Перейти к основному содержанию

«Генерал Моше Даян, лютой злобой обуян…»

Массовый поток антиизраильских карикатур долгие годы заполнял страницы советской прессы. Особенно активизировались советские пропагандисты, когда на Ближнем Востоке возрастала эскалация напряжённости.

Политическая карикатура как зеркало мировой истории

На днях разбирал завалы старых газет и журналов. Пробегал глазами статьи, вглядывался в фотографии и рисунки, отражающие политические события. Особенно много в домашнем архиве оказалось публикаций, связанных с Ближним Востоком. С пожелтевших страниц смотрели израильские военные, американские политики, арабы и палестинцы. Это было далекое прошлое, но оно и сейчас, спустя много лет не утратило актуальности.

Политическая карикатура сейчас в России не в моде, а жаль. Она лаконична, быстро и доходчиво доносит суть происходящего. Во времена СССР многие важные события в стране и мире попадали на «острые» карандаши и перья Кукрыниксов, Бориса Ефимова, Виталия Горяева, Юлия Ганфа, Юрия Черепанова, Евгения Шукаева и других известных мастеров жанра. По их работам можно изучать историю, освежать в памяти забытые события.  

…Советский Союз встал на сторону арабских стран и палестинцев в 50-х годах прошлого столетия. Москва симпатизировала президенту Египта Гамалю Абдель Насеру. Его речи были наполнены антиимпериалистической риторикой, рассуждениями о национальном освобождении и возрождении страны. Он казался национальным лидером, способным многое изменить на Ближнем Востоке. И главное , выступить против западного колониализма и возглавить борьбу арабских стран против Израиля. 

 

Кремль сделал ставку на Насера, оказал ему всемерную, в том числе военную, помощь. В 1958 году он посетил СССР впервые, и был принят как дорогой гость. Во время ответного визита в Объединенную Арабскую Республику – так в то время называлась Египет, слитый с Сирией, – в мае 1964 года Хрущев наградил Насера званием Героя Советского Союза. Такой же чести удостоился вице-президент ОАР фельдмаршал Абдель Амер.

В то время отношения арабских стран и Израиля неуклонно накалялись – дело явно шло к очередному военному конфликту. Это означало и обострение отношений западных стран во главе с США, поддерживающих Израиль и СССР, выступившего на стороне государств Ближневосточного региона. 

«Израильская военщина» и «хищный оскал сионизма» были излюбленными темами советских карикатуристов. Вошло в обиход и понятие «сионистский расизм». Израиль обвинялся в агрессивных намерениях против соседей, хотя это не всегда соответствовало истине. Накануне войны 1967 года арабские страны, и прежде всего Египет, были буквально накачаны советским вооружением, и их руководители были уверены, что в будущем военном противостоянии они возьмут реванш за прошлые поражения. 

Однако в Шестидневной войне армия еврейского государства одержала очередную победу. Оккупации подверглись Синайский полуостров, Голанские высоты, Западный берег реки Иордан, Восточный Иерусалим. 

Поражение арабских стран, захват и уничтожение израильтянами советской военной техники вызвало болезненную реакцию Москвы. Вскоре после начала войны 1967 года Советский Союз разорвал дипломатические отношения с Израилем и угрожал применением силы, если тот не остановит наступающие на Каир войска. Еврейское государство было объявлено виновником всех бед Ближнего Востока и источником страданий арабов и палестинцев. 

Проводились параллели между Израилем и нацистской Германией. К примеру, на одной из карикатур был изображен танк с шестиконечной звездой, застывший возле указателя и надписью: «Великий Израиль». Рисунок сопровождал двустишие: «Израиль с незавидным постоянством охотится за жизненным пространством».

Встречались и другие «сильные» ассоциации: Западный берег реки Иордан сравнивался с Освенцимом, свастика – со звездой Давида. Запомнился персонаж с характерными семитскими чертами, держащий окровавленный топор и стоящий в тени Гитлера. В этих и других случаях обличение сионизма превращалось в проявление антисемитизма.

В ноябре 1967 года Совет Безопасности ООН принял резолюцию, требующую «установления справедливого и прочного мира на Ближнем Востоке». Документ, в частности, обязывал Тель-Авив вывести свои войска с оккупированных территорий. Однако эти требования были отвергнуты. Израильские войска были выведены с Синайского полуострова лишь в 1979 году. Оккупация же Голанских высот, Западного берега реки Иордан и Восточного Иерусалима продолжается до сих пор.

Тема незаконной оккупации арабских и палестинских земель была весьма популярной. Вот одна из самых характерных карикатур. На ней изображен министр обороны Израиля Моше Даян в кабинете окулиста, который смотрит на написанный крупными буквами лозунг «Решение ООН». Он закрывает свой единственный глаз и, хищно улыбаясь, говорит: «Нет, решительно ничего не вижу!» 

Этот стратег был любимым персонажем советских фельетонистов и карикатуристов. О нем даже слагали частушки. Вот одна их них: «Генерал Моше Даян, / Лютой злобой обуян, / Признавать не хочет он / Резолюции ООН».

Впрочем, известно, что не Даян был вершителем судеб на Ближнем Востоке. Там главенствовали США, Израиль же был лишь исполнителем их желаний. Этой теме, в частности, посвящена карикатура «Ай, Моська! Знать она сильна… Потому что не одна!» Рисунок изображал крошечного израильского солдата, сидящего на указательном пальце большой руки с надписью US, изрыгающего бомбы… 

Массовый поток антиизраильских карикатур долгие годы заполнял страницы советской прессы. Особенно активизировались советские пропагандисты, когда на Ближнем Востоке возрастала эскалация напряжённости.

Критика израильского государства прекратилась в конце 80-х годов, когда наметилось потепление отношений между двумя странами. Дипломатические отношения были восстановлены после почти 25-летнего перерыва – в октябре 1991 года, незадолго до распада Советского Союза…

Уместно вспомнить еще двух художников-карикатуристов. Их родина – многострадальная Палестина. «В 1988 году, когда началась первая интифада и мне было пятнадцать лет, я хотел выразить свой протест против Израиля, – рассказывал Алаа Аллагта. – Я рисовал на стенах. Издевался над премьер-министром Шамиром, который был вдохновителем карательных акций. Израильтяне меня поймали и на улице на глазах у родителей разбили мне пальцы, чтобы я больше не мог рисовать». 

Однако расправа лишь укрепила палестинца в желании стать карикатуристом. К счастью, он сумел вылечиться и продолжил рисовать. Его кумир – известный палестинский карикатурист Наджи аль-Али, создавший образ своей родины в образе десятилетнего мальчика Хандалы.

Аль-Али создал более 40 тысяч карикатур, в которых воплотил критические взгляды палестинцев и арабов. Его персонажи – люди, изгнанные из своей страны, мечтающие обрести дом и мирное небо над головой. 

Объектами карикатур аль-Али были также Израиль и США. Не менее зло высмеивал он и арабские правительства, которые из-за разногласий и распрей не могли добиться взаимопонимания и были не в силах защитить своих соотечественников.

Творчество этого художника подверглось яростной критике со стороны политиков и правительств многих стран, которые сочли себя оскорбленными. 

В июле 1987 года Наджи аль-Али погиб в Лондоне от пули неизвестного. До сих пор неизвестно, кто был его реальным убийцей и кто выступил заказчиком. 

Трагическая судьба этого художника еще раз показала, как опасно говорить правду. Впрочем, случалось и раньше, что карикатуристы жестоко расплачивались за свои острые перья и карандаши. 

Оцените статью
4.1