Перейти к основному содержанию

Ферганская дуга нестабильности

"Предположение о том, что серия вооружённых столкновений в Узбекистане и Таджикистане является следствием войны в Пакистане... получило фактическое подтверждение... Синхронность событий в Пакистане и странах Центральной Азии позволяет усмотреть за ними общий замысел..."

Признаки военно-политической нестабильности, наблюдавшиеся в течение последнего месяца в Узбекистане и Таджикистане, проявились и в Киргизии. 23 июня спецслужбы республики провели операцию по нейтрализации группы боевиков, засевших в одном из жилых домов Ташбулакской сельской управы Сузакского района в пригороде Джалал-Абада. Видимо, прозвучавшие из Ташкента обвинения в том, что напавшие 26 мая на блок-пост и здание ОВД/СНБ в приграничном Ханабаде боевики пришли с территории Киргизии, были не так уж и беспочвенны.

Передвижения боевиков отслеживались спецслужбами Киргизии давно, а операция по их обезвреживанию началась тогда, когда все они собрались в одном месте. Операцию проводило спецподразделение «Альфа» Государственного комитета национальной безопасности (ГКНБ) республики. Боевики забаррикадировались в доме и оказали упорное сопротивление. Все они в ходе штурма были убиты. Во время операции погиб один и был тяжело ранен другой киргизский спецназовец. ГКНБ по итогам ташбулакских событий возбуждены уголовные дела по статьям «Терроризм» и «Организация незаконного вооруженного формирования». Учитывая, что в ходе майских вооружённых столкновений в Узбекистане задержать вообще никого не удалось, последнюю операцию киргизских спецслужб можно считать успешной.

На месте боя было обнаружено пять автоматов Калашникова с полными боекомплектами, гранатометы «Муха», пистолеты, гранаты и боеприпасы, а также большое количество инструкций по изготовлению взрывчатых устройств и восемь комплектов чёрной униформы смертников. Именно теракты с использованием смертников, по неофициальной информации, были осуществлены 26 мая в узбекском Андижане. Неправительственные агентства сообщали тогда как минимум о четырёх взрывах, прогремевших на улицах города. Показателен и тот факт, что Андижан до сих пор остаётся под усиленным контролем узбекских силовиков, выставивших вокруг города и на границах между его районами усиленные блок-посты.

По данным правоохранительных органов, которые приводит киргизское информационное агентство «24kg», убитые в пригороде Джалал-Абада боевики были членами Исламского движения Узбекистана (ИДУ) и не являлись гражданами Киргизии. Родственник одного из обезвреженных боевиков, убитый в ходе спецоперации в июле 2006 г., был причастен к ряду громких терактов: убийству милиционера у здания Ошского УВД (ноябрь 2004 г.), вооружённым нападениям в таджикском Кайра-Куме (январь 2005 г.) и на погранзаставу «Ляккан» (май 2006-го), расстрелу сотрудника ГАИ в городе Джалал-Абаде (9 июля 2006-го), а также организации вооружённого вторжения в Баткенскую область Киргизии в мае 2006 г.

Подтвердились и сведения о том, что уничтоженные боевики проходили подготовку в одном из боевых лагерей на территории Пакистана. Об этом агентству «24kg» сообщил источник в ГКНБ Киргизии, а впоследствии эту информацию подтвердил депутат Жогорку Кенеша (парламента) республики Рашид Тагаев. Предположение о том, что серия вооружённых столкновений в Узбекистане и Таджикистане является следствием войны в Пакистане, откуда правительственные войска вытеснили воевавшие на стороне талибов отряды ИДУ, высказывалось экспертами не раз. Теперь оно получило фактическое подтверждение.

Взаимосвязь событий в Пакистане, Афганистане и новых независимых государствах Центральной Азии является наиболее важным аспектом ташбулакской операции. Дестабилизация ситуации в одной из этих стран почти автоматически вызывает цепную реакцию по всему региону. Синхронность событий в Пакистане и странах Центральной Азии позволяет усмотреть за ними общий замысел. По мнению киргизского политолога М. Сариева, интервью которого опубликовало интернет-издание «Тазар», крайне подозрительно выглядит появление в Таджикистане формирований полевого командира Мулло Абдулло, принимавшего участие в гражданской войне на стороне Объединённой таджикской оппозиции. Численность его отрядов достигает 1000 человек, и если он вторгнется в Баткенскую область Киргизии, войска Узбекистана с высокой степенью вероятности оккупируют ключевую для республики Токтогульскую ГЭС. На 23 июля в Киргизии назначены президентские выборы, и если вторжение вооружённых формирований в Баткенскую область совпадёт с обострением противостояния власти и оппозиции, ситуация в Киргизии будет выведена из-под контроля.

Бросается в глаза, что ликвидация группы боевиков в пригороде Джалал-Абада совпала с решением Бишкека сохранить американскую военную базу в аэропорту Манас, которую преобразовали в транзитный центр, оставив американцам всю инфраструктуру. Теперь сохранение базы в руках американских военных оправдывается необходимостью борьбы с террористической угрозой. Как заявил Р. Тагаев, «подписание соответствующего Соглашения между правительствами Кыргызстана и США - своевременное решение в рамках действий, направленных на ужесточение борьбы против терроризма и обеспечение мира и стабильности в регионе».

В тот же день, когда в Киргизии проводилась операция по ликвидации группы боевиков, в Таджикистане сотрудниками ГКНБ и милиции были задержаны около 40 последователей религиозного течения «Салафия», с января 2009 г. объявленного в республике незаконным. По информации «Ферганы.ру», задержанным предъявят обвинение по статье уголовного кодекса «возбуждение национальной, расовой, местнической или религиозной вражды». Распространение этого течения в Таджикистане началось в 2005 г. К настоящему времени число салафитов здесь оценивается в 20 тыс. человек, многие из которых учились в исламских учебных заведениях Пакистана, Йемена и Саудовской Аравии. Одновременно в Узбекистане на длительные сроки тюремного заключения осуждены 6 сторонников партии «Хизб-ут-Тахрир», запрещённой в большинстве стран СНГ. Всем им были предъявлены обвинения в посягательстве на конституционный строй и создании запрещённых религиозно-экстремистских организаций.

Надо полагать, цепь таких событий, как вооружённые стычки и нападения на органы власти в странах Центральной Азии, потянется и дальше. До конца года военно-политическая обстановка в регионе обострится ещё не раз.

Оцените статью
0.0