Сто дней Додона: меморандум о сотрудничестве с ЕАЭС и молдавский референдум

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Президент Молдовы Игорь Додон отметил 100 дней своего вступления в должность двумя ошеломительными новостями. Во-первых, он подписал Декрет о назначении в республике консультативного референдума по четырём вопросам, в числе которых сокращение количества депутатов парламента со 101 до 71 человека и наделение президента дополнительными полномочиями по роспуску парламента и назначению даты досрочных парламентских выборов. «Я обещал, что спорные вопросы повышенной важности будут решаться на референдуме. Все эти проблемы я пытался решить в парламенте. Внёс эти предложения в парламент, но они блокируют все инициативы. Я другого выхода не вижу, кроме как обратиться к народу, чтобы узнать мнение граждан по этим животрепещущим вопросам», – заявил Додон журналистам. 

За месяц до своей инициативы по поводу проведения референдума президент Молдовы представил законопроект по изменению конституции, предложив депутатам поддержать роспуск парламента по ряду дополнительных оснований. Ещё в феврале Додон обещал обратиться напрямую к народу, если парламентарии не сочтут возможным собрать необходимое количество подписей в поддержку президентских конституционных инициатив. Так и вышло. 

Представленный законопроект предполагает роспуск парламента:

– после консультаций президента с депутатскими фракциями;

– при неисполнении в течение года воли народа, выраженной на консультативном референдуме;

– в случае негативного результата республиканского референдума об отставке президента или подтверждённой конституционным судом его недействительности;

– в случае, если парламент в течение 2-х месяцев не в состоянии принять бюджет;

– по итогам референдума, инициированного президентом.

В действующей Конституции Республики Молдова (РМ) роспуск парламента возможен только в двух случаях: если в течение 3-х месяцев он не может сформировать правительство или же в случае неспособности в отведённое время выразить вотум недоверия правительству. Фактически депутаты и члены правительства представляют собой подобие системы «сообщающихся сосудов»: парламент и утверждает премьер-министра с министрами, и распускает его. Президент только выдвигает кандидатуры и утверждает их после одобрения парламентом. Воля народа остаётся за рамками системы: неважно, какие показатели доверия у главы государства и у депутатского корпуса, президент не имеет полномочий распустить парламент, даже если депутаты откровенно саботируют его инициативы. Вместо обещанного «европейскими ценностями» баланса ветвей власти получается откровенное их противостояние, а демократия вынесена за скобки.

Это и подвигло Додона назначить консультативный референдум. И можно сколько угодно утверждать, что тут просто изучение общественного мнения, которое не имеет юридических последствий. Воля молдавского народа будет висеть над проевропейским большинством парламента дамокловым мечом, и выбор невелик: либо проигнорировать результаты референдума и тем самым отказаться от своей проевропейскости, либо дать ход законопроекту президента об изменениях конституции. 

Перед глазами у молдавских парламентариев будет, как ни крути, стоять призрак консультативного референдума в Нидерландах по Украине, итоги которого власти игнорировать не смогли – пришлось на европейском уровне подтверждать гарантии того, что украинское государство в ЕС принимать никто не собирается. А ведь это тоже был «только опрос», как утверждали СМИ. 

Додон вынес также на референдум вопрос об отмене закона о порядке возврата украденного миллиарда евро из банковской системы Молдовы (так называемого закона о миллиарде, предполагающего перевод в госдолг суммы, одолженной Нацбанку РМ для закрытия финансовых «дыр» трёх ликвидированных банков – это было одним из условий МВФ). Додон считает, что украденный миллиард должны возвращать не налогоплательщики, а виновные в присвоении денег. «Приложу все усилия, чтобы эти деньги возвращали те, кто был замешан в этой краже, буду настаивать на том, чтобы все, кто виновен, были наказаны, чтобы имущество всех, кто прямо или косвенно принял участие в этом преступлении, было конфисковано и продано», – заявил президент. Правительство же, принявшее в 2016 году злополучный «закон о миллиарде», объявило, что обратной силы он не имеет и отменить его невозможно – пусть долги банкиров оплачивает население республики.

Ещё один вопрос, вынесенный Додоном на референдум – замена в школьной программе предмета «история румын» на «историю Молдовы». Это положение содержится и в программе Партии социалистов (ПСРМ) – её Додон возглавлял с 2011 года до своего избрания на пост президента страны в ноябре 2016 года. Для сторонников поглощения Молдовы Румынией (и, соответственно, румынизации образования) инициатива Додона крайне болезненна. А он обещал своим избирателям быть промолдавским президентом – и выиграл выборы.

Проведение консультационного референдума назначено на 24 сентября 2017 года.

Второе событие, которым отмечено начало президентского срока Игоря Додона, – грядущее подписание меморандума с Евразийским союзом. Премьер-министр Молдовы Павел Филип кисло высказался по этому поводу: мол, сотрудничество Молдовы с ЕАЭС не принесёт пользы. «С точки зрения правительства как подписание меморандума о сотрудничестве с Евразийским экономическим союзом, так и заявка на получение статуса государства-наблюдателя в рамках Евразийского союза нецелесообразны, так как это не принесет нашей стране какие-либо экономические дивиденды», – говорится в письме премьера, которое передано Додону и опубликовано на официальной странице правительства Молдовы в Facebook. По мнению Филипа, «участие Молдовы в этом региональном геополитическом проекте означало бы принятие ряда правил Таможенного союза, что является несовместимым с режимом свободной торговли, который применяется в отношении с Европейским союзом».

В ответ Додон резко раскритиковал главу правительства и напомнил ему, что как раз соглашение об ассоциации с ЕС оказалось губительным для страны – оно сделало банкротами многих молдавских производителей. «Премьер Филип говорит о геополитическом равновесии и социально-политической стабильности? Возможно, стабильность есть в кабинетах правительства. Общество же кипит от недовольства, а Республика Молдова никогда за последние два десятилетия не была настолько геополитически разобщена, как сейчас, когда так называемая демократическая власть находится в прямой дипломатической конфронтации с Российской Федерацией», – возмутился президент Молдовы. По его убеждению, «однобокая политика власти разделила страну». «Меморандум с Евразийским экономическим союзом будет подписан, и точка», – резюмировал Додон. 

Соб. корр. ФСК