Перейти к основному содержанию

Республика Молдова: попытка «деконструкции» страны и народа

Процессы, анализируемые в книге молдавского политолога Богдана Цырди  «Республика Молдова: деконструкция страны и народа»,  затрагивают многие современные государства. Оперируя понятием нации как «социальной конструкции», Б.Цырдя показывает, как можно демонтировать (деконструировать) нацию, разбирая её на составные части - национальные традиции, символы, мифы, праздники, образы героев, другие элементы национального самосознания...

Процессы, анализируемые в книге молдавского политолога Богдана Цырди  «Республика Молдова: деконструкция страны и народа» (*),  затрагивают многие современные государства. Оперируя понятием нации как «социальной конструкции», Б.Цырдя показывает, как можно демонтировать (деконструировать) нацию, разбирая её на составные части - национальные традиции, символы, мифы, праздники, образы героев, другие элементы национального самосознания.

Первый этап деконструкции Молдовы был запущен в начале 1990-х гг., когда при активном участии движения «Народный Фронт» был намечен курс на объединение с соседней Румынией. Вместе с независимостью Молдове были дарованы символы новой государственности, шедшие вразрез с исторической традицией и не сильно отличающиеся от румынских: флаг и герб, гимн «Проснись, румын!»,  учебники «История румын», названия административно-территориальных единиц (жудец) и валюты (лей). Конституция Молдовы 1994 года была фактически скопирована с румынской.

Приднестровский вооруженный конфликт привел к территориальному расколу молдавского государства и к вводу российского миротворческого контингента. На территории бывшей Молдавской ССР фактически возникли три новые политические образования: Республика Молдова, Приднестровская Молдавская Республика и получившая в 1994 году автономию Гагаузия. Одновременно с этим начался массовый отток населения – отъезд многих тысяч работоспособных людей за рубеж на заработки.

Экономические реформы 1990-х гг., проводившиеся по канонам «Вашингтонского консенсуса», привели к тому, что ВВП Молдовы упал до 36% от уровня 1990, а внешний долг достиг 65% от внутреннего валового продукта. Либеральные реформаторы, разрушив промышленный потенциал страны, по сути, лишили государство созданной при СССР экономической базы, что сделало невозможным его независимое существование.  Бюджет стал формироваться на 70% за счет внешних займов и снятия НДС с импорта товаров.

В тот же период в Молдове стали размножаться различные НПО, финансируемые за счет европейских, чаше всего румынских грантов. Р.Цырдя называет три основные функции этих организаций:

- мониторинг действий власти, сбор информации для зарубежных спонсоров;

- продвижение западных ценностей, пропаганда всего румынского, создание барьеров на пути проведения «пророссийской» политики;

- создание предпосылок для смены власти, в том числе через уличные выступления - митинги протеста, пикеты, марши и т.п. (Кстати, именно эти НПО сегодня активно митингуют против создания умеренно-пророссийской левоцентристской коалиции ПКРМ - ДПМ).

В общем и целом «унионистам» (сторонникам поглощения Молдовы Румынией) удалось создать предпосылки для объявления Молдовы «несостоявшимся государством»... Этот процесс был приостановлен пришедшей к власти в 2001 году ПКРМ, взявшей курс на сохранение молдавской государственности. Однако полной победы над «унионизмом» молдавские коммунисты добиться не смогли, и после парламентских выборов в апреле 2009 года начался второй этап деконструкции Молдовы.

Отдельная часть работы Богдана Цырди посвящена трагическим событиям 7 апреля 2009 года, когда в Кишинёве имела место срежиссированная определёнными политическими силами атака на молдавскую государственность, давшая старт целой семиотической программе по смене традиционных молдавских символов. Автор обращает особое внимание на захват символического пространства молдавской нации и говорит, что нация, лишённая традиций и символов, обречена на гибель.

С 2004 года к границам Молдова вплотную приблизилась НАТО, с 2007-го - Евросоюз. Руководство республики начало ощущать мощное давление со стороны этих организаций, а также,  что особо важно, со стороны Румынии, открыто объявившей о своих территориальных претензиях к Молдове. Присутствие российского миротворческого контингента в Приднестровье  стало беспокоить Северо-Атлантический альянс. Как считает Р.Цырдя, именно этим объясняется отказ Кишинёва от подписания «Меморандума Козака» в 2003 году и последовавшие предложения президента Румынии Траяна Бэсеску о создании конфедерации с Молдовой для совместного вступления в ЕС. В 2006 году НАТО сумела склонить руководство Молдовы к подписанию индивидуального плана партнерства, проведению совместных военных учений против «условного врага», активному участию в блоке ГУАМ, целью которого была изоляция РФ по южному периметру с отрывом её от морских коммуникаций и углеводородных транспортных коридоров. В ответ на эти действия Россия повысила цены на газ и ввела запрет на винный импорт из Молдовы. Попытки ПКРМ восстановить отношения с Москвой в 2007-2009 гг. привели к жесткой реакции Запада и Румынии.

По итогам досрочных парламентских выборов 29 июля 2009 года пророссийски настроенная ПКРМ лишилась власти и ушла в оппозицию. По мнению Р.Цырди, одной из главных причин ослабления коммунистов и активизации прозападных политических сил в республике явились мартовские декларации, подписанные Д.Медведевым, В.Ворониным и И.Смирновым и гласившие, что российские войска остаются до урегулирования конфликта. Запад счёл это противоречащим Стамбульским соглашениям ОБСЕ 1999 года.

В Молдове был сколочен «Альянс за европейскую интеграцию» (АЕИ), включавший прорумынские Либерально-демократическую и Либеральную партии Молдовы, центристский Альянс «Наша Молдова» и умеренно–пророссийскую  Демократическую партию Молдовы. При таком раскладе Бухарест получил возможность активно влиять на политику Молдовы, осуществляя частичное внешнее управление этой страной. Как подчёркивает Р.Цырдя,  Румыния начала процесс латентной интеграции Молдовы в свое культурное и экономическое пространство с прицелом на аншлюс в ближайшие 20-25 лет. В начале декабря 2010 года румынский президент Траян Бэсеску заявил об этом открыто.

Первыми правительственными актами АЕИ стали отмена запрета о двойном гражданстве в высших органах власти, подписание соглашения о приграничном трафике с Румынией (без заключения Договора о границе и Базового договора, которых Бухарест избегает), снятие колючей проволоки на реке Прут, открытие двух румынских консульств в городах Бельцы и Кагул. За один год в Молдове появился целый ряд румынских СМИ:ТВР-1, Публика ТВ, Журнал ТВ, газеты Адевэрул, Евениментул зилей. Министерство просвещения добилось открытия филиала румынского Галацкого университета в Кагуле, а также получило несколько тысяч учебных мест для молдавских студентов в ВУЗах Румынии. Румынские консультанты появились при всех министерствах правительства. Советником президента стал Дан Дунгачиу, сотрудник румынского МИДа, близкий к румынским спецслужбам. Большинство министров и депутатов от АЕИ – иностранцы (обладатели  румынского гражданства).

В течение года между различными ведомствами Молдовы и Румынии был подписан ряд документов, в некоторых случаях секретных, усиливающих зависимость Кишинева от Бухареста. Речь идет о соглашениях между Нацбанками Молдовы и Румынии, молдавскими карабинерами и румынской жандармерией, молдавским СИБом (Служба информации и безопасности) и румынскими спецслужбами. 13 сентября 2010 года молдавская общественность узнала о том, что Республика Молдова и Румыния готовятся заключить межгосударственный Договор о военном сотрудничестве, который подразумевает  проведение совместных учений, обмен секретной информацией в области планирования обороны, взаимное использование полигонов.  Пятая статья  этого договора подразумевает создание смешанной румынско-молдавской военной комиссии во главе с министрами обороны. Учитывая, что ранее Молдова проводила военные учения с НАТО в рамках индивидуального плана партнерства, а в начале 2010 года Румыния предложила установить на своей территории американскую систему ПРО, есть все основания полагать, что военное сотрудничество двух стран направлено против их восточных соседей (хотя, согласно Конституции, Молдова является нейтральным государством и не присоединяется к каким-либо военным альянсам).

Как отмечает Б.Цырдя, одновременно с военным союзом под румынским руководством стали формироваться совместные органы власти Молдовы и Румынии. В апреле 2010 года врио президента Республики Молдова Михай Гимпу подписал с румынским президентом Траяном Бэсеску Декларацию о стратегическом сотрудничестве в области европейской интеграции. Этим документом Бухарест попытался заменить Базовый политический договор. В  сущности, подписанный документ признаёт за Румынией роль «адвоката» Молдовы в вопросах приёма её в ЕС и  закрепляет отношения субординации «младшего» Кишинёва по отношению к «старшему» Бухаресту. 15 марта 2010 года в Кишинёве состоялась церемония открытия Парламентского бюро румынского сенатора, вице-председателя комиссии по внешней политике Виорела Бадя. Другими словами, в Молдове начали официально функционировать румынские органы политической власти. 15 июля 2010 года появилась  информация о том, что Молдова предоставила Румынии свободный доступ к национальной базе данных Государственного регистра населения. В декабре 2010 Румыния получила право от имени Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН провести перепись сельскохозяйственного инвентаря страны. На январь 2011 года запланировано совместное заседание правительств Молдовы и Румынии по вопросам европейской интеграции.

Апогеем всех «унионистских» акций явилось заявление Румынского центра европейских политик, сделанное в конце декабря 2010 года, о том, что Румыния должна открыть «специальное бюро», которое будет координировать политику Бухареста в отношении Молдовы. Центр предлагает правительству проводить более агрессивную идеологическую политику на молдавском направлении, поддерживать румынские СМИ и культурные центры в Молдове, продвигать ранее заблокированные проекты по развитию инфраструктуры и сферы энергетики. 

Книга Богдана Цырди – убедительное подтверждение того, что Республика Молдова переживает нелегкие времена. В то же время она отнюдь не является «несостоявшимся государством».  Скорее, это  «слабое государство» с ограниченным суверенитетом и неэффективно функционирующей властью. То есть надежда на возрождение молдавского государственности ещё сохраняется.

___________________________

(*) Цырдя Б. Республика Молдова: деконструкция страны и народа Издательство "Foxtrot" SRL, Кишинев 2010, 672 стр. Тираж 300 экз.
 

Оцените статью
0.0