Перейти к основному содержанию

Кыргызстан - политика и кланы

Перестановки во власти после выборов в Кыргызстане - лишь начало кадровой чехарды, которая будет происходить в обозримой перспективе. Всё больше говорят о возможности нового столкновения южан и северян в результате обострения противоречий между региональными группировками.

Официальный пересчет Центризбиркомом Кыргызстана бюллетеней для голосования не внес каких-либо кардинальных изменений в расклад политических сил в стране. По-прежнему на первом месте партия «Ата-Журт» (лидер - Камчыбек Ташиев), за ней идут Социал-демократическая партия Кыргызстана - СДПК (Алмазбек Атамбаев), далее «Ар-Намыс» (Феликс Кулов), «Республика» (Омурбек Бабанов) и замыкает пятёрку партия «Ата-Мекен» (Омурбек Текебаев). Отношение руководителей партий к парламентскому межпартийному сотрудничеству также остаётся неизмененным. 

В то же время пересчёт голосов дал начало некоторым внутрипартийным процессам, в результате которых практически полностью был заменен состав депутатов одной из партий. Перестановки во власти после выборов в Кыргызстане - лишь начало кадровой чехарды, которая будет происходить в обозримой перспективе.

Поручение Президента КР Розы Отунбаевой лидеру партии «СДПК» А. Атамбаеву сформировать парламентское большинство и правящую коалицию вносит некоторую ясность в дальнейшие действия властей. Учитывая позицию основных партийных формирований в парламенте, их подходы к проблемам развития страны, можно предположить, что руководство СДПК попытается склонить на свою сторону главного потенциального союзника в лице «Ата-Мекен». Надо сказать, Омурбек Текебаев сделал тактически грамотный ход, оставив свою партию «самостоятельной», – он по сей день не выразил приверженности какому-либо партийному союзу и сохраняет свободу рук.  

Сейчас переговоры между киргизскими партийными лидерами сводятся к примитивному торгу за государственные посты и привилегию покровительства над отдельными  правительственными ведомствами.Существующая в Киргизии политическая система играет на руку партийным вождям, позиции которых в государственном аппарате традиционно укрепляются за счет выдвижения «своих» на руководящие посты. При этом не обязательно делать какой-то особый акцент на фигуре будущего премьер-министра, властные полномочия которого являются в определенной мере номинальными. 

Лидеры партий «Ата-Журт» и «Ар-Намыс» уже выразили готовность к сотрудничеству с СДПК и соответственно с «Республикой». Однако, учитывая специфику их взаимоотношений, реального сближения блоков, скорее всего, не произойдет. Можно также предположить, что в случае, если блок Атамбаев – Бабанов не найдет достаточной поддержки у «Ата-Мекен», для поддержки будут привлекаться по отдельности и лидеры противоположной коалиции. В случае провала его попыток сформировать правящую коалицию Атамбаев передаст инициативу Текебаеву. Вполне возможно, что лидер «Ата-Мекен» именно этого дожидается, чтобы сделать свой решающий ход.

Между тем всё больше говорят о возможности нового столкновения южан и северян в результате обострения противоречий между региональными группировками. В конце концов, каждая из партий, какую бы политическую этикетку она ни носила, оценивает ситуацию в стране под углом зрения своих региональных интересов, остаётся привязанной к определенной области Кыргызстана, где, главным образом, находит поддержку и сторонников.

В  настоящее время в парламенте страны представлены три «северные» («Ар-Намыс», СДПК и «Республика») и две «южные» партии («Ата-Журт» и «Ата-Мекен»). Есть, правда, некоторая надежда, что с учетом политического сближения в парламенте представителей северных и южных кланов – речь идет о «Ата-Журт» и «Ар-Намыс»  -  проявления классического трайбализма будут какое-то время сдерживаться  до тех пор, пока   указанный союз существует.

В принципе, разжигание новых конфликтов на клановой, межэтнической и межрегиональной почве после трагических июньских событий не на руку никому. Маловероятно и то, что Юг по собственной инициативе пойдёт на обострение ситуации, хотя последние волнения в городе Ош, связанные с самозахватом земель,  говорят о том, что эти районы не получают достаточной правительственной поддержки, предназначенной для восстановления разрушенного.

Вместе с тем юг Кыргызстана при нынешнем раскладе политических сил – это слабое звено в государстве. Властям, дабы не вызывать раздражения населения и не давать повода к новым выступлениям радикально настроенных элементов,  необходимо безотлагательно стабилизировать ситуацию в южных областях.

Оцените статью
0.0