Станут ли «зоны деэскалации» в Сирии зонами отдыха для террористов?

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

4 мая в ходе консультаций в Астане продолжилось обсуждение идеи, связанной с созданием на территории Сирийской Арабской Республики четырёх зон деэскалации напряжённости. Несмотря на то, что с подачи сирийской оппозиции данную идею попытались приписать России, идея была преимущественно турецкая, что в ходе состоявшихся накануне переговоров в Сочи вновь косвенно подтвердил президент Р. Эрдоган: «…как вы знаете, ещё с самого начала этого процесса везде я использовал такой термин, как «зона безопасности». Я и впредь буду использовать этот термин. Но, с другой стороны, появилось название «зона деэскалации». Как вы знаете, сегодня в провинции Идлиб приютились беженцы из Алеппо. И в Идлибе, к сожалению, временами появляются некоторые проблемы. И там была образована «зелёная зона», то есть «зона деэскалации». Надеемся и будем желать, что зона деэскалации будет сохранена. В ходе процесса в Астане этот вопрос является одним из важнейших. И надеюсь, что решение относительно зоны деэскалации будет принято и приведено в движение для дальнейшего разрешения вопроса».

Владимир Путин в свою очередь подчеркнул безальтернативность политического решения конфликта, для чего «нужно обеспечить прекращение огня. Россия, Турция, Иран как страны, которые внесли наибольший вклад в эту формулу и в эту практику прекращения боевых действий, всё время думали на тему о том, как закрепить этот режим прекращения огня. Один из способов закрепления режима прекращения огня – это создание зон безопасности, или зон деэскалации, как сейчас сказал господин Президент [Эрдоган – Ред.]. Об этом говорит, мы слышали это в одном из выступлений, Президент Соединённых Штатов Америки, который говорит о зонах деэскалации. Мы вчера по телефону с господином Трампом обсуждали эту тему. Насколько я понял, американская администрация поддерживает эти идеи. Предварительно Россия провела консультации и с Дамаском, и с Тегераном, мы все исходим из того, что нужно добиваться, создавать такие механизмы, которые гарантировали бы прекращение кровопролития и создали бы условия для начала политического диалога. В этом смысле наша позиция с Президентом Турции полностью совпадает. Мы исходим из того, что непосредственно участники конфликта, которые собрались сегодня в Астане, примут окончательное решение, потому что в конечном итоге только от них зависит, какова будет судьба их собственной страны. Мы, со своей стороны, мы как гаранты прекращения огня – Турция, Иран, Россия – сделаем всё, чтобы эти механизмы совершенствовались и были действенными. Мы поддержим это предложение».

«Есть предложение создать зоны деэскалации в Идлибе и еще пяти [количество «зон» растёт прямо на глазах – Прим. ред.] районах Сирии. Если это будет сделано, то сирийская проблема будет решена на 50 процентов», – заявил, согласно Hurriyet, Эрдоган журналистам на борту самолета, возвращаясь в Турцию из Сочи. Невозможно не заметить, что, трогательно заботясь о «беженцах» из Алеппо в Идлибе, турецкий лидер забывает упомянуть о многочисленных террористических бандах, орудующих на северо-западе Сирии (они снабжаются через турецкую территорию, а многие обучаются и направляются турецкими военными и спецслужбами). В связи с этим обсуждаемая в Астане идея «зон деэскалации» может носить до известной степени вынужденный характер. Соответствующее предложение связано с безрезультатной полуторагодовой работой по размежеванию умеренной оппозиции и террористов, заявил спецпосланник президента России по Сирии, глава делегации РФ на переговорах в Астане Александр Лаврентьев. «К сожалению, за полтора года так и не удалось отделить умеренную оппозицию от [запрещённой в России террористической] "Джебхат ан-Нусры"… Мы решили пойти таким путем, чтобы создать такие зоны, в которых непосредственно борьбу против отрядов террористических организаций вели бы отряды умеренной оппозиции при поддержке стран-гарантов. На данный момент это все, что я могу сказать по поводу этого соглашения».

«Беженцы» на пути в Идлиб, 2016 год

Что касается соответствующего документа, то он «…в настоящее время находится в стадии еще доработки, поэтому о деталях этого документа я вам пока не могу сказать все подробности. Идет оттачивание формулировок непосредственно того меморандума, который планируется к подписанию в ходе завтрашнего пленарного заседания. Работа сегодня будет продолжена как с турецкой делегацией, так и с иранской делегацией», - заявил 3 мая А. Лаврентьев.

Российский дипломат обратил также внимание на неконструктивное поведение прибывших в Астану представителей боевиков: «Сирийская вооруженная оппозиция действительно прибыла в зал заседаний переговоров, но через какое-то время получила информацию со ссылкой на информационное агентство "Аль-Джазира" о том, что якобы российскими ВКС были нанесены ракетно-бомбовые удары по позициям отрядов умеренной оппозиции в районах Хамы и Дераа. Оказалось, что, по нашим данным, это не соответствует действительности. Получается, мы, к сожалению, снова становимся свидетелями того, что оппозиция не хочет взять на себя определенные обязательства в соответствии с достигаемыми соглашениями в Астане и поэтому пытается использовать любой способ для того, чтобы если не сорвать, так предупредить свое участие».

Скорее всего, имелась виду очередная постановочная съёмка «белыми касками» последствий мифического «российского авиационного удара» по городу Джиср-аш-Шугур (провинция Идлиб) и по лагерю беженцев близ поселения Даркуш на сирийско-турецкой границе (в последнем случае удар, видимо, имел место, однако наносился он с дрона Predator, а следовательно – американцами).

Тем не менее, несмотря на упорные попытки срыва переговорного процесса, Россия готова общаться с сирийской вооруженной оппозицией.

Сегодня консультации продолжаются также в закрытом формате, об их составе и итогах станет известно, скорее всего, к концу дня.

Пока сложно судить о том, насколько сработает идея с зонами деэскалации,  если даже что-то удастся согласовать и подписать (большие сомнения на этот счёт остаются). Даже если абстрагироваться от двусмысленного поведения в Астане главы делегации сирийской оппозиции Мухаммеда Аллюша, следует помнить, что на протяжении всех шести лет кровавого конфликта террористы и их внешние спонсоры руководствовались не документами, а исключительно собственными планами по переустройству Ближнего Востока. И любую относительно мирную паузу они использовали исключительно для накопления сил и средств с целью дальнейшего продолжения боевых действий.

По материалам СМИ

Заглавное фото: танк боевиков «вооружённой оппозиции» в одном из пригородов Дамаска