Российско-белорусская граница: единое визовое пространство или пограничные зоны?

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

На границах Брянской, Псковской и Смоленской областей с Белоруссией с 7 февраля 2017 года будет установлена пограничная зона для «создания необходимых условий охраны государственной границы России». Об этом распорядился директор Федеральной службы безопасности Александр Бортников. В соответствии с приказами главы ФСБ на въездах в погранзону будут установлены предупреждающие знаки; будут также определены места и время пересечения российской границы транспортными средствами и физическими лицами.

Данные меры предприняты в связи с тем, что в рамках Союзного государства Республики Беларусь и Российской Федерации не выработаны договорённости о едином визовом пространстве, предполагающем единую миграционную политику и единые списки нежелательных лиц. «Учитывая, что у нас нет с Белоруссией оформленной наземной, сухопутной границы, это создает вопросы и возможности для злоупотребления», – заявил 17 января глава МИД РФ Сергей Лавров.

Минск со своей стороны не вводил на практике пограничную зону в трёх областях, граничащих с Россией, сообщил официальный представитель государственного пограничного комитета Беларуси Антон Бычковский. По его словам, все условия для обеспечения пограничной безопасности на границе с Россией созданы. Об этом же говорил президент Беларуси Александр Лукашенко 20 января, делая упор на обсуждение своего решения о введении пятидневного безвизового режима с 80-ю государствами: «Если Россия озаботилась, то я всегда говорю: дай бог вам нести на границе службу так качественно, как это организовано в белорусских пограничных войсках. Им еще очень далеко до того уровня контроля на границах, который имеет Беларусь. Надо спокойно на это реагировать и заниматься своим делом». 

Москва, впрочем, отреагировала на указ белорусского президента о «безвизовой пятидневке для иностранцев» буднично: пресс-секретарь главы российского государства назвал решение Лукашенко «абсолютно внутренним делом Беларуси». Несмотря на это, президента РБ проинформировали о «реакции российских СМИ» (на самом деле после исчерпывающих комментариев Пескова эта реакция была никакой, разве что «Эхо Москвы» посчитало минскую инициативу шагом «политическим – в пику Москве»). Однако же кто-то в Беларуси безусловно заинтересован в том, чтобы именно мнение «Эха Москвы» подавалось Александру Лукашенко под видом точки зрения российских медиа.

Формально Беларусь усилила границу с Россией ещё в сентябре 2014 года: указом президента № 433 вдоль белорусско-российской границы введена пограничная зона. На деле же это сделано не было. В ноябре минувшего года о необходимости дополнительного контроля на белорусско-российской границе упомянула официальный представитель МИД РФ Мария Захарова. «Резко возросли риски, связанные с террористическими, миграционными вопросами», – пояснила она.

Лукашенко, утверждая решение на охрану государственной границы Беларуси органами пограничной службы в 2017 году, также отмечал актуальность вопроса о защите рубежей страны в связи с «непростой международной обстановкой, возрастанием террористической опасности в мире, незаконной миграцией, распространением наркотиков, оружия». «Пока не приходится рассчитывать, что в ближайшее время угроз нашей пограничной безопасности станет меньше», – считает президент Беларуси.

Напомним, в 2014 году после указа Лукашенко о введении пограничной зоны вдоль границы с Россией оппозиционная белорусская пресса принялась рассказывать о подготовке полноценной границы с Россией с возможностью её перекрыть в течение 3-5 суток, ссылаясь на информацию о неофициальных штабных учениях пограничного комитета Беларуси. Официально же пресс-служба президента РБ объясняла указ о пограничной зоне с помощью понятных аргументов: «Это позволит создать условия для реализации возложенных на органы пограничной службы задач и функций в рамках этой местности, а также организовать должное взаимодействие с пограничными органами Российской Федерации, направленное на решение задач по выявлению и пресечению транзитной незаконной миграции, наркотрафика и незаконного перемещения через границу товарно-материальных ценностей».

То есть проблема существует, он очевидна и для Москвы, и для Минска: отсутствие единого визового пространства при наличии открытой границы в рамках Союзного государства в условиях изменения международной обстановки заставляет обе стороны предпринимать меры для защиты каждого из государств от возможных угроз. Путей решения здесь два: либо укреплять сотрудничество в Союзе, либо вводить пограничные зоны. 

Пока, к сожалению, ситуация развивается по второму варианту – с 2014 года по сей день. Однако окно возможностей для создания единого визового пространства остаётся. Именно об этом говорил 17 января министр иностранных дел России: «В принципе, мы уже давно ведем переговоры о единой миграционной политике. Сейчас, я думаю, все эти события требуют ускорить эти разговоры и привести наконец к каким-то результатам».

Соб. корр. ФСК