Парламент Кипра голосует за отмену санкций

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

В мае 2014 года Кипр посетил вице-президент США Джо Байден, чтобы «выразить поддержку давно продолжающемуся, однако пока безуспешному процессу мирного урегулирования и национального примирения». После визита в 1962 году вице-президента Линдона Джонсона это был первый приезд на остров столь высокопоставленного американского чиновника. Однако существенных сдвигов в отношениях с турецкой частью острова не произошло. Турецкие войска никуда не ушли. Не довелось Кипру  стать и ключевым игроком в восточном Средиземноморье, как «новом глобальном узле для рынков природного газа», что тоже обещал Байден. Хотя газ на шельфе острова есть, и, возможно, россияне будут участвовать в его добыче. Зато Кипру взамен на щедрые обещания  пришлось присоединиться к санкциям США и Евросоюза против России.

* * *

Участие Кипра, исторически имеющего тесные связи с Россией, в санкциях совершенно противоестественно. В советское время трудно было найти более или менее известный вуз, в котором бы не учились греки-киприоты, и многие из них уезжали домой с русскими, украинскими и даже узбекскими женами. У них выросли дети и внуки. В настоящее время, по некоторым данным, до 50 % браков заключается с русскими женщинами. Здесь выходят газеты и журналы на русском языке, работают русскоязычные радиостанции, школы и детские сады. Кроме русских и киприотов, учившихся в СССР, наш язык используют многие выходцы из республик бывшего СССР и стран Восточной Европы.

На Кипре работают Сбербанк России и ВТБ. Российские инвестиции составляют 80 % зарубежных инвестиций на острове. Российские денежные потоки, проходящие через кипрские структуры, сопоставимы по объёму с ВВП Кипра, а до введения налога на депозиты намного превышали его, составляя 30 - 40 млрд. долларов. В феврале 2015 года подписано российско-кипрское соглашение о военно-морском флоте, сыгравшее  немалую роль в операции российского ВМФ и ВКС против ИГИЛ и других банд террористов в Сирии.

Банковская система Кипра после дефолта соседней Греции оказалась под ударом. Только прямые потери от дефолта по греческим облигациям, по данным ЦБ Кипра, составили 25 % ВВП. В марте 2013 года было достигнуто и ратифицировано еврогруппой соглашение между Кипром и «тройкой» международных кредиторов. Кипр остался в еврозоне, но условия соглашения  оказались жесткие. Депозиты свыше 100 тыс. евро в Cyprus Popular Bank и Bank of Cyprus, ведущих банках страны, замораживались и использовались для выплаты долгов и рекапитализации. Между тем Россия предоставила кредит Кипру в 2,5 млрд. евро на 5 лет под 4,5% годовых, а затем продлила до 7 лет под 2,5% годовых.

Поэтому, когда депутаты от Прогрессивной партии трудового народа (АКЭЛ) внесли на рассмотрение в палату представителей Кипра проект резолюции об отмене антироссийских санкций, представители остальных политических сил и общественность отнеслись к инициативе коммунистов с пониманием.

Мэр Лимассола Андреас Христу, в частности, заявил: «Санкции никому выгоды не принесли, наоборот, они усложнили жизнь простых людей. Они обострили отношения между странами… Ни один киприот санкции не поддерживает, вне зависимости от членства в какой-либо партии. Эта резолюция показывает волеизъявление нашего народа».

«Санкции, введенные ЕС против РФ негативно отразились на торговых и экономических отношениях Республики Кипр и Российской Федерации во время продолжающегося экономического кризиса», — подчеркивают авторы документа. Действительно, в 2014 году товарооборот между Россией и Кипром составлял 650,74 млн. долларов, а в 2015 году только 274,9 млн.  долларов, то есть сократился на 58%.

Василис Зерталис, глава финансовой компании Prospectacy, говорит: «Простые киприоты и политики полностью поставили крест на ЕС из-за жестких условий финансовой помощи в 2013 году и знают, что США никогда не выступят против Турции. Поэтому единственными настоящими союзниками Кипра являются Россия и, возможно, Китай».

Голосование в парламенте оправдало ожидания киприотов. Резолюцию поддержали 33 депутата, 17 от голосования воздержались. Против инициативы никто не выступил. Согласно конституции парламент насчитывает 59 депутатов, однако после турецкой оккупации северной части острова в 1974 году ее представители в работе парламента участия не принимают. В принятой резолюции содержится призыв парламентариев к правительству Кипра начать работу в рамках Европейского совета по снятию антироссийских санкций.

Незадолго до этого президент Кипра Никос Анастадиадис в интервью «Российской газете» говорил: «На Совете Европы я неоднократно заявлял, что диалог предпочтительнее конфронтации. И рад тому, что постепенно такая позиция завоевывает все больше сторонников. Минские договоренности - это не результат санкций, а плод диалога. Если они будут выполняться, то появятся новые возможности для нормализации».

* * *

Продлив в конце июня под диктат Вашингтона санкции против России, Евросоюз тем не менее планирует провести дискуссию о дальнейших отношениях с Россией осенью 2016 года.  После того как против санкций высказались обе палаты парламента Франции, советы четырех экономически ведущих регионов Италии (на очереди голосование еще в двух регионах), а теперь парламент Кипра, дискуссия обещает быть бурной. Тем более что настроения против санкций крепнут среди парламентариев и общественности других стран Евросоюза.

Тем временем Французский исследовательский центр в сфере международной экономики (CEPII) подсчитал, что экспортные потери западных стран от антироссийских санкций в период с 2014 по июль 2015 года составили 60, 2 млрд. долларов. По словам экспертов, на страны Евросоюза приходится 76,7% всех потерь. В центре также выяснили, что большая часть потерь связана с действиями Запада, а не с ответом России.

Немалая ответственность за потери ЕС лежит на проводниках политики Вашингтона в Европе – канцлере ФРГ Ангеле Меркель и президенте Франции Франсуа Олланде. Меркель 28 июня в Брюсселе утверждала, что «продление санкций ничто не останавливает» и оно, мол, «необходимо». Европа должна знать своих «героев».