Сирия и «международное правосудие»

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

21 декабря Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию под названием «Международный беспристрастный и независимый механизм по содействию проведению расследований в отношении тех, кто несет ответственность за наиболее серьезные преступления по международному праву, совершенные в Сирийской Арабской Республике с марта 2011 года, и их судебному преследованию».

Попытки привлечь Сирию к международному суду продолжаются уже почти пять лет. Сначала западные члены Совета Безопасности пытались протащить через Совбез проекты передачи ситуации в Сирии в Международный уголовный суд (МУС). Несмотря на то, что шансов на прохождение этих резолюций не было, западные спонсоры трижды ставили их на голосование. И каждый раз Россия и Китай накладывали на них вето. Это не остановило антисирийскую пропаганду: как заклинание продолжали требовать передачи ситуации в Сирии в МУС Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун, верховный комиссар по правам человека З. аль-Хуссейн и другие. При этом и Генсек ООН, и верховный комиссар прекрасно знают о несогласии постоянных членов СБ ООН с передачей ситуации в Сирии в МУС. Смысл их обращений был чисто пропагандистский, вызванный стремлением выставить Россию главным препятствием к «осуществлению правосудия» в Сирии.

И вот тактика изменилась. Теперь западные страны решили действовать через Генеральную Ассамблею ООН, в которой у России и Китая права вето нет. Спонсорами проекта выступили 39 стран. Текст представил делегат Лихтенштейна, который подчеркнул особую роль в подготовке данного проекта Катара. В результате голосования проект поддержали 105 государств. Большинство из них имеет смутное представление о происходящем в Сирии. Как рассказывал министр иностранных дел России С.В.Лавров, перед голосованием по некоторым проектам западные страны не просто оказывают давление, а выкручивают руки. Впрочем, те страны, которые не слишком внимательны к тому, за что они голосовали, ещё вспомнят о своей неразборчивости, но уже в отношении самих себя. Западные державы не забыли возложить финансовое бремя создания и функционирования нового «механизма» именно на них, причём – немедленно (на сбор взносов отведено всего 45 дней).

Итак, что же предусматривает принятая резолюция?

Во-первых, в ней подчёркивается необходимость привлечения к ответственности за совершенные в Сирии с марта 2011 года преступления, которые связаны с нарушением норм международного права (в частности, международного гуманитарного права и международного права прав человека), «путем проведения надлежащих непредвзятых и независимых расследований и судебных процессов на национальном или международном уровне».

Отметим, что данное решение принято в духе международного «правосудия» последних десятилетий, когда наказывают за совершение «военных преступлений», но напрочь забывают о преступлениях против мира. Как будто военные преступления совершаются сами по себе. В данном случае вопрос о том, кто начал военные действия в Сирии, а значит, совершил главное преступление и обеспечил совершение всех остальных преступлений, даже не ставится. 

Во-вторых, в качестве условия достижения примирения и прочного мира называется «всеобъемлющее привлечение к ответственности за нарушения норм международного гуманитарного права и нарушения и ущемления прав человека, совершенные в Сирийской Арабской Республике».

Это весьма серьёзное заявление. Выдвинутое условие может сделать невозможным достижение не только «прочного мира», но даже «примирения». Практика говорит о том, что амнистия является эффективным способом прекращения конфликта - и вот теперь страны, которые проголосовали за данную резолюцию, утверждают, что амнистия не может быть применена. Не слишком ли много взяли на себя голосующие? Особенно те, которые слабо представляют, что происходит в Сирии.

В-третьих, резолюция подстрекает отдельные государства самостоятельно проводить расследования и осуществлять судебное преследование преступлений, совершённых в Сирии.

Здесь также хочется задать вопрос: понимают ли те, кто обеспечили большинство голосов западному проекту, за что они голосовали? Понимают ли они, что их руками разрушается международное право? В резолюции, правда, имеется оговорка, что суды могут проводиться тогда, когда государства имеют юрисдикцию. Но какую юрисдикцию? Оказывается, не только юрисдикцию в соответствии с международным правом, но и в соответствии с их национальным законодательством! Поняли ли голосовавшие за эту резолюцию, что на самом деле они санкционировали? 

В-четвёртых, резолюция учредила «международный беспристрастный и независимый механизм по содействию проведения расследований в отношении тех, кто несет ответственность за наиболее серьезные преступления по международному праву, совершенные в Сирийской Арабской Республике с марта 2011 года, и их судебному преследованию». Данный механизм должен существовать «под эгидой Организации Объединенных Наций». Обратим внимание: это не орган ООН, а всего лишь нечто, работающее «под эгидой» ООН. 

Данному «механизму» поручается тесно сотрудничать с Независимой международной комиссией по расследованию событий в Сирии в сборе, обобщении, обеспечении сохранности и анализе доказательств нарушений норм международного гуманитарного права и нарушений и ущемлений прав человека, а также в подготовке материалов с целью облегчить и ускорить проведение непредвзятых и независимых уголовных разбирательств в соответствии с международно-правовыми стандартами, национальными, региональными или международными судами или трибуналами, которые имеют или могут иметь в будущем юрисдикцию в отношении этих преступлений по международному праву. Смысл создания «механизма» становится понятнее: поставить деятельность Комиссии Совета по правам человека под контроль и обеспечить «международное основание» для национальных судов! 

Наконец, резолюция призвала все государства в полной мере «сотрудничать» с упомянутым «механизмом», представлять любую информацию и документы, которыми они могут располагать, а также оказывать любую иную помощь. Используются (пока) нейтральные термины («призываем», «помощь»), но хорошо известно, как быстро они трансформируются в неизвестно откуда взявшиеся обязательства. Ведь Международный трибунал по бывшей Югославии (МТБЮ) создали 15 государств-членов СБ ООН, а обязанность исполнять все его распоряжения вдруг оказалась у всех членов ООН! Так что в мягких формулировках может скрываться зловещий смысл.

Спонсоры резолюции собираются действовать быстро - на решение организационных вопросов они отпустили Генсеку ООН 20 рабочих дней.

Принятие данной резолюции стало очередным этапом в разрушении основ действующего международного права, когда происходит грубое вмешательство во внутренние дела государства. Такое вмешательство прямо запрещено Уставом ООН. То есть принятое решение – ещё и подрыв самой Организации Объединённых Наций, правовых основ её функционирования. Явно нарушено ещё одно правило – правило работы самой Генеральной Ассамблеи. Как известно, ситуация в Сирии находится на рассмотрении Совета Безопасности ООН, а такие вопросы Ассамблеей обсуждаться не могут. О провокационном характере принятой резолюции прямо сказал заместитель постпреда России в ООН Е.Загайнов, который подчеркнул, что подготовка резолюции велась втайне. Он точно квалифицировал  решение о создании «механизма» нелегитимным. Как результат, «любые материалы, собранные комиссией не могут считаться уликами и не должны приниматься правоохранительными органами или судами».

 Не случайно 15 стран, в том числе Китай, Россия, Иран, Венесуэла, Куба, Сирия, проголосовали против данной резолюции, а 52 – воздержались. 20 государств не рискнули даже воздержаться - они просто не голосовали, но эти двадцать проявили большую самостоятельность и более чёткое правосознание, отказавшись участвовать в разрушении международного права. Получается, что почти половина государств-членов ООН осознавала незаконность принятого решения. 

В любом случае решения Генеральной Ассамблеи ООН не имеют юридически обязательной силы и не могут служить основой для создания каких-либо органов, не предусмотренных Уставом ООН, тем более обязательных с точки зрения правосудия.