Сирийский срез российско-турецких отношений (I)

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Сухопутная операция турецкой армии на сирийской территории стала первой односторонней акцией Анкары после встречи в Санкт-Петербурге 9 августа Владимира Путина и Реджепа Тайипа Эрдогана. Согласно официальной информации, в центре переговоров лидеров двух государств находились вопросы двустороннего взаимодействия. Особо значимой здесь является сирийская проблема; от дальнейших действий Турции на сирийском направлении в решающей степени зависит будущее «перезагрузки» в отношениях Москвы и Анкары.

Карта: bloomberg.com

Российская сторона выразила своё беспокойство по поводу вторжения 24 августа турецкой бронетехники на сирийскую территорию. «В Москве глубоко обеспокоены происходящим в районе сирийско-турецкой границы… Прежде всего, вызывает тревогу возможность дальнейшей деградации обстановки в зоне конфликта, в том числе с учетом возможных сопутствующих жертв среди мирного населения и обострения межэтнических противоречий между курдами и арабами», - отмечалось в комментарии департамента информации и печати МИД России.

Президент Эрдоган объяснил проведение операции «Щит Евфрата» необходимостью положить конец нападениям на приграничной территории. По его словам, эта операция направлена против террористической организации «Исламское государство» и курдских сил самообороны. При этом в сообщениях турецких средств массовой информации – в частности, агентства Anadolu – говорится и о поддержке «территориальной целостности Сирии».

По данным турецких источников, основу турецкого военного контингента, вошедшего на сирийскую территорию в районе города Джараблус, расположенного в 80 км восточнее Алеппо и в 30 км западнее Кобани, составляют танковые подразделения. Кроме того, как сообщает турецкий телеканал NTV, в операции задействованы турецкие истребители F-16, артиллерия и реактивные системы залпового огня. 

Смысл действий турецкой стороны становится понятен, если сказать, что захваченный ранее боевиками «Исламского государства» (ИГ) город Джараблус лежит на одном из главных маршрутов, по которому террористы получают военную технику и подкрепления. Перекрытие трансграничного потока оружия и боевиков из Турции в Сирию, а также создание механизма контроля за границей стали основными темами в работе российско-турецкой комиссии, образованной из представителей МИД, МО и спецслужб двух стран сразу после завершения российско-турецкого саммита 9 августа. 

Вопрос о перекрытии сирийско-турецкой границы Москва поставила перед партнёрами в первую очередь. Со своей стороны Россия может предоставлять Турции спутниковые снимки мест, через которые проходит трафик оружия и боевиков.

Министр иностранных дел России Сергей Лавров в связи с этим напомнил о резолюции Совета Безопасности ООН № 2165 от 14 июля 2014 года, предусматривающей мониторинг по линии международного сообщества двух основных контрольно-пропускных пунктов на сирийско-турецкой границе. «В ходе визита президента Турции Эрдогана 9 августа в Санкт-Петербург президент России Путин затрагивал эту тему, и у нас с турецкой стороной есть понимание того, что необходимо принять дополнительные меры, чтобы эта резолюция полностью и эффективно выполнялась», - отметил глава российского внешнеполитического ведомства. 

Укрепление взаимодействия по военной и дипломатической линиям России и Турции (члена НАТО) не могло не вызвать озабоченности в США. Вашингтон поспешил вмешаться в ситуацию и даже пойти на определённые уступки Анкаре, с тем чтобы по возможности не допустить укрепления российско-турецких отношений в целом и в сирийском вопросе в частности.

Итогом тайных контактов Анкары и Вашингтона стало достижение договорённостей по поводу действий турецкой стороны, оглашённых постфактум прилетевшим 24 августа в Турцию вице-президентом США Джозефом Байденом, и свидетельствующих о корректировке Вашингтоном своей прежней позиции в том, что касается поддержки курдских формирований в Сирии. «Мы договорились в ходе наших переговоров о том, что сирийские курды не перейдут на запад от Евфрата [Джараблус расположен на западном берегу Евфрата. – П.И.]. Если же они это сделают, то ни при каких условиях они не получат поддержку от США», – подчеркнул Джозеф Байден на совместной пресс-конференции с премьер-министром Турции Бинали Йылдырымом. Данное условие означает, в частности, что курды должны оставить город Манбидж, отбитый ими у террористов ИГ 12 августа при непосредственной поддержке подразделений американского спецназа. Кроме того, Вашингтон передал турецкой стороне необходимые разведданные, а американские военные советники принимали непосредственное участие в разработке плана операции по освобождению Джараблуса.

В стратегическом плане захват лежащего на Евфрате Джараблуса турецкими войсками позволят Анкаре решить двойную задачу: во-первых, не допустить соединения контролируемых курдами районов на севере Сирии в единое территориальное образование, пограничное с Турцией, во-вторых, закрепиться на сирийской территории и создать здесь буферную зону, контролируемую турками и их союзниками из числа сирийских оппозиционеров. 

Командующий 2-й турецкой армией Исмаил Темел в Джараблусе

Можно говорить об умело проведенном президентом Эрдоганом шантаже Соединённых Штатов укреплением военно-политического взаимодействия с Россией с тем, чтобы добиться от США существенных уступок по курдскому вопросу. «Джараблус важен для ИГИЛ. Если падёт Джараблус, придет черед Ракки. Но для нас Джераблус еще важнее. Во-первых, мы уничтожим ИГИЛ у наших границ, а во-вторых, предотвратим создание курдского коридора от Кобани до Африна», - пишет турецкое издание Hürriyet. 

Вместе с тем операция турецкой армии в Сирии имеет и более широкое значение, связанное со стремлением Анкары повысить свой геополитический статус, в том числе в треугольнике Турция – Иран – Россия.

(Окончание следует)