В чём заключается ближневосточная стратегия США?

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

17 мая палата представителей Конгресса США проголосовала за введение санкций против «всех, кто связан с гуманитарным кризисом и кризисом безопасности в Сирии». Именно так комментирует это решение американских законодателей The Hill, называя в числе тех, в отношении кого планируется ввести ограничения со стороны США, «людей, имеющих финансовые отношения с сирийским правительством или компаниями, контролируемыми режимом». Здесь же цитируется спикер нижней палаты Пол Райан, не оставивший сомнений в том, что конгрессмены не разделяют мнения президента Трампа о целесообразности взаимодействия с Россией в борьбе с террористами, ведущими войну с Дамаском. «Преступления Асада против человечности не могут остаться без ответа. С этими новыми санкциями мы продолжим закручивать гайки на сирийском режиме и его наиболее выдающихся сторонниках, включая Иран и Россию», - заявил Пол Райан.

45-летний спикер палаты представителей известен как твердокаменный приверженец консервативной линии в Республиканской партии, выступавший на выборах президента против кандидатуры Дональда Трампа. Райан сам рассчитывал прийти в Белый дом в качестве вице-президента при Митте Ромни, однако не сложилось. Теперь на посту лидера республиканского большинства в нижней палате конгресса он не столько помогает президенту решать проблемы, сколько создаёт новые. Сирия – лишь одна из таких проблем. Известны также антииранские инициативы Райана и его страсть к частному расследованию «российского вмешательства» в результаты голосования на президентских выборах.

Возглавляемые Райаном конгрессмены от Республиканской партии единодушно поддержали предложения о введении новых санкций против Сирии и её союзников, разработанные их политическим соперником, главным демократом в комитете по иностранным делам палаты представителей Элиотом Энгелом. Автор законопроекта не скрывает, что он попытался «помешать российским и иранским усилиям поддерживать режим президента Сирии Башара Асада». Не называя прямо Москву и Тегеран, Энгел предупреждает: «Если вы занимаетесь бизнесом с Асадом, кровь сирийских людей находится на ваших руках, и вы попадете под эти санкции».

По этой логике санкции должны распространяться и на все страны, оказывающие гуманитарную помощь Сирии. С ноября прошлого года по согласованию с ООН учреждения, занимающиеся оказанием гуманитарной помощи на сирийской территории, имеют право ввозить в страну продукцию с обязательным нотариальным заверением посольством Сирии в стране их происхождения. За счёт таких поставок по линии ООН, начиная с 2014 года, продовольствием ежегодно обеспечивается более двух миллионов сирийцев. 

При этом в конгрессе ни слова не говорят о сирийской вооружённой оппозиции, основу которой по-прежнему составляют террористические группировки. Они, по мнению американских законодателей, не причастны ни к гуманитарной катастрофе в стране, ни к гибели многих тысяч сирийцев, ни к усилиям по срыву любых договорённостей с Дамаском. На Капитолийском холме роль этих группировок в Сирии рассматривают лишь под углом зрения их незаменимости для войны с правительственными войсками. В том, что американские конгрессмены добиваются смещения Асада, сомнений нет; принятый 17 мая законопроект направлен именно на это, и в случае его одобрения сенатом он поставит перед президентом вопрос об отказе от разрекламированной администрацией Трампа активизации борьбы с терроризмом на Ближнем Востоке.

На то, что США движутся в эту сторону, указывает и американская позиция по переговорам с сирийской оппозицией, шестой раунд которых проходит в эти дни в Женеве. Стюарт Джонс, исполняющий обязанности помощника госсекретаря по делам Ближнего Востока, на брифинге в Государственном департаменте 15 мая продемонстрировал шокировавшее журналистов видение сирийской проблемы. По его мнению, Асад виновен в несоблюдении международного права в вооружённом конфликте. Естественно, в нарушении законов ведения войны Стюарт Джонс обвинил и союзную Дамаску российскую сторону. Пересказывать речь этого дипломата, советующего госсекретарю Тиллерсону, как вести дела с Москвой на Ближнем Востоке, не имеет смысла. Важнее понять, насколько взгляды исполняющего обязанности помощника госсекретаря отражаются в политике президента Трампа.

И вообще: есть ли у новой администрации США ближневосточная стратегия? Вопрос возникает в связи с тем, что в первый же день переговоров в Женеве (16 мая) Вашингтон одобрил тупиковую позицию противников Асада, выдвинувших в качестве условия прямого диалога с официальным Дамаском согласие Асада добровольно и незамедлительно уйти с поста президента САР. Позиция эта тем более выглядит тупиковой сегодня, когда в Сирии расширяются зоны, подконтрольные правительству, часть вооружённых противников Дамаска участвует в астанинском процессе, на значительной территории страны действует режим прекращения огня, возрождается нормальная жизнь в городах северной и западной Сирии, включая Алеппо. Что в этих условиях могли бы означать призывы американских политиков к сирийскому лидеру вести войну с террористами «по международным правилам»?

На наш взгляд, речь идёт о разработке «новых принципов» стратегии США на Ближнем Востоке. Предлагаемые нововведения, действительно, опасны. В частности, можно сослаться на доклад созданной центром двухпартийной политики конгресса целевой группы по разработке рекомендаций для разрешения кризисов на Ближнем Востоке, опубликованный в апреле 2017 г. (Seeking Stability at Sustainable Cost: Principles for a New U.S. Strategy in the Middle East. Report of the Task Force on Managing Disorder in the Middle East. April 2017). 

Данный документ рекомендует конгрессу признать, что участие России в ближневосточных делах противоречит интересам Америки. Администрации Трампа предлагается отказаться от иллюзий партнёрства с Кремлём в борьбе с международным терроризмом и оставить надежды поссорить Москву и Тегеран. 

И самая взрывоопасная рекомендация целевой группы по разработке рекомендаций для разрешения кризисов на Ближнем Востоке при центре двухпартийной политики конгресса гласит: «Если в Сирии и Ираке при их нынешних границах невозможно обеспечить стабильность, правительство США не должно больше рассматривать вопрос о национальных границах как строгое табу». 

И здесь уже встаёт вопрос не к разработчикам из «целевой группы» и не к Полу Райану или Элиоту Энгелу, а к президенту Трампу и его команде: в какой мере отказ от признания существующих государственных границ на Ближнем Востоке являются частью внешнеполитической стратегии США? От ответа на этот вопрос зависят возможности реального взаимодействия США и России в данном регионе.