Перейти к основному содержанию

Венгерские мотивы в Евросоюзе и в мировой политике

На фоне двадцатилетия демократических революций в странах Восточной Европы и последовавших за ними радикальных перемен появление бывших социалистических стран, на этот раз Венгрии, в кресле председательствующего в Европейском Союзе уже не вызывает удивления. Таковы геополитические сдвиги: почти все страны Центральной и Восточной Европы – в недавнем прошлом входившие в Организацию Варшавского договора и Совет экономической взаимопомощи - ныне члены НАТО и ЕС…

На фоне двадцатилетия демократических революций в странах Восточной Европы и последовавших за ними радикальных перемен появление бывших социалистических стран, на этот раз Венгрии, в кресле председательствующего в Европейском Союзе уже не вызывает удивления. Таковы геополитические сдвиги: почти все страны Центральной и Восточной Европы – в недавнем прошлом входившие в Организацию Варшавского договора и Совет экономической взаимопомощи - ныне члены НАТО и ЕС… Москва в течение ряда лет ведет с ЕС переговоры о новом базовом соглашении о сотрудничестве, обсуждает возможности партнерства ради модернизации и пытается договориться об отмене визового режима для взаимных поездок граждан. Полугодовое председательство Венгрии в ЕС, завершившееся 30 июня, не принесло в этом смысле российской стороне ничего принципиально нового. Однако продолжалось восстановление объема российской торговли со странами ЕС, сократившейся после острой фазы мирового финансового кризиса.

Председательство Венгрии в ЕС вызывало интерес потому, что в этой стране в 2010 г. пришли к власти правоцентристские силы во главе с партией ФИДЕС (Гражданский Союз), получившие две трети мест в парламенте. Избиратели отказали в доверии социалистам, правившим страной с 2002 г. Уже из предвыборных обещаний лидера ФИДЕС Виктора Орбана, ставшего премьер-министром, стало ясно, что мероприятия по выполнению Венгрией миссии страны-председателя в Евросоюзе будут проходить на фоне внутриполитических преобразований и «затягивания поясов» в целях выхода страны из экономического кризиса. Зная националистические и авторитарные наклонности премьер-министра и его команды, международные наблюдатели предсказывали активизацию политики в отношении венгерского нацменьшинства  в соседних странах, что было чревато конфликтами, а также осложнения с ЕС, особенно в сфере конституционной демократии, свободы слова и правозащитной тематики.

Сейчас можно констатировать, что эти предсказания сбылись, но не в полном объеме. В прессу просачивалась информация о критических замечаниях Н. Саркози и А. Меркель по адресу Будапешта. Наблюдалось обострение отношений Венгрии со Словакией в связи с предоставлением Будапештом  двойного гражданства венграм, проживающим за рубежом. Много критики в европейских странах прозвучало по поводу принятого в январе закона о СМИ, вводящего правительственный контроль и крупные штрафы за содержание публикуемых материалов. После разъяснений министра иностранных дел Я.Мартони о том, что новый закон содержит положения, используемые многими государствами Европы, и после редакции текста эта тема как-то сошла с повестки дня (пока что было отказано в продлении лицензии одной радиостанции левого толка).

Большие дискуссии возникли в связи с принятием венгерским парламентом 25 апреля 2011 г. новой конституции. Основной закон отражает реалии посткоммунистического этапа развития, в нем подчёркивается, что Венгрия – «часть христианской Европы». Документ учитывает членство страны в ЕС и НАТО. В новой конституции говорится, что коммунистическая конституция 1949 года, являвшаяся основой тиранической власти, объявляется недействительной. Теперь в Венгрии на уровне Основного закона государства отрицается «срок давности по бесчеловечным преступлениям, совершенным национал-социалистическим и коммунистическим режимами против венгерской нации  и ее граждан», иными словами - нацизм и коммунизм приравнены друг к другу. Соответствующие изменения внесены и в уголовный кодекс.

В европейской прессе, в выступлениях ряда депутатов Европарламента высказывались опасения по поводу авторитарных тенденций новой венгерской конституции и ограничения ею прав человека. Больше всего критики конституции ломали копья по поводу уменьшения сферы компетенции Конституционного суда, лишения граждан права обращения в этот орган, а также фактических запретов на аборты и однополые браки. Многие положения конституции изложены в общем виде, их детализация предусматривается через так называемые конституционные законы, принимаемые двумя третями голосов в парламенте. В этом усматривается попытка ФИДЕС закрепить, «забетонировать» свое правление. Правда, в новой конституции нет признаков создания президентской республики, чего опасались некоторые правоведы.

В начале июня вопрос о новой венгерской конституции обсуждался на сессии Европарламента. В острой дискуссии, инициированной левыми, зелеными и консерваторами, участвовала и комиссар ЕС В.Рединг, которая уклонилась от оценки конституции со ссылкой на то, что принятие Основного закона  – вопрос национальной компетенции. Однако комиссар отметила, что Брюссель будет наблюдать за принятием в Венгрии конституционных законов, их применением на практике и за соблюдением европейских основных прав. Позицию либеральных критиков лучше всего выразил В.Хойер, статс-секретарь МИД ФРГ: практика последующих лет должна рассеять высказанные опасения. Одновременно немецкий дипломат расхвалил профессионализм председательства Венгрии в ЕС. Таким образом, все закончилось мирно, в духе европейской солидарности, Брюссель не стал ссориться с Будапештом. Один из венгерских юристов, суммировал ситуацию так: нельзя считать,  что новая конституция антидемократическая, но бесспорно, что демократию урезали.

На заключительной пресс-конференции по итогам саммита ЕС 25 июня Херман Ван Рампей и Жозе Мануэль Баррозу выразили благодарность венгерскому премьер-министру за усилия по выполнению Венгрией обязанностей председательствующего, а В.Орбан в свою очередь отметил, что по итогам венгерского семестра «Европа стала сильнее, чем была». По его мнению,  за этот период Евросоюз существенно приблизился к принятию общих мер по экономическому управлению и координации. Впервые в истории ЕС одобрена стратегия подхода к цыганской проблеме (эта проблема касается 10-12 млн. цыган, которые проживают в странах ЕС в нелегких условиях и теперь могут передвигаться по общей территории, обостряя ситуацию в миграционной, социальной, медицинской и правоохранительной сферах. В разработке «цыганской стратегии» Венгрия опиралась на помощь Испании). Венгерское правительство к числу своих достижений за период председательства относит и принятие «Дунайской стратегии». Наконец, премьер-министр подчеркнул, что благодаря стараниям Венгрии удалось вновь запустить процесс расширения Евросоюза, поскольку успешно завершаются переговоры о присоединении Хорватии к ЕС.  Для венгров, которые несколько веков жили в одном государстве с хорватами, этот вопрос имеет особое значение. Ранее В.Орбан выступал также в поддержку присоединения Албании к ЕС.

Ссылаясь на тяжелое экономическое наследство, полученное от правительства социалистов и либералов, В.Орбан отметил, что его правительству удалось стабилизировать бюджет, сократить на 4% госдолг и в то же время справиться с задачами председательства в ЕС.

Любопытно, что венгерская парламентская оппозиция оценивает положительные результаты председательства Венгрии в ЕС примерно так же. Однако бывший министр иностранных дел и бывший комиссар ЕС П.Балаж, в целом, считает проделанную работу «полууспехом». Лидер Социалистической партии А.Мештерхази на встрече с европейским социалистами в Брюсселе заявил, что Венгрия на посту очередного председателя в ЕС добилась много успехов, но на ее деятельность набрасывали тень упомянутый выше закон о СМИ, метод принятия новой конституции,  злоупотребление в парламенте большинством в две трети голосов, отсутствие готовности правительственного большинства к партнерству с другими политическими силами.

К числу неудач венгерского председательства относят отсутствие решения о расширении Шенгенской зоны, малый прогресс на переговорах с Турцией (впрочем, и в первом и во втором случаях дело не в позиции Венгрии), а также перенос саммита ЕС о «Восточном партнерстве», который поначалу планировалось провести в Будапеште, в столицу следующего председательствующего в ЕС – Польши.Ожидается, что этот саммит состоится в Варшаве в сентябре. Поляки, являющиеся вместе со шведами инициаторами политики «Восточного партнерства», явно стремятся сделать Варшаву центром проведения этой политики. Эту тенденцию закрепила состоявшаяся недавно в польской столице встреча президента США Барака Обамы с президентами стран Восточной Европы.

Возможно, Б.Обама выбрал местом  своей встречи с восточноевропейскими лидерами Варшаву (а не Будапешт) в том числе по причине его довольно прохладных отношений с правительством В.Орбана. Американцы не забыли, что  В.Орбан не торопился выражать поддержку США после 11 сентября 2001 г.  Правда, сейчас венгерское правительство стремится всемерно развивать отношения с США в духе евроатлантической солидарности. 30 июня в Будапеште состоялось открытие Центра демократии имени конгрессмена Томаса Лантоса (венгра по происхождению) и памятника президенту США Рональду Рейгану. На церемонии присутствовали Хиллари Клинтон и Кондолиза Райс.

Еще до парламентских выборов 2010 года В.Орбан заявлял, что решение экономических и финансовых проблем Венгрии следует искать на путях сотрудничества с русскими, китайцами и арабами. Не знаю, что следует венграм ожидать от сотрудничества с арабскими странами, но В.Орбан дважды встречался с В.Путиным. Оживилась взаимная торговля, наладились политические и общественные контакты.  Однако остаётся ряд вопросов, прежде всего энергетического сотрудничества, ожидающих решения, в том числе, участие России в расширении АЭС «Пакш». Венгерский премьер просил крупный кредит в Москве, чтобы выкупить акции венгерской нефтегазовой корпорации МОЛ, приобретенные ранее Сургутнефтегазом, но заблокированные венгерским судом. Венгерское правительство в итоге для выкупа этих акций нашло средства в сумме 1,8 млрд. евро (через МВФ?). Однако остался осадок  от  того,  что венгры не захотели допустить на свой рынок крупную российскую нефтяную компанию.

В последние дни состоялся сенсационный визит премьера Госсовета КНР Вэнь Цзябао в Европу – в Будапешт, Лондон и Берлин. Китайская сторона подписала с Венгрией 12  соглашений о сотрудничестве. Китайцы хотят сделать Венгрию своей опорной площадкой в Восточной Европе. КНР предоставляет Венгрии кредит в 1 млрд. евро.  Пекин предложил также рассмотреть вопрос о покупке венгерских гособлигаций. Китайские фирмы приобрели венгерский химический комбинат «Боршодхем» и будут инвестировать средства в его развитие. С помощью Китая будет построен завод по производству лимонной кислоты. Обсуждались и транспортные проекты. Переговоры с премьер-министром коммунистического Китая прошли в сугубо прагматическом духе, без всякого намека с венгерской стороны на разницу в идеологических подходах. В.Орбан, не скрывающий своих антикоммунистических взглядов, когда нужно, умеет быть реалистом.

Венгерская левая оппозиция, переживающая сейчас сложное время внутренних разборок и разбирательств, надеется собраться с силами к следующим парламентским выборам 2014 года, чтобы нанести поражение право-центристской коалиции.  Однако заниматься прогнозами и делать ставки на победителей ещё рано.

_________

В.Л.Мусатов – кандидат исторических наук, посол (в отставке)

Оцените статью
0.0