Альтернатива «безальтернативности»: Украина готовится хлопнуть минской дверью

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Киев в закрытом режиме обсуждает возможность выхода из минских договорённостей и собирается рассмотреть вопрос внесения изменений в так называемый закон об оккупации, сообщает ФСК источник в украинских дипломатических кругах, близкий к администрации президента. 

Одновременно обсуждается вероятность введения военного положения в Донецкой, Херсонской, Харьковской и Луганской областях. На необходимости этих мер настаивают отдельные члены Совета национальной безопасности и обороны Украины, включая его главу Александра Турчинова (именно Турчинов в 2014 году, исполняя обязанности президента, подписал указ о начале «антитеррористической операции» в Донбассе), а также ряд иностранных военных и политических консультантов. По их мнению, отказ от «безальтернативности» минского меморандума даст украинскому руководству пространство для манёвра, поскольку ответственность за происходящее на территориях ДНР и ЛНР будет полностью возложена на «страну-агрессора». Это избавит президента Украины и парламент от необходимости выполнять политическую часть минских договорённостей до восстановления полного контроля над участком границы с РФ, который в настоящее время контролируется республиками Донбасса. Вопрос выборов в ДНР и ЛНР будет снят с повестки дня, поскольку территории, неподконтрольные Киеву, будут законодательно признаны оккупированными. «На Банковой к этому уже полностью готовы», – сообщил источник.

В том, что парламент не откажется хлопнуть минской дверью, можно не сомневаться. Заместитель председателя Верховной рады Оксана Сыроид уже призвала депутатов «признать оккупацию». По её мнению, выполнение минских договорённостей окажется губительным как для парламента, так и для президента. «Голосование за выборы на оккупированных территориях или любое другое решение для внедрения «Минска» будет последним решением украинского парламента восьмого созыва. Или даже украинского парламента, точка. А закон о выборах на оккупированных территориях может оказаться последним законом, который подпишет президент Украины Петр Порошенко», – заявила она, комментируя слова Порошенко о безальтернативности минских договорённостей на своей странице в Facebook. 

Своё послание вице-спикер парламента усилила цитатой из The Economist (Лондон), утверждающего, что выборы в ДНР и ЛНР сформируют «подконтрольный Москве регион внутри Украины, который будет использован для блокировки правительственных реформ и международных договоренностей Киева, а также для подрыва целостности Украины без прямого военного вмешательства». Сыроид ретранслировала на аудиторию украинских законодателей точку зрения англосаксов на перспективы дальнейшего пребывания Киева в статусе подписанта минских договорённостей и участника «нормандского формата». Для парламентариев это фактически руководство к действию. 

Загнанному в ловушку «нормандской тройкой» Порошенко предложен выход: чтобы уберечь парламент от раскола и оставить ещё на некоторое время за собой президентское кресло, он должен отказаться от идеи выборов в Донбассе вообще, задача же парламента – не допустить «московского анклава» внутри Украины. Это предполагает, скорее всего, возвращение к тексту постановления Верховной рады от 17 марта 2015 года, которым территории ДНР и ЛНР признаются «временно оккупированными» до возвращения контроля над границей между республиками и Россией. 

Поскольку постановление – это почти декларации, речь идёт о внесении изменений в закон «Об обеспечении прав и свобод граждан на временно оккупированной территории Украины», где такой территорией обозначены только ставшие российскими Крым и Севастополь (закон действует с 27 апреля 2014 года). Теперь же предлагается включить в перечень «оккупированных территорий» Донецкую и Луганскую народные республики и, соответственно, одним махом решить все вопросы с населением ДНР и ЛНР, опираясь на уже существующий крымский опыт. Тем более, как пишет The Economist, «Украина не имеет ни денег, ни государственных институтов, чтобы заново интегрировать Донбасс».

Принятие новой редакции «закона об оккупации» с включением Донецкой и Луганской народных республик в список законодательно определённых «временно оккупированных территорий» позволит, по мнению авторов этой идеи, заморозить конфликт минимум на полгода, а за это время Киев при помощи американских и британских «друзей Украины» сменит формат переговоров о дальнейшей судьбе Донбасса с «нормандского», например, на «будапештский», разменяв Германию и Францию на США и Великобританию. 

Тема возникновения «московского анклава» тоже будет закрыта.

Выход Украины из минских соглашений информационно будет подан под соусом невыполнения Россией режима прекращения огня (сюда может быть добавлен и отказ от возвращения Дебальцево).

На данный момент несогласованными остаются только вопросы, связанные с ведением боевых действий против республик. Украинское лобби, сделавшее войну источником личного обогащения, настаивает на дальней милитаризации прифронтовой зоны. Предлагается также ввести военное положение как на «оккупированных территориях», так и в приграничных областях или районах.

Соб. корр. ФСК

На фото: последствия авиаудара ВВС Украины по жилому дому в городе Снежное (ДНР) 15 июля 2014 года