Иран поздравил Турцию с провалом переворота

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Иран как сосед Турции отреагировал на попытку переворота там в числе первых, осудив попытку военных захватить власть. Президент ИРИ Хасан Роухани, выступая 17 июля в провинции Керманшах на западе Ирана, заявил, что эпоха переворотов, танков и пушек прошла. Если несколько военнослужащих пытаются оспорить результаты всенародного голосования и свергнуть правительство Эрдогана, то Исламская Республика Иран в соответствии со своими принципами выступает против любых переворотов.

С заявлениями в поддержку законного турецкого правительства выступили и другие руководители ИРИ. Спикер иранского парламента Али Лариджани поздравил своего турецкого коллегу с провалом переворота, отметив, что Тегеран «всегда поддерживал национальный суверенитет и волю демократически избранных правительств». Секретарь Высшего совета национальной безопасности (ВСНБ) Али Шамхани подчеркнул, что «исход событий в Турции определила воля турецкого народа» и «бдительность политических партий, которые своим участием сорвали планы путчистов».

Президент Роухани провел незапланированное заседание ВСНБ ИРИ, чтобы обсудить последние события в Турции. В Иране приняты экстренные меры безопасности, граница с Турцией протяжённостью 312 миль временно закрыта, в повышенную боевую готовность приведены дислоцированные в приграничных районах иранские воинские части и подразделения народного ополчения (басидж). Министр информации (государственная безопасность) Мохаммад Алави заверил, что ИРИ внимательно следит за «преобразованиями» в Турции, а необходимые меры по линии спецслужб приняты.

В течение двух суток министр иностранных дел Джавад Зариф трижды разговаривал по телефону со своим турецким коллегой Мевлютом Чавушоглу. В официальном заявлении МИД ИРИ подчёркивается, что Иран заинтересован в том, чтобы «полная стабильность и спокойствие возвращались в страну (Турцию. – Н.Б.) как можно скорее».

В целом для реакции иранских руководителей на попытку переворота в Турции характерно то, что тональность заявлений выдержана в соответствии с реакцией из офиса духовного лидера ИРИ аятоллы Хаменеи. Советник главы государства по внешней политике Али Акбар Велаяти выступил первым и сделал акцент на недопустимости для иранского руководства относиться с одобрением к любым попыткам свергнуть демократически избранные правительства силой. Это касается не только Турции. Как пояснил Велаяти, ИРИ последовательно выступает против любого незаконного захвата власти в других странах. Персонально о президенте Турции в заявлении Велаяти не говорится, но упрек в адрес его ближневосточной политики сделан недвусмысленный.

Велаяти прямо говорит о том, что руководство Ирана поддерживает законное правительство Турции и вправе ожидать, что Анкара сделает то же самое в отношении правительства Башара Асада. В окружении лидера Ирана аятоллы Хаменеи считают справедливым ожидать от президента Эрдогана уважения мнения и воли сирийцев. Тегеран неоднократно призывал турецкого президента отказаться от плана смены правительства Сирии военным путем. Иранцы предупреждают руководство Турции, что подобная стратегия ведет к их изоляции и от Тегерана, и от Москвы, не гарантируя при этом поддержки Вашингтона. 

К Эрдогану у иранцев накопилось много вопросов, скорее даже претензий. Выдвинутый уже бывшим министром иностранных дел Турции Ахметом Давутоглу лозунг «Никаких конфликтов с соседями» в отношении Ирана работает слабо. Достаточно вспомнить о решении Турции предоставить свою территорию для размещения системы ПРО НАТО. Радиолокационная станция раннего оповещения о ракетном нападении, входящая в систему противоракетной обороны НАТО в Европе, начала работу 1 января 2012 года, именно в тот момент, когда США и Евросоюз ввели новые санкции против Ирана, объявив, по сути, Тегерану экономическую блокаду. В тех условиях получение американскими военными возможности контроля воздушного пространства северо-западной части Ирана справедливо рассматривалось как опасный шаг в подготовке вооружённого конфликта. Тем более что РЛС НАТО может непосредственно выдавать целеуказания своим ракетным ударным комплексам.

Другим поводом для нового витка напряжённости в ирано-турецких отношениях стало решение Совета НАТО (2013 год) о размещении на территории Турции зенитных ракетных комплексов (ЗРК) «Пэтриот». В Тегеране увидели в этом решении угрозу своей национальной безопасности, а начальник Генерального штаба Вооруженных сил Ирана Фирузабади даже заявил, что «размещение системы противоракетной обороны на сирийско-турецкой границе может привести к мировой войне». 

В целом, благодаря гибкости иранской дипломатии, Тегерану удаётся не допускать в отношениях с Турцией перерастания политических разногласий и регионального соперничества в прямую конфронтацию. Иран является вторым крупнейшим поставщиком энергоносителей в Турцию после России, а в перспективе может рассчитывать стать первым. Несмотря на американские санкции, Турция никогда не отказывалась от энергетического сотрудничества с Ираном. У обеих стран остаются совместные замыслы по транспортировке газа в европейские страны. Турция не теряет также надежды стать транзитным коридором между Европой и Ираном, предлагая Ирану проложить новые маршруты транспортировки газа через свою территорию. Не подвергается сомнению иранцами и важность 15-миллиардного товарооборота с Турцией.

Географически и политически Турция и Иран тяготеют к Ближнему Востоку, но этнически остаются чуждыми для арабского большинства этого региона. Ранее Иран не без оснований рассчитывал, что продвижение единой позиции в арабском мире может стать основой взаимодействия с Анкарой на региональном уровне. Внешняя политика Турции всё более концентрируется на мусульманском мире и здесь для Ирана важно не допустить союза Анкары и Эр-Рияда.

Это прозвучало и в реакции президента Роухани на попытку переворота в Турции. Напомнив, что на Ближнем Востоке существует режим, который по-прежнему поддерживает террористов и сбрасывает бомбы на головы мирного населения Йемена, президент Ирана сказал, что единственным путём решения нынешних кризисов в Сирии, Ираке, Бахрейне и Йемене являются избирательные урны. В том, что речь шла о Саудовской Аравии, сомнений нет.

Оцените статью
0.0
telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться