующем этапе студенты перешли к требованиям отмены языка африкаанс как основного языка обучения в ряде университетов страны. Можно вспомнить, что введение чуждого большинству населения страны языка колонизаторов в качестве обязательного языка обучения явилось причиной знаменитого восстания школьников в Соуэто, расстрелянных в июне 1976 года, что в конечном итоге и привело к падению режима апартеида. Сегодня, сорок лет спустя после тех трагических событий, африкаанс всё ещё является основой деления университетов ЮАР на «белые» и «другие». 

Кампания протеста вступила в новую фазу, когда появился новый лозунг «Должна пасть плата за обучение!» (Fees must fall!). Этот лозунг объединил уже всех студентов и потребовал вмешательства не только полиции, разгонявшей студенческие демонстрации, но и правительства. Министр образования ЮАР Б.Нзиманде был вынужден посетить ряд университетов и вступить в переговоры со студентами. В результате правительство объявило о программе, которая должна постепенно привести к ограничению высоких ставок платы за образование. Это ослабило накал страстей, но не устранило недовольство студентов и не решило проблему недоступности высшего образования для абсолютного большинства малообеспеченных слоев населения.

Притом что требования студентов во всех случаях носили законный характер, ряд признаков указывает на то, что студенчество используют для решения совсем иных задач, а именно для дестабилизации положения в стране. Наблюдается чёткая координация действий между разными университетами. Применяются хорошо отработанные технологии воздействия на большие массы людей, в том числе разработка зажигательных слоганов, активно распространяемых через социальные сети. И наконец, к студенческим протестам немедленно примкнул криминал, совершавший «от имени студентов» поджоги университетских зданий и провоцировавший столкновения с полицией…. 

То, что студентами манипулировали, стало ясно минувшей весной, когда участники протестов выбросили новый лозунг Zuma must fall! («Президент Джейкоб Зума должен пасть!»). Однако кампания против президента ЮАР и попытка провести «марш миллионов» провалились с оглушительным треском. В то же время этот провал заставил организаторов выступлений начать поиск новых средств дестабилизации. По стране прокатилась кампания «протестов», ознаменовавшаяся сожжением школ. В отдельных провинциях были сожжены сотни школ. Дело дошло до того, что главная телерадиовещательная корпорация ЮАР SABC приняла решение прекратить показывать разрушение зданий и имущества во время «народных протестов». 

Начало лета дало старт новой оголтелой кампании с требованиями смены политического режима в республике. Сначала решение Конституционного суда ЮАР о том, что президент Дж.Зума нарушил конституцию, будучи обвинённым в коррупции, послужило основанием для предложения о вотуме недоверия президенту. Затем решение Высшего апелляционного суда о том, что правительство нарушило конституцию, отказавшись арестовать президента Судана, находившегося в ЮАР на саммите Африканского союза, стало основанием для начала процесса импичмента президенту. Обе попытки свергнуть Дж.Зуму успеха не имели, но атаки оппозиции не прекращаются. 

В дни, когда пишутся эти строки, столица страны Претория охвачена беспорядками. Первые страницы газет пестрят фотографиями горящей столицы. 

Уже есть и разграбленные магазины, и погибшие. Причиной волнений называют несогласие населения с кандидатурой АНК Т.Дидиза в мэры Претории (провинция Хаутенг) на предстоящих муниципальных выборах. «Разъярённые» граждане стали возмущаться тем, что им навязывают чужаков (кандидат в мэры родом из другой провинции – КваЗулу-Наталь). Вице-президент страны С.Рамапоза заявил о недопустимости «трайбалистских ноток» в партийных делах, но какие уж тут «нотки» - целое крещендо! 

Криминал играет свою роль и в этой истории. Как и в истории со студенческими волнениями, июньские протесты граждан вылились в погромы. Если раньше правительство старалось воздерживаться от указаний на попытки организации переворота, то на сей раз об этом заявлено прямо. Не случайно расследованием причин беспорядков занялась не полиция, а специальное подразделение службы безопасности ЮАР «Ястребы». Причина – участие в организации беспорядков … высокопоставленных кадров АНК! 

Если внутренняя оппозиция, руками которой и должен быть осуществлён переворот, маскируется, то внешние силы демонстрируют свои возможности открыто. Так, несколько дней назад власти сразу трёх стран - США, Британии и Австралии - заявили о том, что, по их сведениям, в ЮАР готовятся террористические акты. Были названы конкретные города и места. Теракты не произошли, но общество было взбудоражено до предела, а правительство получило очередное предупреждение. 

Одной из главных причин резкой активизации атак на правительство являются предстоящие 3 августа с. г. выборы в местные органы власти ЮАР. В Южной Африке местные выборы играют не менее важную роль, чем общенациональные. Дело в том, что социальная политика правительства АНК и союзной ему компартии привела к тому, что население страны стало воспринимать социальные гарантии не как достижение правительства в войне с бедностью, а как некую данность, которую власти пытаются у народа отобрать. Манипулируя этими настроениями, оппозиционные партии (в первую очередь Демократический альянс) пытаются вызвать недовольство правительственной политикой в вопросах, которые особенно близки и понятны каждому – обеспечение водой и электричеством, жильём и социальными пособиями… Почву для недовольства создаёт падение государственных доходов в результате обрушения цен на основные экспортные ископаемые Южной Африки, прежде всего на платину. Если в конце 2007 года цена на платину составляла более 2 тысяч долларов США за унцию, то в начале 2016 года она опустилась до 820 долларов. Такое значительное снижение цены, особенно учитывая практически монопольное положение ЮАР в области добычи этого металла, может быть только результатами целенаправленных усилий. 

Манипуляции с ценами на платину внешние силы используют не в первый раз. Первая откровенная попытка смены режима в ЮАР с использованием этого механизма произошла в 2008 году, когда цены были опущены до 800 долларов, что спровоцировало массовые волнения на платиновых рудниках, закончившиеся расстрелом рабочих полицией в Марикане в августе 2012 года. Несмотря на то, что в прошлом году парламентская комиссия по расследованию событий в Марикане представила свой доклад, ответа на вопрос о виновниках трагедии нет до сих пор. Обращает на себя внимание, что перед комиссией была поставлена задача выяснить, какие внутренние и внешние силы стали причиной того странного расстрела. Отсутствие ясного ответа позволяет оппозиции во всём обвинять правительство. 

Резкое сокращение доходов ЮАР от экспорта и других полезных ископаемых усугубляется распределением политической и экономической власти в стране. Те силы, которые реально управляют экономикой ЮАР, неподконтрольны правительству Африканского национального конгресса и состоящей с ним в коалиции Коммунистической партии ЮАР (ЮАКП). Сошлюсь на моё интервью с бывшим президентом ЮАР Табо Мбеки. В бытность его президентом он обратился к тогдашнему президенту РФ Б.Ельцину с предложением, от которого, как говорят в таких случаях, невозможно отказаться: создать своего рода «платиновую ОПЕК» с участием ЮАР и России. Учитывая совокупный удельный вес двух стран в мировой добыче платины, это был бы революционный шаг! И что же? «Ничего из этой идеи не получилось, - сказал Т.Мбеки. - Ни со стороны ЮАР, ни со стороны России»… (1)

Сегодня Южно-Африканская Республика подвергается атаке глубоко эшелонированных сил глобального управления. Почему же эти силы так упорно добиваются смены режима в ЮАР? На этот вопрос мы постараемся ответить в следующей статье.

Йоханнесбург,
25 июня 2016 г.

(1) Полностью интервью Т.Мбеки главному редактору «Казанского журнала международного права и международных отношений» см. в специальном выпуске журнала за 2016 год // www.kjil.ru (доступно с 10.07.2016).

Оцените статью
0.0
telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться