Перейти к основному содержанию

Литва в поисках энергетической независимости. Кто платит?

Влиятельный литовский журнал Valstybė организовал международную конференцию «Независимая энергетика – сильная экономика», посвящённую исключительно проблемам Литвы. Сразу затем в литовском сейме прошла сессия-ассамблея литовского, польского и украинского парламентов, рассматривавшая вопросы энергетической независимости стран Балтии...

Влиятельный литовский журнал Valstybė организовал международную конференцию «Независимая энергетика – сильная экономика», посвящённую исключительно проблемам Литвы. Сразу затем в литовском сейме прошла сессия-ассамблея литовского, польского и украинского парламентов, рассматривавшая вопросы энергетической независимости стран Балтии.

В распространенном по итогам сессии заявлении, подписанном главами парламентов Литвы, Польши и Украины, говорится, что «нынешняя энергетическая ситуация в Европе требует ясных, решительных и скоординированных действий, направленных на постоянное и стабильное обеспечение энергоресурсами всех европейских государств», что имеющиеся ныне в распоряжении ЕС инструменты проведения энергетической политики (либерализация рынка, объединение энергосетей) не являются «достаточными» и что «декларируемая Европой солидарность в случаях экономических и энергетических кризисов должна быть подкреплена конкретными мерами».

Участники сессии призвали ЕС помочь Украине в модернизации инфраструктуры по транзиту газа и форсировать реализацию проекта нефтепровода Одесса – Броды – Плоцк - Гданьск. Кроме того, Литва выступила с идеей создания единого агентства ЕС по централизованной закупке природного газа. По утверждению спикера литовского сейма Ирены Дегутене, это «ограничило бы возможности некоторых поставщиков энергоресурсов проводить дискриминирующую ценовую политику». А в качестве примера такой дискриминации госпожа Дегутене назвала то, что страны Балтии платят России за газ на 30% больше, чем, скажем, Германия.

По расчетам министра энергетики Литвы Арвидаса Секмокаса (сделанным, впрочем, со слов российского посла Владимира Чхиквадзе), за 1000 куб. м газа Вильнюс платит на $100 дороже, чем Берлин. Так, на границе с Литвой 1000 куб. м российского газа стоят $320, а на границе с Германией – $220. Подсчеты грешат большими ошибками. На самом деле цена газа для Западной Европы составляет примерно $305-308 за 1000 куб. м. Что касается Литвы, то литовское предприятие Lietuvos dujos покупает природный газ у российского «Газпрома» по долгосрочному договору, который гарантирует стабильные поставки в течение всего срока его действия, и, по подсчетам EUROSTAT, литовские потребители газа платят приблизительно на 5-20% меньше, чем потребители в ЕС (без налогов).

Однако это обстоятельство в расчет не берется. В приветствии участникам межпарламентской сессии президент Литвы Даля Грибаускайте заявила, что «поиск энергетической независимости и безопасности является одной из наиболее важных проблем Евросоюза». А глава Европарламента Ежи Бузек назвал энергетические вопросы «самыми актуальными вопросами в ЕС», добавив, что «только единая политика позволит обеспечить бесперебойную поставку энергоресурсов в Европу по адекватным ценам».

Тон дискуссии на сессии литовского сейма задавала председатель сейма Ирена Дегутене, обвинившая Россию в попытках энергетической изоляции Прибалтики от Европы. «У нас до сих пор нет единого электрорынка, - заявила она, - нет электромостов с Польшей и Швецией – а Литва полностью зависит от России, что особенно проявилось сразу же после закрытия (по требованию ЕС. – В.Л.) Игналинской АЭС». Замечу по этому поводу, что, как только Литва заявила о своем желании построить новую АЭС, Россия дважды предлагала ей участвовать в проекте уже строящейся Балтийской АЭС в Калининградской области, однако Вильнюс оба раза отказывался.

В свою очередь, спикер сената Польши Богдан Борусевич призвал Литву внести вклад в решение проблемы убыточной деятельности НПЗ в литовском Мажейкяй (принадлежит польскому концерну PKN Orlen S.A.), добавив при этом, что такие убытки «не могут продолжаться бесконечно». Надо сказать, литовские власти имеют в этом деле солидный опыт: в течение трех лет (2000-2002 гг.) из литовского бюджета покрывались все убытки, понесенные тогдашним владельцем Мажейкяйского НПЗ – американской компанией Williams International.

На конференции, состоявшейся перед парламентской сессией, была представлена новая стратегия энергетической независимости Литвы. Согласно этому документу, уже к 2020 г. ее энергетический сектор должен стать полностью независимым. На все запланированные проекты по производству, передаче и распределению электроэнергии в течение 10 лет потребуется 14-20 млрд. литов государственных инвестиций, а еще 18-24 млрд., как ожидается, дадут инвесторы. Таким образом, Литва рассчитывает преодолеть зависимость от российского газа. По подсчётам специалистов, для литовских потребителей это будет повышение тарифов на электроэнергию в среднем от 8 до 23 центов за 1 kWh.

Судя по всему, Вильнюс решил отказаться от первоначальной концепции будущей Висагинской АЭС, которую предполагалось строить совместными силами Литвы, Латвии, Эстонии, так как о своём желании присоединиться к этому проекту заявили Польша, а затем Украина.

По мнению аналитика литовского «Института свободного рынка» Жильвинаса Шиленаса, стоимость электроэнергии на новой литовской АЭС будет слишком высока для ее экспорта. Неизвестно также, кто станет новым «стратегическим инвестором», ибо компания LEO LT, которая должна была быть инвестором с литовской стороны, ликвидирована.

Говорилось на конференции и о стоимости проекта строительства Висагинской АЭС: вначале министр Секмокас заявил, что Литва ежегодно платит России за природный газ и прочие энергоресурсы 3-4 млрд. литов, затем директор будущей АЭС Виргилиюс Подерис заметил, что если 10 лет этих денег не платить, то как раз их хватит на строительство АЭС. Короче, строительство будущей станции оценивают в 40 млрд. литов. И хотя никто толком не объясняет, где взять эти деньги, в сентябре на экономическом форуме в польской Крынице господин Секмокас высказался в том смысле, что «Литва построит свою АЭС – что бы ей это ни стоило».

Несколько иначе смотрит на вещи депутат Европарламента и экс-президент Литвы Роландас Паксас. «Главный вопрос должен состоять в том, - говорит он, - что мы вообще делаем, планируя строительство трех, а то и четырех АЭС в радиусе 200 км (в Литве, Белоруссии, Калининградской области РФ и Польше. – В.Л.). Вместо того, чтобы договориться – и вместе построить одну АЭС, которая бы соответствовала нуждам всех государств, расположенных в этом регионе, планируется строительство сразу несколько АЭС; каждая из стран играет в свои игры и каждая страна учитывает свои собственные интересы. Если же эти интересы не учитываются, то каждая страна свободно выходит из этой игры. И после решения Литвы построить АЭС только для себя Латвия и Эстония воспримут это как на подтверждение несерьезности партнера».

По словам Р. Паксаса, проекты одновременного строительства АЭС в Калининградской области и Белоруссии очень серьезно затрудняют Литве поиск серьёзных инвесторов, которые хотели бы принять участие в литовском проекте и которые знают, кому они будут продавать электроэнергию и по какой цене. Переизбыток же электроэнергии при невозможности ее экспорта будет возложен на плечи потребителей - покрывать большую часть увеличения стоимости электроэнергии придётся именно им.

Есть и еще одна сторона дела. В ходе обсуждения доклада о деятельности Европейского банка реконструкции и развития на недавней сессии Парламентской Ассамблеи Совета Европы депутат сейма Литвы Бируте Весайте указала на то, что из-за задержки строительства хранилища отработанного ядерного топлива (ХОЯТ) на Игналинской АЭС ежегодный ущерб составляет 600 млн. литов. Запаздывание со строительством привело к значительному удорожанию проекта, общая стоимость которого составляет 1,3 млрд. евро. В результате 2-й энергоблок Игналинской АЭС, бывший до 2009 года крупнейшим производителем электроэнергии в Литве, стал третьим крупнейшим ее потребителем, ибо радиоактивные отходы все еще находятся в реакторе, а не в хранилище. По вине фирмы Nukem, выбранной ЕБРР по конкурсу, работы по закрытию Игналинской АЭС также запаздывают: строительство ХОЯТ – на два, а сортирование отходов – на четыре года. А тем временем из специального «фонда закрытия АЭС» консультантам ЕБРР (не несущим никакой ответственности за осуществление проекта!) выплачивается до 5 млн. литов в год.

Так что кормушка действует, и распыление государственных средств никого не волнует: литовские чиновники, озабочены решением политической задачи достижения энергетической независимости от России.

Оцените статью
0.0