Трудности германо-китайского диалога

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Министр иностранных дел Германии Зигмар Габриэль прибыл с официальным визитом в Китай по случаю открытия новой площадки для развития двустороннего диалога - People-to-People Dialog. Это событие немецкая сторона комментировала подчеркнуто сдержанно. Выступая перед журналистами, Габриэль заявил, что сделаны только первые шаги; «надо быть реалистами» и понимать, что понадобится время, чтобы между обеими сторонами начался «настоящий общественный диалог». Тем самым министр дал понять, что не возлагает особых надежд на это начинание, инициированное китайской стороной. Почему так?

Германо-китайские отношения с 2004 года имеют официальный статус «стратегического партнёрства с глобальной ответственностью». В 2014 г., в ходе визита председателя Си Цзиньпина, этот статус был поднят до «всеобъемлющего стратегического партнерства». С 2011 г. регулярно проводятся двусторонние правительственные консультации. В последнем заседании, состоявшемся в Пекине в июне 2016 г., немецкую делегацию возглавляла канцлер Ангела Меркель. Всего учреждено более 60 различных «диалоговых инструментов», в т. ч. на высшем правительственном уровне, на уровне министерств и ведомств. Заслуживают внимания новые форматы: стратегический диалог министров иностранных дел двух стран по вопросам внешней политики и политики безопасности, а также диалог министров финансов и глав центробанков. По итогам 2016 года Китай впервые стал крупнейшим торговым партнёром Германии: оборот взаимной торговли составил почти 170 млрд евро (для сравнения: аналогичный показатель в торговле с Россией - 48 млрд евро). В то же время Китай – один из немногих партнёров, имеющих в торговле с Германией профицит, т. е. Германия закупает больше товаров, чем продает. И объём этого отрицательного сальдо (17 млрд евро) максимальный в сравнении с прочими торговыми партнёрами. Напротив, в торговле с Францией и США (они соответственно на втором и третьем месте по объему торговли) у немцев положительное сальдо, притом весьма внушительное: соответственно 49 и 36 млрд евро. Аналогичная картина в торговле с большинством европейских партнеров. Напомним, что такая структура внешнеторгового обмена стала объектом критики со стороны Д. Трампа, который потребовал от немецкой стороны принятия мер для снижения существующего дисбаланса. В Германии это требование вписали в длинный список «чудачеств» Трампа, который-де выставляет себя врагом свободной торговли и поборником протекционистских мер. В самом деле, от либерализации торговли такой сильный экспортёр, как Германия, пока в выигрыше – зачем же ей менять существующий порядок?

Другой вопрос, устраивает ли саму Германию немалое отрицательное сальдо в торговле с Китаем. Похоже, при всей непоколебимой уверенности в конкурентоспособности немецких товаров такое положение дел постепенно начинает немцев раздражать. Вот конкретный пример. Немцы вложили немалые средства в развитие солнечной энергетики. Немецкие фирмы по производству фотобатарей не выдержали конкуренции с производителями из Китая и его соседей по региону. В 2012 г. большинство немецких компаний обанкротились и уже не смогли подняться на ноги. Рассуждения о высоком качестве отечественной продукции не были услышаны немецким покупателем, который сделал выбор в пользу китайцев, чьи товары оказались предпочтительнее по соотношению цены и качества. Подобная судьба угрожает теперь и немецким производителям ветротурбин, со все большим трудом удерживающим лидерство на мировом рынке. Из таких «кирпичиков» и складывается отрицательный баланс в торговле с Китаем.

Недовольство китайской экспансией обретает в Европе уже зримые формы. Так, Ангела Меркель и её британская коллега Тереза Мэй не воспользовались приглашением устроителей форума «Один пояс, один путь», который проходил в середине мая в Пекине. За этим отказом видится плохо скрываемое недовольство успехами Китая по продвижению своего проекта, особенно если припомнить, что амбициозный транспортный проект TRACECA (Transport Corridor Europe-Caucasus-Asia), который в начале 90-х годов инициировал Европейский союз, в итоге неприметно сошёл на нет.

На форуме в Пекине немецкая делегация, пусть и не столь представительная, всё же присутствовала. А игнорировать китайскую инициативу People-to-People Dialog немецкой стороне ещё труднее: ведь партнёры предлагают продвижение в той сфере, где прежде задавали тон сами немцы (речь идет об организации встреч между представителями культуры, СМИ и гражданского сообщества). Ещё в 1999 г. был заключён договор о диалоге по вопросам правового государства, ежегодные встречи в рамках этого диалога продолжаются, но, видно, впредь Китай уже не намерен лишь выслушивать поучения. И европейцам, в том числе немцам, приходится принимать новые условия игры. Скажем, немецким политическим фондам, работающим в Китае (это связанный с ХДС Фонд Аденауэра и с ХСС - Фонд Зайделя), пришлось пройти перерегистрацию по принятому в 2016 г. закону, регулирующему деятельность иностранных НКО. Когда во время диалога по правам человека Великобритании и Китая англичане принялись критиковать закон, китайские представители сообщили, что НКО, считающие новые положения чрезмерным бременем, могут покинуть Китай. Теперь немецкие фонды не торопятся снять с себя новое бремя: Зигмар Габриэль поблагодарил китайскую сторону за успешное прохождение фондами регистрации.

Соб. корр. ФСК

Оцените статью
0.0
telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться