5 апреля в Брюсселе прошла встреча премьер-министра Армении Никола Пашиняна с госсекретарём США Энтони Блинкеном, председателем Еврокомиссии Урсулой фон дер Ляйен и верховным представителем ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозепом Боррелем.

Армения – Европа – США: «перевоспитание» нон-стоп и несбыточные надежды

Относительно скромные величины заявленной в Брюсселе «поддержки» не должны вводить в заблуждение

5 апреля в Брюсселе прошла встреча премьер-министра Армении Никола Пашиняна с госсекретарём США Энтони Блинкеном, председателем Еврокомиссии Урсулой фон дер Ляйен и верховным представителем ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозепом Боррелем. Закрытый характер подготовки к мероприятию с лихвой компенсировался разнообразными утечками и намёками на некие грандиозные решения, призванные способствовать кардинальному пересмотру внешнеполитического курса небольшой кавказской страны и её форсированному «развороту на Запад». 

Напомним, ранее Пашинян встречался с гинекологом от компании Phizer в октябре прошлого года в испанской Гранаде, куда должен был также прибыть для подписания некоего документа президент Азербайджана Ильхам Алиев, однако в последний момент сделать это отказался. На этот раз западные участники брюссельской встречи заблаговременно позвонили на Апшерон, дабы лишний раз заверить – переговоры с Пашиняном ни в коей мере не направлены против прикаспийской страны и её интересов. Учитывая тесные связи Вашингтона и Брюсселя с Баку в энергетической сфере и не только, а также поддержку, оказываемую Азербайджаном режиму Зеленского, в этом едва ли имеются серьёзные основания сомневаться.

Стремясь к формированию на территории бывшего советского Закавказья, однородного геополитического пространства, западные игроки одинаково плотно работают с Тбилиси, Баку и Ереваном, исходя из текущих обстоятельств. Интенсивный характер работы на армянском направлении обусловлен «замороженным» членством Армении в ОДКБ, сохраняющимся военным присутствием России, пограничников (из аэропорта Звартноц они уйдут в августе), а главное – взаимовыгодными торгово-экономическими связями, на обрушение которых, судя по всему, и будет делаться основная ставка. С 30 марта карты российской платежной системы «Мир» перестали работать в почти во всех банках Армении, за исключением Банка ВТБ (Армения), о чём платежная система Армении Card (ArCa) заранее уведомила российского оператора карт «Мир». Между тем в начале мая Никол Пашинян должен принимать в Москве председательство в ЕАЭС в ходе юбилейного саммита Союза и, очевидно, наполнить его хотя бы каким-то смыслом.

Перед началом переговоров Пашинян назвал политическое сотрудничество сторон результативным, в то же время отметив необходимость развития экономического сотрудничества, торговли и мобильности граждан: «Мы намерены развивать конкурентоспособность частного сектора Армении для его выхода на новые рынки, готовы сделать инвестиционный климат привлекательнее для европейских и американских компаний. Мы ожидаем помощи в модернизации инфраструктур качества [товаров и услуг], в укреплении связей деловых кругов и в поиске новых схем для развития торговли». В свою очередь, Блинкен анонсировал очередной более чем 65-миллионный транш, более чем на 50% превышающий аналогичные поступления 2-летней давности. Особое внимание уделяется нивелированию российско-армянских связей в ядерной энергетике, очередным свидетельством чему стало участие Пашиняна в недавнем международном саммите по атомной энергии в том же Брюсселе.

Вложиться в развитие Армении планирует и Европа в размере грантовой помощи в 270 млн евро на ближайшие 4 года. ЕС готов инвестировать в крупные региональные инфраструктурные проекты, зелёную энергетику и собирается оказать техническую поддержку государственному аппарату. Не забыла фрау фон дер Ляйен поприветствовать и инициативу «Перекресток мира», предложенную премьер-министром Армении. Не осталось без внимания и ещё большее отдаление Армении от России из-за угрозы вторичных санкций: «Мы также приветствуем меры против обхода наших санкций против России, чтобы быть уверенными, что летальное оружие и снаряжение не оказываются в руках российских вооружённых сил». Наконец, на интеграцию и поддержку вынужденных переселенцев из Нагорного Карабаха (многие из которых, скорее всего, уже покинули Армению), если верить главе Еврокомиссии, с сентября 2023 года направлено 30 млн евро и будет выделено ещё несколько. 

К вящему разочарованию сторонников евроинтеграции не было упомянуто о вожделенном «безвизе», рекомендованном «Сетью друзей Армении» бывшего генсека НАТО Андерса Фог Расмуссена в опубликованном накануне брюссельского слёта специальном докладе. Помимо стандартных мер по экономической поддержке Еревана, развитию здравоохранения, верховенству закона, соблюдению прав человека и демократии, было рекомендовано также субсидировать импорт в Армению основных продуктов питания, поддержать развитие экономики Армении и пригласить ее стать членом Европейского энергетического сообщества, помочь в переходе к зелёной энергетике и диверсификации её источников. Отчасти об этом упоминается в принятом перед началом брюссельской встречи совместном заявлении (по её итогам какого-либо письменного документа не опубликовано, хотя не исключено, что таковой готовился). Как упоминалось выше, сумма, которую Вашингтон и Брюссель планируют выделить Армении, существенно ниже циркулировавших накануне встречи ожиданий. Так, по информации издания Civilnet, в правительстве Армении рассчитывали на финансовую поддержку в размере 1 млрд. долл. в виде прямых бюджетных инвестиций на следующие 4 года, в том числе на обеспечение жильём бывших жителей Нагорного Карабаха. 

Итоги переговоров прокомментировал среди прочих бывший премьер-министр, известный экономист Грант Багратян, сравнивший достижения Пашиняна в Брюсселе с поддержкой, получаемой армянскими гражданами из России: «В 2024 году приток денежных средств из России составит 14 миллиардов долларов (трансферты 5 миллиардов долларов, экспорт 8 миллиардов долларов и топливные субсидии 1 миллиард долларов). То, что даёт Запад, – это 1 процент того, что приходит из России». Как напомнил бывший депутат парламента Арман Абовян, только Евразийский фонд стабилизации и развития инвестирует в 10 армянских проектов 533 млн долл., проект в 300 млн находится на стадии обсуждения.

В полной мере последствия брюссельского саммита еще не раскрыты, предполагает глава Центра исследований Южного Кавказа Фархад Мамедов. За два дня до встречи, 3 апреля, телеграм-канал Ереванский наблюдатель рассказал о направленном варчапету проекте передачи в долговременную (на 50-100 лет) аренду «инвесторам в рамках диверсификации экономики» всей логистической инфраструктуры страны – от дорожной сети до аэропортов и складских комплексов, что якобы позволит правительству снять с себя массу хозяйственных хлопот и, что особенно важно, обеспечит «надлежащий независимый контроль за региональной логистикой». Как указывают безусловные сторонники прозападной ориентации Армении, пресловутая «диверсификация» означает интеграцию прежде всего с Азербайджаном и Турцией (достаточно взглянуть на карту), причём на условиях последних.

Не исключено, что «за кулисами» в Брюсселе раздавались и более щедрые, однако совершенно оторванные от реальности посулы, как это неоднократно имело место в истории армянского народа и в контактах его национальных лидеров с акулами империалистической дипломатии, по крайней мере начиная с Берлинского конгресса 1878 года – разумеется, с поправкой на современные реалии. Движение «на Запад» в начале 1990-х годов на заре «Третьей Республики» при первом президенте Левоне Тер-Петросяне означало не в последнюю очередь компромисс с Азербайджаном и сближение с Турцией, сменившееся глухой блокадой со стороны последней после выхода в апреле 1993 года нагорно-карабахского конфликта за административные границы бывшей советской автономии (Кельбаджарская операция армянских сил). «Европеизация» времён третьего президента, сомнительная конституционная реформа 2013-2015 гг., но главным образом «бархатная революция» 6-летней давности, торпедирование переговорного процесса по Карабаху под эгидой Минской группы ОБСЕ, «запланированное поражение» в «44-дневной войне» 2020-го и переход оставшейся армянской части края под контроль Баку в сентябре 2023 года – всё это, в частности, обусловило не только зримый внешнеполитический разворот действующей армянской власти, но и дальнейшие линии общественно-политического раскола, затрагивающего в том числе зарубежную диаспору. 

Так, в последнее время в публикациях и интернет-эфирах провластных пропагандистов всё чаще проскальзывают нотки враждебности по отношению к российским армянам. Подобно тому, как ранее стрелки переводились на «бывших», и на «карабахский клан» (при этом предшествовавший 2018 году период никто идеализировать не собирается), ответственность за сознательную сдачу края в 2020-2023 гг. перекладывается на Россию, что является откровенным манипулированием общественными мнением и передёргиванием реальных фактов. Не приходится сомневаться, что данная линия будет продолжена и далее, подобно тому, как по пути движения «в Европу» фрагментировалось и украинское общество: как говорится, иного не дано. Не приходится сомневаться, что значительная часть западных денег будет направлена на укомплектованную соответствующим образом подобранными кадрами информационную, образовательную и культурно-гуманитарную сферу, включая внедрение новомодных идеологических нарративов, среди которых – представление о русских как о вековечных врагах, своими «империалистическими» завоеваниями разрушивших едва ли не идиллию во взаимоотношениях армян с соседними народами...

В Министерстве иностранных дел России откликнулись на брюссельские разговоры напоминанием об эфемерных обещаниях Вашингтона и Брюсселя, под которые те  добиваются выхода Армении из ОДКБ и ЕАЭС, вывода российской военной базы и пограничников. Речь идёт об очередной попытке коллективного Запада втянуть Кавказ в геополитическое противостояние. Деструктивное вмешательство внерегиональных сил в дела региона может обернуться самыми негативными последствиями для стабильности, безопасности и экономического развития, спровоцировать появление новых разделительных линий. На Смоленской площади вновь призвали Ереван не дать Западу обмануть себя и повести страну по ложному пути, чреватому возникновением вакуума безопасности, серьёзными проблемами в экономике и усугублением миграционных процессов.

Заявленные в Брюсселе объёмы грантовой поддержки не идут ни в какое сравнение с многомиллиардными выгодами, получаемыми Арменией от взаимодействия с Москвой и в рамках ЕАЭС и СНГ, обеспечившего четырёхкратный рост за последние 6 лет увеличения товарооборота и, как следствие, рекордный рост экономики и повышение благосостояния населения. Однако, как свидетельствует опыт многих постсоветских стран, приземлённые меркантильные расчёты зачастую пасуют перед должным образом распиаренными идеологическими химерами. В тот же день в посольстве Армении в Бельгии Пашинян встретился с главой запрещённого в России USAID* Самантой Пауэр, а сегодня, 8 апреля, в Ереван приезжает генеральный секретарь Совета Европы Мария Пейчинович-Бурич, в то время как рабочая поездка спецпосланника Президента РФ по Южному Кавказу Игоря Ховаева согласовывается уже более полугода.