Китай готовится принять третий форум международной инициативы «Один пояс, один путь» (ОПОП).

Инициатива «Пояс и путь» укрепляет мировую торговлю: к предстоящей встрече в верхах стран - партнёров

Китайский проект отвечает интересам всех его участников

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Китай готовится принять третий форум международной инициативы «Один пояс, один путь» (ОПОП). Накануне встречи в КНР опубликована «Белая книга» с экономической статистикой по промежуточным итогам деятельности в рамках ОПОП. Экспертное сообщество в КНР анализирует влияние инициативы на разные стороны мировой политики и экономики, её значение для разных регионов.

Ван Вэньбинь, представитель МИД КНР, формулирует ключевое, с точки зрения мирового устойчивого развития значение ОПОП, как «...сокращение разрыва между Севером и Югом и избавление от трудностей в развитии...». По мнению китайской стороны, эти задачи являются неотложными для всего мира, и китайская инициатива даёт возможность их решить. 

Экономическим ядром ОПОП и основным объектом капиталовложений с самого начала были инфраструктурные проекты КНР в разных регионах мира, но прежде всего в Евразии. Вокруг них почти сразу же стали выстраиваться разнообразные проекты культурного, образовательного и научного сотрудничества КНР со странами – участниками инициативы. Они знакомили страны вдоль ОПОП с китайской культурой, историей и традициями, помогали лучше понять Китай, формируя дружественную среду для китайского капитала и совместных с Китаем проектов в экономике. Но основной упор всё-таки был на экономику и инфраструктуру, остальные проекты играли сопутствующую роль. 

Расширение дорожно-транспортной и логистической инфраструктуры в разных регионах Евразии и мира было принципиально необходимо КНР для поддержания высоких темпов роста экспорта китайских товаров во второй половине 10-ых годов, а, следовательно, и для поддержания таких же высоких темпов роста китайской экономики. Новые железные дороги обеспечивали лучшее сообщение, а модернизированные Китаем порты, в управлении которыми китайские компании принимали участие, стимулировали торговлю. И, что важно, основной маршрут «пояса и пути» пролегает через безопасные регионы Евразии, неподконтрольные США, которые уже со второго срока Обамы постепенно переориентировали свои внешнеполитические доктрины на сдерживание КНР. 

Огромные вложения КНР в инфраструктуру участников ОПОП подымали местную экономику, давали рабочие места и повышали налоговые отчисления в бюджеты этих государств. Факты показывают, что китайский проект оказался взаимовыгодным для всех участников инициативы. 

Показателен пример китайско-европейского железнодорожного сообщения. Флагманский проект в рамках ОПОП открыл новые коридоры для наземного транспорта на евразийском континенте и за последнее десятилетие способствовал общему развитию в Евразии. Грузовые поезда «Китай-Европа» после начала их эксплуатации в 2013 году обслуживают на данный момент более 200 городов в 25 европейских странах и более 100 городов в 11 азиатских странах и регионах. Они совершили 78 000 рейсов за последние 10 лет и отправили грузов на сумму более 340 миллиардов долларов в 7,4 миллиона стандартных контейнерах.

На территории Китая в рамках маршрута «Китай – Европа» есть несколько портов отправления грузовых поездов, и их загрузка свидетельствует об огромном и непрерывно расширяющемся грузопотоке по территории России. Один из основных таких пунктов – Эренхот в северокитайском автономном районе Внутренняя Монголия с 2013 года обслужил более 13 000 рейсов грузовых поездов на этом маршруте, а в этом году обслужил более 2500 рейсов. 

Другой такой порт, Сиань – административный центр пров. Шэньси – 28 сентября отправил поезд в Москву в 20 000-й рейс с момента ввода в эксплуатацию 11 ноября 2013 года. По состоянию на 28 сентября количество отправлений поездов из Сианя выросло на 29,7% в годовом исчислении, а объём перевозок достиг 3,5 млн тонн, увеличившись на 34,7% в годовом исчислении. Об интенсивности загрузки этого пути свидетельствуют цифры: по нему в среднем ежедневно курсирует около 15 поездов с частотой отправления или прибытия на станцию международного порта Сиань каждые 1 час 40 минут.

Прокладка прямых маршрутов торговли Китая по территории стран-участниц ОПОП и партнёров проекта ускоряет оборот товаров и, соответственно, снижает их стоимость как для промышленных предприятий, так и для конечных потребителей. Например, в прошлом отправка товаров из Сианя в порт Хоргос в Синьцзяне (регион КНР, граничащий с Казахстаном) занимала более 10 дней, а затем перевозилась автотранспортом в Казахстан и всё это в общей сложности занимало более 20 дней. Сейчас поезда в Центральную Европу и обратно доставляют товар за 6 дней. Соответственно, первоначальная стоимость перевозки контейнера составляла более 100 000 юаней, но теперь она стоит порядка 50 000 юаней.

В результате грузовые поезда «Китай – Европа» обеспечивают стабильность международной производственной цепочки и цепочки поставок.

Для обслуживания торгового маршрута «Китай – Европа» вводятся новые отправные порты в КНР. В конце августа отправлен в первый пробный рейс грузовой поезд из города Чжанцзякоу (северокитайская пров. Хэбэй). Ожидается, что он прибудет в столицу Узбекистана Ташкент через 15 дней.

В Европе с помощью Китая построена железная дорога Будапешт – Белград, имеющая принципиальное значение для экономического развития Сербии и Балкан, в целом. 

Ещё один пример – греческий порт Пирей. Вложения Китая в модернизацию и расширение порта превратили его в один из важнейших перевалочных узлов в Средиземноморье. Порт Пирей в настоящее время является 24-м по величине контейнерным портом в мире, четвертым по величине в Европе и крупнейшим в восточном Средиземноморье. Развитие порта стало большим стимулом для греческой экономики.

Также строится сеть железных дорог в Азии и в соседних с Китаем странах. Успешно обслуживает двустороннюю торговлю железная дорога «Китай – Лаос»; приносит доходы высокоскоростная железная дорога Джакарта-Бандунг.

Морская судоходная сеть Шёлкового пути обеспечивает обслуживание торговли, причём не только китайскими товарами, по всему миру. На пути морских маршрутов торговли КНР модернизировала и строила порты и терминалы. 

Экономическое развитие соседей нашей страны, в том числе и участников ЕАЭС, растущая платежеспособность их рынков расширяет возможности для российских товаров и капиталовложений. И здесь главная задача для нашей страны – максимально полно воспользоваться возможностями китайского проекта. 

По территории России проходят трансевразийские сухопутные маршруты. Создаваемая в России новая дорожная инфраструктура для обслуживания маршрутов «Пояса и пути» является дополнительным стимулом экономического развития разных российских регионов.

Подводя промежуточный итог 10-летию реализации инициативы «Пояс и путь», в КНР считают, что структура взаимосвязанности «шести коридоров, шести маршрутов и множества стран и портов» в основном сформировалась.

ВАМ БУДЕТ ИНТЕРЕСНО:
Эх, «братушки, братушки»…
Расхождение между словами и делами США усиливается

В рамках инициативы ОПОП реализовано более 3000 проектов сотрудничества, включая проекты по обеспечению средств к существованию беднейших слоёв населения. По оценкам Всемирного банка, к 2030 году вложения, связанные с ОПОП, помогут вывести 7,6 миллиона человек из крайней бедности и 32 миллиона - из средней.

Конечно, не все правительства одинаково результативно воспользовались открывшимися возможностями; где-то помешала вышедшая из-под контроля коррупция, где-то – неэффективная экономическая политика, где-то правительства сами, как в Малайзии, уточняли своё участие в проектах ОПОП, не отказываясь от них в целом. Некоторые страны неумело распорядились китайскими кредитами, неправильно расставив приоритеты для капиталовложений и влезли в долги. Но эти следствия не относятся к самим огромным возможностям, которые создала китайская инициатива. На этих проблемах Запад сейчас строит свои информационно-психологические операции по дискредитации ОПОП. 

Тот факт, что даже проекты, которые значительно усилили региональное экономическое сотрудничество, вначале были встречены европейскими политиками со скептицизмом и критикой, является ярким примером того, насколько политизированным было отношение Европы к проекту ОПОП. Опыт показал, что инициатива «Пояс и путь» открывает возможности для развития в Европе. 

В Китае ожидают, что предстоящий форум инициативы «Пояс и путь» проанализирует накопленный опыт и вместе с участниками и партнёрами спланирует будущее сотрудничество. В условиях, когда США в погоне за восстановлением своей гегемонии фактически разваливают мировую торговлю, это особенно важно.