Накануне саммита НАТО: скандалы, ротации, перспективы

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

В ходе подготовки саммита НАТО в Варшаве становятся очевидны основные тенденции, согласно которым будет осуществляться дальнейшая работа этого военно-политического блока. В то время как «сдерживание» России, кибервойна, создание многонациональных интегрированных батальонов и пр. остаются официальной повесткой, европейская общественность больше обеспокоена тем, нужна ли вообще конфронтация с Россией, за счет чего и кого будут вводиться новшества и как это отразится на рядовых налогоплательщиках.

По данным немецкого издания Frankfurter Allgemeine, 64 % респондентов выступает против эскалации отношений с Россией через активность НАТО. При этом только 9 % высказалось за дальнейшее укрепление НАТО и усиление воинских контингентов у границ с Россией.

Военное руководство Германии взвешенно подходит к проблеме своего участия в будущих действиях Североатлантического альянса, тогда как политики продолжают являться исполнителями воли Вашингтона.

Крайне важно отметить, что, согласно Основополагающему акту от 1997 г. между Россией и НАТО, восточнее Германии размещение на постоянной основе вооруженных сил, состоящих из иностранных войск, запрещено. Поэтому основная тяжесть будет ложиться на Германию, хотя НАТО и идёт на различные ухищрения, такие как создание многонациональных батальонов, где будут спрятаны американские «уши». В будущем подобные нарушения могут привести к скандалам наподобие проекта секретных тюрем ЦРУ в Европе.

Другой пример – это место Дании в текущей реорганизации НАТО.

В мае 2016 г. правительство Дании приняло решение купить у США 27 новых истребителей F-35A компании Lockheed Martin на общую сумму 8,5 миллиарда долл. США. Впоследствии стране придется еще раскошелиться на амуницию, боеприпасы и запасные части к этим самолетам. Соответствующие расходы из датского бюджета будут сделаны за счет урезания социального обеспечения. Несмотря на то, что согласно опросам общественного мнения 53,3 % датчан высказалось против этой сделки (а «за» - только 30,8%) и прошли массовые акции протеста, это ситуацию не изменило. Датский министр обороны Петер Кристенсен просто прокомментировал, что «Дания как член НАТО должна участвовать в обороне себя и других членов».

В целом в этой стране на фоне миграционного кризиса намечается еще и социальный, который напрямую связан с военным бюджетом. Например, в прошлом году Дания потратила 3,3 млрд. долл. на взносы в НАТО, а в ближайшее время планирует сократить расходы на образование, науку и социальный сектор.

Предполагаемый бюджет, по замыслу проектировщиков из Пентагона необходимый для эффективного сдерживания России, явно не соответствует реальным возможностям членов альянса. Для текущих инициатив НАТО не хватит средств, которые традиционно распределялись из военных бюджетов стран-участниц. 14 июня на министерском совещании в Брюсселе всё же сошлись во мнении, что расходы на оборону и укрепление возможностей по сдерживанию будут увеличены. Для сдерживания был выбран Черноморский регион и страны Балтии. Четыре батальона НАТО, состоящие из представителей разных стран, будут размещены в Польше, Латвии, Литве и Эстонии.

Ястребы из корпорации RAND вообще заявляют о необходимости размещения в Европе семи американских бригад, три из которых должны иметь тяжелое вооружение. Вместе с этим должна быть возрождена доктрина 80-х гг. AirLand Battle в Прибалтике. Параноидальные русофобы пишут, что «против такого врага, как Россия, которая представляет многоуровневые угрозы, воздушная мощь должна сочетаться с сухопутной мощью... Чтобы предотвратить быструю победу России на Балтике, нужно, чтобы командная структура НАТО была способна выполнять сложные, быстрые и оперативные кампании на суше и в воздухе». И, конечно же, для этого тоже нужны деньги. По подсчетам RAND, для трёх бригад, которые будут иметь противовоздушные комплексы и артиллерию, нужно 13 миллиардов долларов. Не учитывая дорогих танков и транспортных средств, которые уже переброшены в Европу.

Еще 2,7 млрд. нужно на ежегодные расходы по обеспечению работы трех бригад и дополнительных подразделений.

29 июня 2016 г. Центр стратегических и международных исследований (Вашингтон) издал доклад, посвященный будущему размещению американских войск в Европе. В нем отмечается, что США при переходе к долгосрочному сдерживанию (России) нужно быть максимально устойчивыми, разместить на постоянной основе в Европе полноценную авиационную бригаду, а также сместить на Восток материальные ресурсы и оборудование для четырех бригад США в рамках НАТО.

В бюджете 2017 г. запланировано выделение 637 млн. долл. на инициативу Пентагона по европейскому реформированию. Часть средств рекомендуется потратить на сооружение дополнительной инфраструктуры в Германии и Польше, чтобы подать сигнал другим членам НАТО из Восточной Европы. Вместе с этим Минобороны США намерено внедрить в систему управления НАТО вместо независимого командования и управления интегрированный подход. Если это произойдет, то США смогут полностью управлять всеми уровнями военной структуры стран альянса. Кроме того, Вашингтон надеется запустить в странах ЕС проекты по гражданско-военному партнерству по отработанному в США принципу. С одной стороны, это позволит более эффективно проводить агитацию и пропаганду через подконтрольные НПО и СМИ, раскручивая мифы о «российской угрозе». С другой – создать условия для подпитывания НАТО внутренними ресурсами Европы.

Госдепартамент США планирует выделить в 2017 г. средства в рамках программ иностранного военного финансирования (ESF), международного контроля по наркотикам и исполнению законов (INCLE), помощи в борьбе с терроризмом (ATA) и безопасности границ и контроля за экспортом (EXBS).

Бюро по делам Европы и Евразии получит 66,8 млн. долл. исключительно для оказания иностранной помощи, программа иностранного военного финансирования составит 15 млн. долл., а программа по антитерроризму и разминированию – 800 тыс. долл. При этом указано, что эти средства будут использованы именно против России.

Необходимо также отметить кадровые перестановки, которые в ближайшее время затронут НАТО.

27 июня генеральный секретарь альянса Йенс Столтенберг объявил о своем решении назначить заместителем Роуз Готтемюллер, которая на данный момент занимает должность заместителя госсекретаря США по контролю за вооружениями и международной безопасности. Она должна будет сменить Александра Вершбоу, который 1 октября 2016 года уходит в отставку. Готтемюллер занимается вопросами нераспространения и военно-политическими связями США со странами-партнерами, непосредственно курируя продажу вооружений союзникам. Это означает не только усиление контроля Вашингтона над НАТО, но и усиление влияния военно-промышленного лобби.

Однако, похоже, что Вашингтон и так довольно крепко держит под своим сапогом ряд государств НАТО. Пентагон использует двусторонние связи с целью навязывания новых соглашений по продаже оружия. Например, с Эстонией 22 июня было подписано соглашение в области исследований, разработки, тестирования и оценки качества в сфере систем вооружений и обороны. Документ предусматривает сотрудничество в сфере перспективных технологий, разработки компонентов и прототипов. Вряд ли Пентагон поделится своими секретами с Эстонией, а вот получить доступ к эстонским проектам (хоть и теоретически) США смогут.

Также НАТО к концу 2016 г. планирует внедрить во всех странах альянса новое соглашение по стандартам в отношении технических норм транспортных средств (STANAG). На этом они надеются сэкономить какую-то часть средств, которых не хватает в бюджете.

Голоса немногочисленных реалистов, призывающих учитывать интересы России на восточном фланге альянса, теряются на общем воинственном фоне. НАТО по-прежнему остаётся надёжным проводником расширения американского присутствия в Европе, и учитывать это обстоятельство необходимо в полной мере.