Косово хочет выслужиться перед ЦРУ

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
Разведка непризнанного Косово, по сути являющаяся региональным отделением ЦРУ, заявила о раскрытии «сети российских шпионов», куда вошли сербы, намозолившие глаза Приштине. Читать этот доклад без смеха невозможно, особенно если учитывать обстоятельства его появления. Тем не менее он несет в себе определенную опасность.
 
Разведывательное агентство Косово AKI посредством местного общественного телеканала RTK заявило о разоблачении «сети российских шпионов». При этом названы конкретные фамилии, а не только оперативные клички или начальные буквы имен. Все эти люди – сербы по национальности, живущие или работающие в сербских анклавах. Некоторые из них – профессиональные военные, но преобладают журналисты и гражданские активисты.
 
В «русские шпионы» записаны: действующий командующий сербскими войсками на заставе в Кошаре (регион Феризай – сербский анклав в глубине Косово, за Приштиной), пехотный полковник Любинко Джуркович, командир 549-й механизированной бригады, дислоцировавшийся на границе с Албанией, свидетель защиты на процессе над Милошевичем и заместитель Воислава Шешеля в Сербской радикальной партии, пехотный генерал в отставке Божидар Делич, бывший офицер Службы безопасности Сербии, а ныне известный публицист и политик Славко Никич, лидеры сербских общин в Северном Косово Марко Якшич и Славиша Ристич, лидер сербской общины в Штрпаце Звонко Михайлович, а также некий Б. Н. – сербский журналист из косовской Грачаницы и неназванный гражданин Германии, тоже журналист по профессии.
 
Во главе этой «сети» оказалась Драгана Трифкович – директор белградского Центра геостратегических исследований, политический аналитик и журналист.
 
Подчеркивается, что AKI выявила исключительно «российских шпионов», а не, скажем, сербских. То, что все они – сербы по национальности (кроме «германского журналиста», который может быть и албанцем из «старой эмиграции»), как будто бы совпадение. Но общественные настроения в Косово таковы, что объявление кого-либо «русским шпионом» можно считать призывом к смертному приговору по суду Линча.
 
Примерно в этом духе и высказались некоторые из «русских шпионов». «Если говорить обо мне лично, то за свои 66 лет я никогда не был сотрудником никаких сербских специальных служб. Ни Государственной безопасности (ДБ), ни Агентства безопасности и информационности (БИА), а уж тем более российских спецслужб. Цель всего этого – продемонстрировать Европейскому союзу «опасность России» и на Балканах, и в первую очередь в Косово, чтобы привлечь к себе ЕС и НАТО», – заявил Марко Якшич белградскому радио.
 
В свою очередь журналист из Грачаницы Живоин Ракочевич, не узнавший себя в персонаже под инициалами «Б. Н.», подчеркивает, что заявление AKI напоминает о погроме сербского населения и православных святынь в Косово. Весной 2004 года тот же телеканал RTK сообщил об утоплении в реке Ибар трех албанских подростков. Ранее был убит сербский подросток Йовица Ивич, и албанские пропагандисты преподнесли несчастный случай на рыбалке как «месть сербов». Все это закончилось сожжением 16 церквей и монастырей, новой волной беженцев и ответной реакцией в Сербии (в некоторых регионах почти зеркальной).
 
Несмотря на всю абсурдность утверждений косовской разведки, ее заявление все-таки требует пояснений, раз уж выявленная «шпионская сеть» объявлена именно русской.
AKI – это крошечный филиал ЦРУ на Балканах со штатом в 90 человек и бюджетом в три миллиона евро. Точнее, таким бюджет был на 2013 год. Сейчас он подрос как раз в связи с «русской угрозой на Балканах» и достиг 1% от официального бюджета Косово, но едва ли не все финансирование идет непосредственно из Вашингтона. По балканским меркам сотрудники AKI получают катастрофически мало – ее бывший директор декларировал доход в районе 1200 евро в месяц, что очень всех насмешило. Нынешний директор Агрон Селимай ездит в Лэнгли как на работу, а его фотография с уже бывшим директором ЦРУ Джоном Бреннаном занимает почетное место и на сайте этой организации, и в кабинете Селимая в построенном американцами с нуля здании в центре Приштины возле бульвара Билла Клинтона. По факту AKI управляется из посольства США в Приштине и с военной базы Бондстил под Урошевацем.
 
ЦРУ создало AKI после насильственного роспуска в 2008 году ее предшественницы – SIK (произносится – ШИК), Информационной службы Косово. SIK выросла из подпольной контрразведки Армии освобождения Косово (АОК), почти целиком состояла из отпетых боевиков, была склонна к торговле наркотиками и человеческими органами, ответственна за множество убийств и прочих непотребств. Для ЦРУ было принципиально важно заменить насквозь бандитскую SIK чем-то более респектабельным. Ради этого была гарантирована и личная неприкосновенность бывшего подпольного начальника SIK, печально знаменитого Кадри Весели, который, несмотря на свои многочисленные «ученые степени», считается человеком чрезвычайной жестокости с абсолютно расистскими взглядами. В итоге Весели даже не таскали в Гаагу, хотя на нем пробы негде ставить. После ликвидации SIK он баллотировался в президенты Косово, а сейчас трудится спикером парламента, сменив Хашима (Змею) Тачи на посту председателя Демократической партии – правящего политического крыла бывшей АОК.
 
Без отмашки из Лэнгли AKI и пальцем не пошевелит. И если забыть об откровенно провокативной стороне этого доноса, может создаться впечатление, что AKI выстрелило пустым сообщением о «русской угрозе» просто «под Трампа», но в связи с некоторыми особенностями балканского менталитета немного припозднилось. Или же наоборот – делало все в пожарном порядке, что, как ни парадоксально, тоже является следствием местных национальных особенностей.
 
К такому выводу подталкивают и персоналии «русских шпионов». Прямую и явную угрозу из них для ЦРУ представляет только полковник Джуркович, подразделение которого охраняет сербские села в округе Феризай, то есть в непосредственной видимости от американской военной базы Бондстил (кстати, второй по масштабу в Европе после Рамштайна).
 
По сути, лидеры сербских общин и анклавов – это гражданские активисты, а не профессиональные политики, у которых к тому же довольно сложные отношения с официальным Белградом. Они давно живут во враждебном окружении (некоторые – всю жизнь), в результате их взгляды на жизнь и политику куда менее дипломатичны, чем у столичных сербов, которые теперь вынуждены вежливо беседовать с бывшими боевиками АОК. Что до журналистов, они исторически удобный объект для объявления их «шпионами» (и в истории немало примеров, когда это оказывалось правдой).
 
Наконец, есть генерал Делич – публичная фигура, обвинять которую в классическом шпионаже (тем более на третью страну) категорически глупо. Разве что неназванный германский гражданин из всей этой компании потенциально может быть достойным кандидатом на роль «шпиона», но он-то AKI как раз и не опознан.
 
Однако есть и очевидное исключение: Славко Никич – фигура в мировой разведке и контрразведке легендарная. Он начинал оперативником по борьбе с торговлей наркотиками в старой Югославии – как раз в родном для него Косово. Считается, что именно он разоблачил агента французской военно-разведывательной службы Югослава Петрушича-Доминика (он же Жан-Пьер Перони), командовавшего разведывательно-диверсионным отрядом в Косово и Боснии, который терроризировал мирное население и дискредитировал сербские специальные службы. Именно его отряд в числе некоторых других первым вошел в Сребреницу, что еще требует дополнительного расследования. Также Петрушич-Доминик и его отряд были причастны к организации покушения на Слободана Милошевича и похищению генерала Радислава Крстича для доставки последнего в Гаагу. Он будто персонаж голливудского фильма – бывший боксер, служащий Иностранного легиона, воевал в Заливе, работал в команде телохранителей Франсуа Миттерана, был личным охранником одной из принцесс правящей семьи Катара. Его арест и признательные показания имели характер взрыва, который надолго испортил сербско-французские отношения.
 
Впоследствии судьба Славко Никича была незавидной. После убийства в 2003 году премьер-министра Сербии Зорана Джинджича и начавшейся в стране чистки (так называемая операция «Сабля») он был арестован и некоторое время провел в тюрьме. Это несмотря на то, что, будучи еще оперативником по борьбе с наркотиками, указывал на опасность «земунского клана» (убийство Джинджича на его совести), его тогдашнего предводителя Душана Шиптара Спасоевича и его «консильери» Миле Кума Луковича. Объяснение этому простое: либеральное правительство Сербии тогда зачищало всех бывших офицеров спецслужб и армии, выступавших против депортации сербских граждан в Гаагу. Сейчас Никич – известный публицист и автор нескольких книг воспоминаний о работе в Косово, в которых подробно рассказано о связях АОК с наркоторговлей. За это его особенно не любят в Приштине. Слишком много знает. Так что и тут не в «шпионаже» дело.
 
Но самое веселое в выступлении AKI – это «назначение» на должность «главы шпионской сети» Драганы Трифкович, хрупкой белградской блондинки, ландшафтного дизайнера по образованию, ставшей известной журналисткой, а затем и политическим аналитиком. Албанские данные о ней по большей части представляют собой «анализ» ее профиля из «Фейсбука», а главные доказательства в пользу «шпионажа» – фотографии из Донбасса, Москвы и Южной Осетии.
 
Будучи директором белградского Центра геостратегических исследований, она по семейным обстоятельствам живет на два города – Белград и Москва, что тоже можно записать в доказательства «шпионажа в пользу России». При этом косовская спецслужба не смогла даже установить состав семьи, в чем и призналась, что дополнительно свидетельствует о той спешке, в которой готовился доклад.
 
Как политический аналитик со своеобразными взглядами, в августе прошлого года она посещала Южную Осетию, где принимала участие в круглом столе, посвященном годовщине провозглашения независимости, и участвовала в траурных мероприятиях, посвященных дате начала грузинской агрессии 2008 года. В этой же делегации из Сербии в Цхинвале был и полковник Джуркович. Их совместная фотография с бывшим министром обороны РЮО Валерием Яхновцом также может фигурировать в качестве «доказательства».
 
Трифкович приезжала и в Донбасс, где встречалась с бойцами отряда сербских добровольцев, что никогда не скрывалось. Что вполне естественно в таких случаях, крупные мужчины в камуфляже с удовольствием фотографировались с соотечественницей. Также в качестве «доказательства» предъявляются фотографии Драганы Трифкович с другими упомянутыми в докладе AKI фигурантами на разного рода застольях – они взяты с ее странички в ФБ и из других открытых источников. Единственным не «фейсбучным» аргументом оказалось упоминание о том, что Трифкович во время ее «нелегальной поездки по Косово» сопровождал тот самый таинственный «немецкий журналист». Ездили они по сербским анклавам и Митровице, не взяв «косовской визы», то есть, с точки зрения Приштины, «незаконно перешли границу». Другое дело, что Сербия не признает независимость Косово, и ни один серб в здравом уме не будет брать «косовскую визу».
 
Все эти анализы соцсетей, конечно, можно списать на уровень подготовки сотрудников AKI и их профессиональную паранойю, которая обычно компенсирует недостаток талантов. Скорее всего, этот вброс действительно связан с массовым информационным давлением насчет «русской угрозы», который сопровождал предвыборную кампанию в США. Предположить, что албанцы просто хотели выслужиться, но не знали, как это толком сделать, тоже можно. Сочетание всех этих факторов дало в итоге провокационную акцию, от которой могут пострадать не только упомянутые в докладе люди, но и множество других.
 
Уже неделю ходят слухи о подготовке Сербией чуть ли не полномасштабной военной операции против Косово, виноватой в которой тоже будет объявлена Россия, заключившая несколько крупных предварительных контрактов на перевооружение сербской армии. Эти информационные вбросы вполне укладываются в том числе и в контекст предвыборной борьбы в Сербии, где в апреле изберут президента. И вообще нельзя забывать, что именно Балканы – «пороховой погреб Европы».
 
Евгений Крутиков, по материалам: ВЗГЛЯД
Оцените статью
0.0
telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться