Реанимация идеи Европейского валютного фонда как конкурента МВФ

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Экономическое и финансовое положение «единой Европы» становится всё более шатким. Поиски путей выхода из создавшего положения выливаются в проекты создания новых институциональных структур. Например, в 2015 году родилась идея создания общеевропейского министерства финансов в дополнение к Европейскому центральному банку, но сейчас о ней вспоминают редко; с выходом из ЕС Великобритании, которая значится в первой пятёрке доноров «единой Европы», скромный единый бюджет ЕС грозит затрещать по швам. 

В начале текущего года Европейская банковская администрация (European Banking Authority - ЕВА) выдвинула ещё одну идею – предложение создать общеевропейский «плохой» банк, который должен принять на себя «плохие» кредиты и «токсичные» активы системообразующих банков еврозоны. Проект общеевропейской «финансовой помойки» призван остановить сползание Евросоюза к банковскому кризису. 

И вот на днях прозвучала идея создания ещё одного института – Европейского валютного фонда (ЕВФ). Судя по всему, идея родилась в недрах Еврогруппы – сообщества министров финансов еврозоны, которое не является официальной структурой ЕС. Назначение Еврогруппы – готовить предложения для Совета по экономическим и финансовым вопросам Совета Европейского содружества. 

В сентябре 2004 г. Еврогруппа решила, что она должна иметь постоянного президента. Первым президентом Еврогруппы был Жан-Клод Юнкер – премьер-министр и министр финансов Люксембурга. В январе 2013 г. его сменил Йерун Дейсселблум, министр финансов Нидерландов. 20 марта Дейсселблум в интервью Frankfurter Allgemeine Zeitung сделал сенсационное заявление: Евросоюзу, сказал он, нужно создать Европейский валютный фонд (ЕВФ) по образцу МВФ. Такой фонд, полагает Дейсселблум, может вырасти из Европейского стабилизационного механизма (ESM). Еврокомиссар по экономическим и финансовым делам Пьер Московиси в тот же день выразил поддержку замыслу европейского аналога Международного валютного фонда (МВФ). «Я не шокирован этим предложением. Европейский стабилизационный механизм развивается …Почему бы и не Европейский валютный фонд (ЕВФ)? Я думаю, это подлежит открытому обсуждению», - сказал Московиси.

Европейский стабилизационный механизм (European Stability Mechanism, ESM) – это фонд, предоставляющий помощь странам еврозоны, когда у них возникают трудности с финансированием. В договор о создании ESM входят положения, требующие от государства, нуждающегося в помощи, участия в налогово-бюджетном соглашении, а также пункты, устанавливающие процедуру голосования по всем решениям фонда большинством, что исключает возможность блокирования работы фонда малыми странами. С июля 2013 года Европейский стабилизационный механизм стал единственным и постояннодействующим механизмом реагирования на запросы об оказании финансовой помощи в странах еврозоны. 

На конец 2015 года валюта баланса ESM составила 778,9 млрд. евро. Подавляющая часть пассивов (финансовая база ESM) была сформирована за счёт ценных бумаг, размещённых среди стран-членов еврозоны. Акционерный капитал превысил 700 млрд. евро. На самом деле такие гигантские суммы – это оптический обман. Дело в том, что в балансе ESM более 600 млрд. евро – это так называемая неоплаченная часть акционерного капитала. Это не более чем обязательства участников ESM оплатить свои доли «в случае необходимости». Денежные средства и приравненные к ним высоколиквидные инструменты составляют 54,8 млрд. евр. 

К концу 2015 года сумма кредитов, выданных странам-членам, составила 63,4 млрд. евро, что на 18 млрд. евро превысило сумму на начало года. Прирост суммы выданных кредитов произошёл за счет перечисления траншей кредита Греции на сумму 21,4 млрд. евро и Кипру на сумму 0,6 млрд. евро. В то же время Испания в 2015 г. погасила свою задолженность на сумму 4,0 млрд. евро по кредиту, полученному ранее. 

Эти три страны – Кипр, Испания и Греция – стали основными клиентами ESM за четыре года функционирования данного института. Главным клиентом ESM является Греция. С ней летом 2015 года, когда она оказалась на грани дефолта по обязательствам перед МВФ, было подписано соглашение по третьей программе финансовой помощи на сумму 86 млрд. евро. В качестве «спасителей» Греции, согласно официальным заявлениям, выступили МВФ, Еврокомиссия и Европейский центральный банк (ЕЦБ). В тройке кредиторов Греции ESM представлен Еврокомиссией. 

На примере третьей программы помощи Греции видно, почему президент Еврогруппы выступил с предложением создать европейский аналог МВФ. У европейских членов тройки кредиторов (Еврокомиссии и ЕЦБ) возникли достаточно серьёзные расхождения с третьим кредитором – Международным валютным фондом. МВФ полагает, что Греции будет недостаточно той помощи и тех мер перестройки, которые предусмотрены третьей программой. Летом следующего года (когда завершается действие программы помощи) тройке кредиторов в Греции придётся подвести промежуточный итог. МВФ полагает, что результаты будут неутешительными, потребуется новая, уже четвёртая программа помощи. 

Европейским кредиторам становится всё сложнее находить общий язык с чиновниками МВФ. К тому же доля участия МВФ точно не определена. В любом случае Фонд здесь выступает в роли «пристяжного» (в 2015 году называлась ориентировочная сумма кредитов МВФ в 16 млрд. долл., что составляет немного более 18% всей программы помощи). Противоречия между европейскими кредиторами и МВФ по поводу помощи Греции зашли так далеко, что эксперты вообще не исключают варианта, при котором Фонд может в этом году выйти из игры.

После прихода в Белый дом Дональда Трампа надежд на то, что Америка будет и дальше подставлять свое плечо Европе при кризисных ситуациях вроде дефолта Греции, поубавилось. Международный валютный фонд, как известно, находится под сильным влиянием Вашингтона, Соединённым Штатам принадлежит «контрольный пакет» акций в МВФ. Фактически МВФ – «дочка» Минфина США. Так что идея создания Европейского валютного фонда – это отчасти реакция Брюсселя на возможное охлаждение в американо-европейских отношениях. Так сказать, попытка сделать Европу «самодостаточной». 

Вообще, идея Европейского валютного фонда не нова. Ещё в 1979 году на базе Европейского экономического сообщества (ЕЭС) была создана Европейская валютная система (ЕВС); тогда же появилась европейская валютная единица ЭКЮ (она существовала до 1998 года и была заменена на евро) и был создан Европейский фонд валютного сотрудничества (European Monetary Cooperation Fund). Он создавался за счёт взносов государств-членов и должен был стабилизировать обменные курсы валют отдельных стран в рамках ЕС путём выдачи кредитов. В 1998 году, когда Европа стала переходить на единую валюту, потребность в подобном фонде исчезла. 

Затем идея Европейского валютного фонда была реанимирована на излёте финансового кризиса 2007-2009 гг., когда Европа начала медленно вползать в другой кризис – долговой, грозивший распадом Европейского союза. В новых условиях фонд понадобился не для стабилизации валютных курсов национальных денежных единиц (они были упразднены), а для того, чтобы не допускать вопиющих нарушений финансовых нормативов, которые определялись Маастрихтским соглашением 1992 года (дефицит бюджета, государственный долг, инфляция, процентные ставки). Ещё в 2010 году главный экономист Deutsche Bank Томас Майер предложил создать полноценный Европейский валютный фонд по аналогии с МВФ. То есть с солидным статусом, достаточной капитализаций за счёт взносов стран-членов еврозоны, функциями контроля за исполнением условий выданных кредитов (регулярные миссии по типу тех, которые практикуются в МВФ). Мыслилось, что ЕВФ в отличие от ESM должен распространять своё действие не только на еврозону (19 государств), а на всех членов Европейского союза (27 государств). 

Экспертное сообщество обсуждает идею ЕВФ уже два-три года. Существует мнение, что сумма капитала такого фонда не может быть меньше 50 млрд. евро. А распределение взносов (исходя из этой минимальной суммы) могло бы выглядеть следующим образом: Германия – 5-7 млрд. евро, Франция, Италия – 3-6 млрд. евро. Непонятно, готовы ли будут другие члены ЕС внести хоть что-то. Если такая готовность не обнаружится, тогда взносы главных членов ЕС могут существенно возрасти. 

Судя по всему, Германия предложение Дейсселблума по созданию ЕВФ забракует. И не только потому, что ей придётся нести основную часть расходов. Ангела Меркель в отличие от многих других вполне довольна действиями Международного валютного фонда в Европе и вряд ли посчитает целесообразным создание европейского конкурента МВФ. Единственное предложение МВФ, с которым не согласна Меркель, – списать часть долга Греции. 

Даже если после выборов во Франции (апрель-май) и Германии (сентябрь) настроения в Европе сложатся в пользу европейского фонда, процесс его создания не обещает быть быстрым. Во-первых, потребуется согласие на создание ЕВФ от всех 27 стран-членов ЕС, что делает неизбежными длительные переговоры. Во-вторых, возникнет необходимость внесения серьёзных корректив в законодательство ЕС, в статус органов управления Евросоюзом. В этих условиях катализатором процесса принятия решения по ЕВФ может стать ожидаемое в текущем году обострение финансового положения Греции (в середине лета ей предстоит сделать выплаты по полученным кредитам на сумму 4,2 млрд. евро), а также Италии (её банки находятся в критическом состоянии) и ряда других стран ЕС.